ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.09.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
ВОПРОСЫ
по курсу «История русской литературы XIX века (первая половина)
1. Романтизм как литературное направление. Философские и эстетические взгляды русского романтизма, его классификация и основные представители. Ведущие романтические жанры.
2. Особенности созерцательного романтизма В.А. Жуковского. Своеобразие жанра элегии в творчестве поэта. Анализ произведения «Сельское кладбище»: тематика, образ лирического героя, композиция, специфика художественного времени и пространства.
3. Баллады В.А. Жуковского. Типология жанра и его художественная специфика. Анализ одной баллады В.А. Жуковского (по выбору студента).
4. Тема романтического двоемирия и мотив невыразимого в русской литературе XIX века (на примере стихотворений В.А. Жуковского «Невыразимое», А.С. Пушкина «Осень»).
5. Периодизация творчества К.Н. Батюшкова. Тематика и художественное своеобразие лирики поэта 1803 – 1812 года. Эпикурейские традиции, особенности «маленькой философии». Анализ стихотворения «Мои пенаты».
6. Лирика К.Н. Батюшкова 1812 – 1822 года. Философская основа, жанровая специфика, периодизация. Тема разочарования в жизни, символика смерти. Анализ произведения «Изречение Мельхиседека».
7. Художественное своеобразие философского романтизма. Тематика и поэтика стихотворений Д.В. Веневитинова. Анализ одного стихотворения (по выбору студента).
8. Философское осмысление жизненного пути человека (сравнительный анализ произведения Д.В. Веневитинова «Жизнь» и А.С. Пушкина «Телега жизни»).
9. Идейно-тематическое и художественное своеобразие раннего творчества Е.А. Баратынского (1820-е годы). Особенности романтического мировосприятия лирического героя. Специфические особенности трактовки темы любви, разлуки, счастья, искусства. Анализ одного стихотворения (по выбору студента).
10. Философия, поэтика и структура цикла Е.А. Баратынского «Сумерки». Содержание и функция посвящения П.А. Вяземскому. Отражение основных идей сборника в стихотворении «Недоносок».
11. Партизанская лирика Дениса Давыдова. Образ поэта-партизана. Лирический герой и его эволюция. Тематика и жанровое своеобразие. Анализ одного произведения (по выбору студента).
12. Тематика, композиция, система образов пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума». Образ Чацкого. Конфликт «века нынешнего» и «века минувшего». Элементы классицизма, романтизма и реализма в произведении.
13. Тематическое и художественное своеобразие лицейской лирики А.С. Пушкина. Традиции русской литературу XVIII столетия и рубежа веков и их отражение в творчестве поэта. Гражданская и эпикурейская поэзия раннего А.С. Пушкина. Комплексный анализ стихотворения «Воспоминание в Царском селе».
14. Лирика А.С. Пушкина 1817 – 1820 –х годов. Социальная проблематика и гражданский пафос. Поэтическое осмысление русской истории. Ода «Вольность»: тематика, композиционное своеобразие, традиции классицизма.
15. Комплексный анализ стихотворения А.С. Пушкина «Деревня». Романтические и реалистические тенденции. Социальная и нравственно-философская проблематика, композиция, специфика художественного времени и пространства. Общественно-политические и гуманистические взгляды поэта.
16. Стихотворения «южного периода» в творчестве А.С. Пушкина. Тематика, специфика романтического мировосприятия поэта, художественное своеобразие. Мотив романтического двоемирия. Анализ стихотворения «Погасло дневное светило».
17. Тематика и поэтика стихотворения А.С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный»: социально-философская основа, библейские мотивы, роль эпиграфа. Специфика художественных средств.
18. Лирика А.С. Пушкина периода ссылки в Михайловское. Ценности любви и дружбы в мировосприятии поэта. Анализ стихотворения К*** («Я помню чудное мгновение…»).
19. Стихотворения А.С. Пушкина, посвященные Е.К. Воронцовой («Сожженное письмо», «Храни меня мой талисман»): тематика, биографическая основа, приемы создания образа любимой женщины, стилистическое своеобразие, функция обращений.
20. Нравственно-философские искания в лирике А.С. Пушкина 1830-х годов. Тема жизни и смерти, поиска гармонии и счастья. Анализ одного стихотворения (по выбору студента).
21. Христианские мотивы в лирике А.С. Пушкина. Стихотворная переписка с митрополитом Филаретом (Дроздовым) и ее роль в раскрытии религиозно-философских поисков поэта. Анализ стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны…».
22. Эволюция трактовки темы «свободы» в Южных поэмах А.С. Пушкина (на примере произведений «Кавказский пленник» и «Цыгане»).
23. Произведение А.С. Пушкина «Медный всадник» сквозь призму петербургского мифа. Образ Евгения и приемы его создания. Конфликт, жанровое своеобразие, композиция и хронотоп поэмы.
24. Тема народа и власти в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Историческая основа произведения. Образ царя Бориса: внутренний конфликт персонажа и его причины. Главные, второстепенные и эпизодические персонажи. Роль и место образов Пимена и юродивого Николки в произведении А.С. Пушкина.
25. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина как цикл. Тематика, уровни конфликта и основные персонажи произведений. Философская основа трагедии «Пир во время чумы».
26. Конфликт «закономерности» и «случая» в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». Образ Германна, приемы его создания, причины нравственных противоречий персонажа. Жанровая специфика: черты светской, бытовой повести, авантюрного и готического романа, баллады в произведении.
27. Романтические и реалистические традиции в «Повестях И.П. Белкина». Образ рассказчика. Основные сюжеты произведения и их роль в раскрытии замысла А.С. Пушкина.
28. Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: история создания, тематика, конфликт свободы и счастья, образ главного героя и приемы его создания. Онегин в системе образов романа.
29. Жанровое своеобразие романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Эпические и лирические черты, роль лирических отступлений. Черты романтизма и реализма. Образ повествователя. Композиция и хронотоп произведения. Понятие «онегинская строфа».
30. Художественные особенности лирики М.Ю. Лермонтова 1828 – 1837 годов. Мифопоэтическая основа стихотворения «Ангел». Байронические мотивы и их отражении в произведении «Нет, я не Байрон, я другой…». Специфическая трактовка темы любви в стихотворениях «Нищий» и «Я не унижусь пред тобой…».
31. Специфика романтизма в лирике М.Ю. Лермонтова 1837 – 1841 года (на примере стихотворений «И скучно и грустно…», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Выхожу один я на дорогу…»). Байронические и шеллингианские мотивы. Тема поиска гармонии и обретения счастья. Конфликт человека и толпы. Роль природы и элементы пантеистической философии в произведении.
32. Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»: романтические тенденции, образ центрального персонажа и приемы его создания. Сюжет, композиция и хронотоп поэмы.
33. Тематика и поэтика романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: образ Печорина, сюжет и фабула, роль приема «трех рассказчиков» в раскрытии авторского замысла.
34. «Вечера на хуторе близ Диканьки» как цикл. Системообразующие факторы цикла. Тематика, образы повествователей, композиция. Специфика фольклорного начала. Роль повести «Страшная месть» в структуре цикла.
35. Цикл Н.В. Гоголя «Миргород»: тематика, композиция. Образ дома и его трансформация в структуре цикла.
36. Тематика и поэтика повести Н.В. Гоголя «Портрет». Своеобразие трактовки темы искусства и образа художника. Двухчастная структура повести и ее роль в раскрытии авторского замысла.
37. Тематика и художественное своеобразие повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»: романтическая интерпретация темы искусства. Образы Пискарева и Пирогова: специфика антитетического изображения, портретная характеристика, эволюция персонажей. Художественное время и пространство: мифопоэтическое восприятие образа Петербурга.
38. Идейно-художественная и жанровая специфика комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Социально-историческая и нравственно-философская проблематика. Система образов. Роль финала.
39. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»: тематика, сюжетно-композиционная структура, хронотоп. Образ Чичикова и приемы его создания. Роль портрета в формировании образа центрального персонажа. Чичиков с системе образов поэмы. Галерея помещиков и особенности ее построения.
40. Жанровое своеобразие поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»: черты эпоса и лирики, роль и место вставных жанров в произведении. Специфика авторского замысла, библейские аллюзии, влияние шедевров мировой литературы на формирование замысла писателя.