Файл: petrivnyaya-e.k.---istoriya-zaru_.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.09.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

йцукенгшщзхъфывапролджэячсми

тьбюйцукенгшщзхъфывапролджэ ячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапроПЕТРИВНЯЯ ЕЛЕНА КАПИТОНОВНА

лджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфыКафедра мировой литературы

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

вапролджэячсмитьбюйцукенгшщзСРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ хъфывапролджэячсмитьбюйцукен

I курс, 2 семестр

гшщзхъфывапролджэячсмитьбюй

цукенгшщзхъфывапролджэячсмит

ьбюйцукенгшщзхъфывапролджэя

чсмитьбюйцукенгшщзхъфывапрол

джэячсмитьбюйцукенгшщзхъфыв

апролджэячсмитьбюйцукенгшщзх

ъфывапролджэячсмитьбюйцукенг

шщзхъфывапролджэячсмитьбюйц

укенгшщзхъфывапролджэячсмить

бюйцукенгшщзхъфывапролджэячс

митьбюйцукенгшщзхъфывапролд

жэячсмитьбюйцукенгшщзхъфыва

пролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъ

фывапролджэячсмитьбюйцукенгш

 

Оглавление

 

Занятие 1.ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.«ПЕСНЬ О

 

РОЛАНДЕ» ..............................................................................................................

 

3

Занятие 2.РЫЦАРСКИЙ РОМАН « ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА». ....................

5

Занятие 3.ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ «БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ» .................

7

Занятие 4.ФРАНСУА

РАБЛЕ «ГАРГАНТЮА и ПАНТАГЮЭЛЬ»............

9

Занятие 5.МИГЕЛЬ де СЕРВАНТЕС СААВЕДРА «ХИТРОУМНЫЙ

 

ИДАЛЬГО ДОН КИХОТ ЛАМАНЧСКИЙ» ......................................................

11

Занятие 6.«ШЕКСПИРОВСКИЙ ВОПРОС» ШЕКСПИР «РОМЕО и

 

ДЖУЛЬЕТТА».......................................................................................................

 

13

Занятие 7.ШЕКСПИР

«ОТЕЛЛО» ....................................................................

14

Занятие 8.ШЕКСПИР «ГАМЛЕТ» .....................................................................

15

Занятие 9.ШЕКСПИР

«КОРОЛЬ ЛИР» .........................................................

16

Занятие 10.ШЕКСПИР

«МАКБЕТ» .................................................................

17

Задания к заключению практических занятий по творчеству Шекспира .......

18

2


ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

II семестр

Занятие 1

ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

«ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ»

План

1.Исторические условия возникновения и формирования героического эпоса Средневековья. В чем состоит «универсальность» эпического произведения? Как вы ее понимаете?

2.Французский героический эпос «Песнь о Роланде». Историческая действительность и характер ее отражения в «Песне о Роланде». Эпоха первых крестовых походов.

Религиозные представления, феодальные отношения. Понятия о чести, долге и вассальном служении.

3.Эпический мир «Песни о Роланде» и способы его создания: пространство и время;

симметричность и неоднородность эпического мира; гиперболизм; природа и человек;

характер изображения борьбы.

4.Особенности композиции произведения. Роль параллелизмов в композиционной структуре произведения: в завязке (предательство Ганелона), в кульминации (битва),

развязке (месть Карла).

5.Особенности создания образа эпического героя: образы Роланда, Оливье, Турпена,

короля Карла, Ганелон, Тьерри, изображение мавров. Принцип параллелизма-

противопоставления.

6.Роланд как героический характер. Его сходство с героями других эпических произведений и отличие от них. Любовь Роланда к «милой Франции», богатырское удальство и своеволие Роланда, в чем заключается «трагическая вина» героя?

7.Патриотический пафос поэмы «Песнь о Роланде».

3

Задания

1.Эпическое произведение в фольклоре и литературе. Особенности жанра. Проблема авторского начала.

2.В чем сходство и отличие памятников архаического эпоса («Беовульф», «Старшая Эдда») и европейского классического эпоса («Песнь и Роланде», «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о моем Сиде»)?

3.Каков характер эпического героя и приемы его воплощения? Какие народные представления и идеалы находят отражение в характере эпического героя?

4.Роль патриотических мотивов в эпическом произведении. Различные формы их художественного воплощения в зависимости от исторического развития (защита племени от мифических чудовищ; расширение исторической тематики – защита родной земли от иноземных захватчиков). Особенности эпического времени.

5.Словарь литературоведческих терминов: эпос (понятия рода и жанра), гипербола

(эпический гиперболизм и литературная гипербола), повторы, постоянные эпитеты.

Литература

Тексты

Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. Песнь о Роланде. Песнь о Сиде.//

Западноевропейский эпос. Санкт-Петербург, 2002.

Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М.,1975.

Исследования

Гуревич А. Средневековый эпос германских народов // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М.,1975, С.5-25.

Жирмунский В.М. Народный героический эпос: сравнительно-исторические очерки. М., 1962.

Волкова З.Н. Эпос Франции. М.,1986.

Михайлов А.Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики и стилистики. М.,1995.

Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М.,1986.

4


Занятие 2

РЫЦАРСКИЙ РОМАН « ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА».

Художественная интерпретация легенды о Тристане и Изольде

в средневековых романах Беруля, Тома и Готфрида Страсбургского.

План

1.Основные жанровые признаки рыцарского романа.

2.Цикл сюжетов «бретонских» или «артуровских» романов.

3.Кельтское сказание о Тристане и Изольде и стихотворные обработки этой легенды Берулем, Тома, Готфридом Страсбургским.

4.Особенность ситуации, в которую поставлены герои, концепция их чувств.

5.Функция символов и аллегорий в раскрытии идейного содержания романа.

Литература

Тексты

Беруль. Роман о Тристане//Легенда о Тристане и Изольде. М.,1976, С.19-103.

Тома. Роман о Тристане // Легенда о Тристане и Изольде. М.,1976, С.116-186.

Готфрид Страсбургский. Тристан // Легенда о Тристане и Изольде.М., 1976,

С. 186-206.

Исследования

Михайлов А.Д. История легенды о Тристане и Изольде // Легенда о Тристане и Изольде.

М.,1976, С.623698.

Мелетинский Е.М. Средневековый роман. М.,1975.

Задания

Прочитайте статью А.Д.Михайлова и ответьте на вопросы:

1.Рассмотрите графическое изображение сюжета легенды и ее инвариантов,

предложенное Михайловым:

Лес Моруа

Женитьба Марка

Изгнание Тристана

Любовный напиток

Женитьба Тристана

Изольда узнает Тристана

Изольда узнает об «измене» Тристана

Бой с драконом

Бой с великаном

Знакомство с Изольдой

Тристан –нищий

5

Бой с Морхольтом

Бой с рыцарями Марка

Бой с Морганом

Последний бой

Норвежские купцы

Корабль Каэрдина

Рождение

Смерть

Ривален и Бланшефлер

Чудо с деревьями

2.Выделите симметричные пары предлагаемой схемы и выявите внутреннюю гармонию развития сюжета и его эпизодов.

3.Какие качества характера Тристана выделяет автор статьи?

4.Согласны ли вы с утверждением А.Д.Михайлова, что море в этой легенде становится «символом очень емким и многозначным»?

5.Какова концепция любви, изображенная в легенде, у Беруля ?

6.Как вы думаете, почему А.Д.Михайлов считает, что применительно к роману Тома можно говорить « о «куртуазных» приемах раскрытия любовного чувства, но не о куртуазной концепции любви»?

7.Каким образом в романе Готфрида страсбургского оспариваются куртуазные идеалы?

8.Почему Готфрида Страсбургского, по сравнению со скупым лаконичным Тома можно назвать «изощренным живописцем»?

6


Занятие 3

ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ «БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ»

План

1.Значение Предвозрождения в формировании мировой литературы.

2.Биография Данте. Общественная жизнь Флоренции этого периода.

Изгнание Данте из Флоренции. Данте как создатель общенационального итальянского литературного языка («Пир» (введение), трактат «О Народном красноречии»). «Божественная комедия» Данте как этап в художественном развитии человечества.

а) «Приобщение человечества к мировой гармонии через преодоление всего того, что связано с греховностью, безобразием и общественным и политическим хаосом земного материального мира» как «истинный сюжет» комедии (История всемирной литературы.

Т.3, С.63).

б) Три части поэмы («Ад», «Чистилище», «Рай»). Стилевые различия между ними. Чем объясняются стилевые различия? Найдите наиболее выразительные характеристики

«Ада», «Чистилища», «Рая».

в) Роль символов и аллегории в начале «Божественной комедии» («Ад») и в произведении в целом.

г) Почему Данте делает своим проводником Вергилия? Данте и Вергилия у врат ада

(«Ад», III).

д) Роль Беатриче в «Божественной комедии». Что она олицетворяет по мысли автора?

е) Над какими человеческими пороками и преступлениями творит Данте суд, помещая грешников в «Ад»: мучения лихоимцев в кипящей смоле (XXI), предателей в ледяном озере (XXII), алчных церковников, торгующих церковными должностями (XIX). Значение реалистической детали (картин быта, природы) при изображении мучений грешников.

ж) Почему Данте помещает представителей античной культуры в преддверие ада?

з) Почему Данте, сочувствуя любви и страданиям Франчески и Паоло (Y), тем не менее помещает их в ад?

и) Рассказ Улисса (Одиссея) о своих странствиях. Отношение Данте к Улиссу. Какие черты эпохи Возрождения Данте предвосхищает в этом рассказе (XXYI)?

к) Каким предстает перед ним Данте в «Божественной комедии» ( по отношению к миру, людям, культуре, Беатриче, Богу). Человечность Данте, помогающая ему одним выразительным штрихом воскресить в грешнике человеческое (эпизод с Уголино, песнь

XXIII). Привести другие примеры.

7

3.Данте как «последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени»

(Ф.Энгельс).

4.Божественная комедия Данте в восприятии С.Боттичелли, Джото, Г. Доре.

Литература

Тексты

Данте. Божественная комедия (перевод М. Лозинского).

Исследования

1.Алексеев М.П. Первое знакомство с Данте в России// Алексеев М.П.

Сравнительное литературоведение. Л., 1983, С. 147-198.

2.Асоян А.А. Данте и русская литература. Свердловск, 1989.

3.Голенищев-Кутузов И.Н. Данте. М. 1967.

4.Голенищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. М.,1971.

5.Голенищев-Кутузов И.Н., Хлодовский Р.И. Данте Алигьери // История всемирной литературы: В 9т-х Т.3, М., 1985. С. 51-67.

6.Данте и всемирная литературы / Под ред. Н.И. Балашова и др. М.,1967.

7.Дживелегов А.К. Данте Алигьери: жизнь и творчество. М.,1946.

8.Елина Н.Г. Данте: Критико-биографический очерк. М.,1965

9.Творчество Данте и мировая культура. М.,1971.

8


Занятие 4

ФРАНСУА РАБЛЕ «ГАРГАНТЮА и ПАНТАГЮЭЛЬ»

План

1.Возрождение во Франции и его особенности.

2.Ф.Рабле как выдающийся писатель французского Ренессанса. Что нам известно о жизни Рабле? В каких условиях формировался Рабле как писатель? Под влиянием каких факторов складывалось его отношение к миру и человеку? Каковы источники романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»? История создания романа. Связь произведения Рабле с фольклором. Назовите основные части романа, место действия и главных героев.

3.Тема воспитания в романе (кн. 1, гл.XXIII – XXIV; письмо Гаргантюа Пантагрюэлю:

кн. II,гл. VIII). Различные методы воспитания (схоластическое воспитание Олоферна,

всестороннее гуманистическое воспитание Понократа).

4.Два типа правителя-монарха в изображении Рабле: Пикрохоль как воплощение жестокости, деспотизма и авантюризма (гл. XXIII).

5.Грангузье и Гаргантюа как олицетворение гуманистических представлений о монархе-

философе (миролюбие. Разумная защита национальных интересов, добросердечность:

гл.I, XI ).

6.Утопический идеал Рабле, отраженный в образе монаха Жана и в укладе Телемской обители ( гл. IIVII )

7.Как с помощью отрицания (осмеяния) старого мира и защиты новых гуманистических принципов утверждает Рабле новое? Письмо Гаргантюа Пантагрюэлю (кн.I, гл. VIII) –

выражение идей французского гуманизма (восхваление разума, наук, программа гуманистического воспитания).

8.Пантагрюэль как идеал человека в представлении Рабле. Философия

«пантагрюэлизма», ваше отношение к ней.

9.Дать характеристику (общую) третьей и четвертой книг романа. В чем их отличие от двух первых?

10.Какую роль исполняет образ Панурга? Почему он в последних книгах вытесняет Пантагрюэля?

11.Роман Рабле как картина жизни современного писателю общества.

12.Роль юмора, сарказма, гротеска, гиперболизации в художественной системе Рабле.

9

Литература

Тексты

Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль (перевод Н. Любимова).

Исследования

1.Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.,1965.

2.Евнина Е.М. Франсуа Рабле. - М., 1948.

3.Михайлов А.Д. Франсуа Рабле //История всемирной литературы:

В9-ти, Т.3. – М.,1985, С.240-250.

10