Файл: iyul._skaya-e.g.---vvedenie-v-li_.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.09.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

йцукенгшщзхъфывапролджэячс

митьбюйцукенгшщзхъфывапролд

жэячсмитьбюйцукенгшщзхъфыва

ИЮЛЬСКАЯ ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА

Кафедра мировой литературы

пролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

фывапролджэячсмитьбюйцукенгшI курс щзхъфывапролджэячсмитьбюйцук енгшщзхъфывапролджэячсмитьб юйцукенгшщзхъфывапролджэячс митьбюйцукенгшщзхъфывапролд жэячсмитьбюйцукенгшщзхъфыва пролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъ фывапролджэячсмитьбюйцукенгш щзхъфывапролджэячсмитьбюйцук

 

Оглавление

 

Тема 1. Барокко в мировой и русской литературе ...............................

3

Тема 2. Западноевропейский и русский классицизм...........................

5

Тема 3. История и теория сентиментализма ........................................

7

Тема 4. Романтизм в мировой литературе ............................................

9

Тема 5. Натурализм как художественный метод................................

11

Тема 6.

Критический реализм..............................................................

13

Тема 7.

Диалог и монолог в структуре художественного текста .....

15

Тема 8.

Литературный портрет ............................................................

17

Тема 9.

Поэтика имен и фамилий в литературном произведении ...

19

Тема 10. Пейзаж в художественной литературе.................................

21

Тема 11. Поэтика цвета и света в литературном произведении .......

23

Тема 12. Функции интерьера в художественном тексте ...................

25

Тема 13.

Поэтика заглавия ...................................................................

27

Тема 14.

Реминисценция. Аллюзия. Цитата.......................................

29

Тема 15. Роль детали в художественном произведении....................

31

Тема 16.

Стих и проза ...........................................................................

33


Тема 1. Барокко в мировой и русской литературе

План

1.Место литературы барокко в системе европейских художественных методов и стилей. Происхождение термина. Причины, время возникновения и особенности развития барокко. Высокое, среднее, низовое барокко и их характеристика.

2.Национальные особенности барочных литератур Испании, Италии, Германии, Польши. Основные темы и идеи. Герои и антигерои барокко. Жанровые приоритеты европейского барокко. Риторический стиль барокко.

3.Художественное своеобразие русского барокко. Два этапа развития. Писательский состав. Литераторы-профессио-налы и дилетанты. Типология отечественного барокко. Официальное и демократическое барокко. Оригинальный характер старообрядческого барокко. Барокко как ведущий художественный стиль русской церкви.

4.Политические идеалы и философская основа русского барокко (идеи просвещенного абсолютизма, национальной и религиозной независимости, социального мира; философия двойной истины, наивный прагматизм и антропоцентризм).

5.Этико-эстетическая программа русского барокко. Возникновение новых эстетических категорий. Новая концепция человека и этических норм поведения («Юности честное зерцало»). Гедонизм, поэтизация быта, элементы натурализма. Этическое начало в решении проблем богатства и бедности, личных и государственных интересов. Примат светского над религиозным в развитии литературы.

6.Теория «трех стилей» в интерпретации писателей русского барокко. Характерные приметы русского барочного стиля. Особенности его проявления в драматургии, лирике и прозе литературы переходного периода. Жанровая система русского барокко.

7.Стили барокко в русской живописи, архитектуре, музыке, прикладном искусстве.

Задания

1.Изучите трактат Феофана Прокоповича «De arte poetica» и выявите основные эстетические принципы русского барокко. Выводы запишите в рабочую тетрадь.

2.Нарисуйте схему развития барокко в русской литературе.

3.Выпишите из произведений зарубежных и русских писателей яркие примеры проявления барочного стиля.


Исследования

Голенищев-Кутузов П.Н. Романские литературы. – М., 1975. – С. 213– 225, 244–264, 345–348.

Виппер Ю.Б. О разновидностях стиля барокко в западноевропейских литературах XVII века // Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история. – М.,

1990. – С. 147–158.

Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древнерусской литературы. –

Л., 1987. – С. 287–304.

Липатов А.В. Литературный облик польского барокко и проблемы изучения древнерусской литературы // Славянское барокко. Историкокультурные проблемы эпохи. – М., 1979. – С. 43–89.

Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X–XVII веков. Эпохи и стили.

– Л., 1973. – С. 165–214.

Михайлов А.В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. – М., 1994. – С. 326–391.

Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ // Из истории русской культуры. – Л., 1984. – Т. III. – С. 183–191.

Сазонова Л.И. Литературная культура России. Раннее Новое время. – М.,

1986.

Травников С.Н. Писатели петровского времени. Литературноэстетические взгляды. Путевые записки. – М., 1992.

Тема 2. Западноевропейский и русский классицизм

План

1.Классицизм как художественный метод и литературное направление в истории мировой культуры. Причины возникновения и особенности развития классицизма в Европе. Периодизация и типология классицизма. Французская классицистическая литература как образец для подражания. Литературные манифесты европейских теоретиков словесности. «Поэтика» Николя Буало и русская литература.

2.Классицизм в России. История формирования и основные этапы становления литературного направления. Три задачи русского классицизма. Национальное своеобразие русского классицизма. Рационально-логическая и эмоционально-ритори-ческая школы. «Идеальное» и «сатирическое» направление в литературе. Пред- и постклассицизм. Русский классицизм как стиль эпохи.

3. Теоретические трактаты русских классицистов В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова. Роль реформы русского стихосложения и «теории трех стилей» в становлении новой литературы. Жанрово-видовая и стилевая системы. Нормативность поэтики классицизма. Причины существования несоответствия между литературной теорией и художественной практикой российских писателей.

4.Социально-политическая основа русского классицизма и ее отражение в литературе. Монархизм русских писателей и тираноборческие мотивы национальной словесности. Теория общественного договора. Идея естественного равенства людей и внесословной ценности человеческой личности. Тема злоупотребления крепостным правом в литературе.

5.Философская база классицизма в России и Франции: общее и различное. Рационализм Р. Декарта и Г. Лейбница, сенсуализм Д. Локка, материализм К. Гельвеция как основа философских исканий русских классицистов.

6.Эстетическая концепция русского классицизма и ее отражение в идейно-тематическом комплексе и поэтике литературных произведений. Подражание образцам как эстетическая проблема. Идея подражания природе. Теория трех единств. Просветительский характер и дидактическая направленность искусства.

7.Этические идеи отечественного классицизма. Этический герой. Гражданственность и гуманизм произведений. «Огосударствление» человека. Конфликт между чувством и долгом и специфика его решения русскими классицистами. Антиисторизм сюжетики. Идея персонификации нравственных качеств литературного героя. Преобладание вечного и


общечеловеческого над конкретно-историческим и национальным.

Задания

1.По научным словарям, энциклопедиям и литературоведческим справочникам отработайте теоретические понятия «классицизм», «предклассицизм», «постклассицизм», «рационализм», «сенсуализм», «материализм», «историзм», «нормативность».

2.В «Оде на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 года» М.В. Ломоносова выделите социально-политические, философские, нравственно-эстетические проблемы и покажите их связь с поэтикой произведения.

3.Выпишите в тетрадь произведения и фамилии русских музыкантов, живописцев, скульпторов, архитекторов, работавших в стиле классицизма. Докажите, что классицизм – стиль эпохи.

Исследования

Виппер Б. Формирование классицизма во французской поэзии начала

XVII века. – М., 1967.

Гаспаров М.П. Очерк истории русского стиха. – М., 2002. – С. 57–110. Гуляев Н.Н. Литературные направления и методы в русской и зарубежной

литературе XVII–XIX в. – М., 1983. – С. 29–43.

Леонов С.А. Литература классицизма в школьном изучении. – М., 1999. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М., 1980. Москвичева Г.В. Русский классицизм. – М., 1986.

Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. – М., 1968.

Песков А.М. Буало в русской литературе XVIII – первой трети XIX вв. –

М., 1989.

Серман И.З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. – Л., 1973. Смирнов А.А. Литературная теория русского классицизма. – М., 1981. Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе XVIII в. –

М., 1979. – С. 21–56.

Тема 3. История и теория сентиментализма

План

1.Возникновение и особенности развития сентиментализма в литературе и искусстве Западной Европы. Происхождение термина. Рост переводной литературы как следствие активизации творческого диалога между Россией и Западом в последней четверти XVIII века. Влияние поэзии и прозы английского сентиментализма на русскую культуру (Л. Стерн, Т. Грей, Э. Юнг, Д. Томсон). Традиции немецкой и французской школ сентиментализма в русской литературе. Ж.-Ж. Руссо, И.-В. Гете и русский сентиментализм.

2.Причины и предпосылки появления сентиментализма в России. Хронологические рамки, этапы развития, писательский состав, литературные манифесты. Взаимосвязь сентиментализма и классицизма, сентиментализма

ипредромантизма в истории отечественной словесности. Проблема типологии русского сентиментализма в современном литературоведении.

3.Философская основа и социально-политическая база русского сентиментализма. Философские концепции Д. Локка и А. Шефстбери и их отражение в литературе. Приоритет чувственно-эмпирического начала над рационально-логическим в познании мира и человека. Обоснование и защита идеи внесословной ценности человеческой личности. Углубление процесса демократизации литературного творчества (писатель – герой – читатель).

4.Этико-эстетические каноны сентиментального искусства. Представление о прекрасном и возвышенном, идея гармонии человека и природы, концепция единства красоты и добра, культ любви и дружбы, поэтизация понятий «семья» и «дом», особый взгляд на задачи поэзии и роль поэта в обществе, формирование нового художественного вкуса. Проблема подражания в литературе.

5.Образ человека в произведениях русских писателейсентименталистов. Особенности изображения внутреннего мира героя. Способы и приемы психологизации повествования. Рост исповедального начала в раскрытии образа. Портрет и пейзаж как характерообразующие компоненты художественного текста. «Круг чтения» героя русского сентиментализма. Слово и жест в создании образа «чувствительного» человека.

6.Жанрово-стилевое своеобразие литературы русского сентиментализма. Пути трансформации классицистической системы жанров в сентименталистскую. Причины популярности таких форм, как «литературное путешествие», «роман в письмах», «повесть», «дневник», «исповедь», «дружеское послание», «элегия», «слезная драма» и др. Начало процесса «прозаизации» поэзии. Новаторство в области ритмической


организации стиха. Выработка нового стиля, главные приметы которого – изящество, естественная простота и свобода.

7. Место и значение сентиментализма в истории отечественной культуры. Традиции сентиментального искусства в творчестве русских писателей XIX века.

Задания

1.По научным словарям, энциклопедиям и литературоведческим справочникам отработайте теоретические понятия: «сентиментализм», «литературный манифест», «прекрасное», «возвышенное», «гармония», «идеал», «психологизм», «чувствительность», «исповедь», «элегия», «слезная драма».

2.Сравните поэтические системы сентиментализма и классицизма, выявив их отличительные черты. Объясните, почему классицизм и сентиментализм считаются нормативными методами. Запишите выводы в рабочую тетрадь.

3.Выберите и проанализируйте одно из лирических произведений сентиментализма. Укажите на характерные приметы сентиментальной поэтики.

Исследования

Атарова К.Н. Лоренс Стерн и его «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». – М., 1988.

Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII в. – М., 1983. – С. 165–187. Иванов М.В. Судьба русского сентиментализма. – СПб., 1996.

Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма. Эстетические и художественные искания. – СПб., 1994.

Орлов П.А. Русский сентиментализм. – М., 1977.

Тронская М.Л. Немецкий сентиментально-юмористический роман эпохи Просвещения. – Л., 1965.

Тураев С.В. От просвещения к романтизму. – М., 1983. – С. 93–111. Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе XVIII в. –

М., 1979. – С. 57–92.

Тема 4. Романтизм в мировой литературе

План

1.Романтизм как художественный метод и литературное направление. Исторические и культурные предпосылки возникновения романтизма в Европе. Национальное своеобразие английского, немецкого, французского романтизма. Литературные манифесты европейских романтиков.

2.Политическая основа русского романтизма. Влияние идей Просвещения Великой французской революции, наполеоновских войн на формирование романтического метода. Русская самодержавнокрепостническая система и ее оценка в литературе. Романтическое неприятие существующих общественных отношений и идея бунтарства. Особый характер историзма в романтической литературе.

3.Философская база европейского и отечественного романтизма. Предпосылки романтической философии в теософском учении Франса Гемстергейса и Луи Сен-Мартена. Историко-философская концепция Иоганна Гердера о поэтической индивидуальности наций. Идея субъективности познания Фридриха Шеллинга, теория индивидуализма Иоганна Фихте и их влияние на литературу.

4.Этико-эстетические особенности романтизма. Идея свободы творчества и возможности преобразования реального мира. Романтическая антитеза мечта – действительность. Прекрасное и безобразное, возвышенное

итрагическое. Романтический катарсис. Концепция романтической личности

итема рока. Романтическая триада. Культ Поэта и Поэзии.

5.Сущность и своеобразие русского романтизма. Хронологические рамки, основные этапы, важнейшие течения и писательский состав. Пред- и постромантики. Ведущие жанры русского романтизма. Стилевые новации. «Школа гармонической точности». Романтическая диалектика. Наполеон и Байрон как архетипы романтического героя. Система образов романтизма. Специфика портрета, интерьера и пейзажа. Литературные манифесты русского романтизма.

Задания

1.По научным словарям, энциклопедиям и литературоведческим справочникам отработайте теоретические понятия «романтизм», «предромантизм», «постромантизм», «субъективизм», «индивидуализм», «антитеза», «катарсис».

2.Выделите основные этапы развития русского романтизма и дайте им историко-литературную характеристику. Определите принципиальные отличия периодов друг от друга и объясните, с чем они связаны. Результаты наблюдений зафиксируйте в рабочей тетради.