ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.09.2024
Просмотров: 155
Скачиваний: 0
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. А.С. ПУШКИНА
Кафедра мировой литературы
И.С. Леонов, Л.А. Ольшевская, С.Н. Травников
ИСТОРИЯ
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
(1800–1830-е годы)
ПРАКТИКУМ для студентов филологического факультета
Москва
2011
1
ББК 83.3(2Рос=Рус)1
И90
Рекомендовано к изданию Ученым советом Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина
И90 Леонов И.С., Ольшевская Л.А., Травников С.Н. Ис-
тория русской литературы XIX века (1800–1830-е годы): Практикум для студентов филологического факультета. –
М., 2011. – 128 с.
Настоящий практикум содержит развернутые планы и задания к практическим занятиям по курсу «История русской литературы XIX века (1800–1830-е годы)». Кроме того, издание включает списки художественных произведений для обязательного изучения, перечень стихотворных текстов, рекомендуемых для заучивания наизусть, ключевые термины и понятия, библиографию. Пособие предназначено для студентов-филологов, преподавателей вузов и школ, широкого круга читателей, интересующихся закономерностями развития литературного процесса.
ББК 83.3(2Рос=Рус)1
Редактор: Г.Ф. Богачева.
Корректоры: Р.Я. Ерусланов, М.Н. Жукова.
Компьютерная верстка: Р.Я. Ерусланов.
Информационно-учебный центр Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина
117485, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 6. Тел.: (495) 330 88 01. Факс: (495) 330 85 65. E-mail: inbox@pushkin.edu.ru www.pushkin.edu.ru
Подписано в печать 27.12.2011. Формат 60×84/16. Гарнитура Times New Roman.
Усл. печ. л. 8. Тираж 100. Заказ № 187.
©И.С. Леонов, Л.А. Ольшевская, С.Н. Травников, 2011.
©Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2011.
2
Предисловие
Цель настоящего практикума – оказать научно-методическую помощь студентам-филологам в освоении курса «История русской литературы XIX века (1800–1830-е годы)».
Раздел практикума, посвященный практическим занятиям, содержит материалы по творчеству В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, Е.А. Баратынского, Д.В. Веневитинова, Д.В. Давыдова, К.Ф. Рылеева, И.А. Крылова, А.С. Грибоедова и других. Особое внимание уделяется произведениям А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя в контексте художественных исканий эпохи перехода от романтизма к реализму. При отборе материала для изучения на практических занятиях авторы пособия руководствовались программой курса, учитывали художественную ценность сочинений, на примере которых в полной мере раскрывается мастерство писателя, а также общие закономерности литературного процесса. Кроме того, анализ материала предполагается осуществлять в рамках родового и жанрового подходов, при которых исследование литературного наследия писателя предполагает раскрытие его таланта на примере поэзии, эпоса, драматургии. Например, занятия, посвященные М.Ю. Лермонтову, опираются на последовательное знакомство студентов со стихотворениями, поэмой «Мцыри», романом «Герой нашего времени». Некоторые семинары направлены на изучение группы произведений («Вечера на хуторе близ Диканьки»), при этом основное внимание уделяется понятию «цикл» и циклообразующим факторам, а отдельные повести рассматриваются исключительно с учетом литературного контекста и в непосредственной связи со всем циклом.
Занятия, посвященные лирике 1800–1830-х годов, подготовлены с учетом эволюции художественного мастерства поэтов, специфики формирования философской, этической и эстетической позиций, расширения круга тем, идей, образов и мотивов. В этом случае для анализа берутся либо произведения одного из значимых этапов в жизни и творчестве поэта (например, «Лирика А.С. Пушкина 1826–1837 гг.»), либо стихотворения различных
3
периодов, отражающие особенности духовных и художественных исканий литератора на протяжении всего творческого пути («Философия, эстетика и поэтика лирики М.Ю. Лермонтова»). При этом авторы практикума постарались охватить наиболее важные тематические пласты творчества, связанные с романтическими ценностями: любви, дружбы, поэзии, природы, судьбы человека, жизни, смерти и т.д. В отдельных случаях семинары посвящаются сопоставлению близких по тематике и поэтике стихотворений различных поэтов.
Изучение прозаических и драматургических произведений предполагает комплексный подход, учитывающий как содержательные, так и формальные аспекты. В пособии внимание акцентируется на изучении поэтики художественных текстов, многие задания опираются на знание теории литературы. При этом важно, чтобы студент не только владел терминологией, но и умел применять ее в процессе анализа текстов.
Структура каждого практического занятия включает развернутые планы, творческие задания, предполагающие письменную форму или использование современных технических средств (компьютер, Интернет), а также списки художественных текстов, обязательной и дополнительной научно-исследовательской литературы.
Практикум предназначен для студентов филологического факультета, может быть полезен преподавателям вузов, учителям и учащимся школ, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами истории отечественной литературы XIX века.
4
МАТЕРИАЛЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
ТЕМА 1.
«Он кроток был, чувствителен душою...» (Художественная специфика элегий В.А. Жуковского)
План
1.Романтизм как литературное направление: история, философия, эстетические принципы. Идея «двоемирия», «мировой скорби», «рока», «жизненной трагедии». Ведущие ценности: природа, искусство, дружба, любовь. Шеллингианские и байронические течения. Особенности русского романтизма и его типология. Психологическая разновидность русского романтизма: тематика, жанровый состав, основные представители.
2.Жанр элегии: определение, история становления, специфика русских романтических элегий. Элегическое творчество В.А. Жуковского. Ведущие произведения автора. Понятие «кладбищенской элегии». Отражение в элегии ведущих романтических тем и образов. Меланхолия как основная эмоциональная доминанта. Элегии Н.М. Карамзина и В.А. Жуковского.
3.Элегия В.А. Жуковского «Сельское кладбище». История создания. Тематика. Образ лирического героя и особенности восприятия природы. Пантеистическое начало. Тема социального разобщения сквозь призму размышлений о смерти. Композиция. Хронотоп: горизонтальный (мир людей – природа) и вертикальный (земля и небо) уровни. Значение автоэпитафии в финале произведения.
4.Природоописательный комплекс в элегии «Вечер». Духов- но-нравственный потенциал природы и его воздействие на личность поэта. Размышление о судьбе человека в произведении. Истинные и ложные ценности в восприятии поэта-романтика. Приемы изображения окружающего мира. Функции метафор, эпитетов, сравнений, олицетворений, символов. Цвет, свет, звук в стихотворении.
5
5.Философский и психологический потенциал элегии «Славянка». Идея романтического двоемирия. Проблема жизни и смерти, времени и вечности. Специфика художественного времени и пространства. Динамика вечернего пейзажа и его отражение во внутреннем мире лирического героя. Символическое значение памятников, изображенных в произведении.
6.Особенности натурфилософских и религиозных представлений в элегии В.А. Жуковского «Море». Образ живой, мыслящей, чувствующей стихии в произведении. Роль приема олицетворения в элегии. Тема единства природы и человека. Мир дольний и горний в понимании поэта.
Задания
1.По литературоведческим и философским словарям отработайте понятия «романтизм», «пантеизм», «двоемирие», «элегия», «меланхолия», «олицетворение». Основные тезисы запишите в тетрадь.
2.Напишите творческую работу «Философия природы в произведениях В.А. Жуковского».
3.Прочитайте и письменно проанализируйте стихотворение В.А. Жуковского «Невыразимое». Отметьте те черты в трактовке темы природы, которые сближают это произведение с ранее изученными элегиями.
4.Выучите наизусть три строфы из элегии В.А. Жуковского «Вечер» начиная со строки «Уж вечер; облаков померкнули края...».
Литература
Тексты:
Жуковский В.А. Сельское кладбище. Вечер. Славянка. Море // Жуковский В.А. Собр. соч.: В 3 т. – М., 1980. – Т. 1 (или любое другое издание).
Исследования:
Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. – М., 1965. –
С. 23–89 (тезисы).
Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975. – С. 3–52 (конспект).
Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. – М., 1975 (выписки).
Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А. Жуковского. – Томск, 1985. – С. 5–18 (конспект).
Дополнительная литература:
Гинзбург Л.Я. О лирике. – М., 1997.
6
Иезуитова Р.В. Жуковский и его время. – Л., 1989.
Материалы к занятию
Ф.И. Тютчев
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик –
Вней есть душа, в ней есть свобода,
Вней есть любовь, в ней есть язык...
Вы зрите лист и цвет на древе: Иль их садовник приклеил? Иль зреет плод в родимом чреве Игрою внешних, чуждых сил?..
Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах, Для них и солнцы, знать, не дышат, И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили, Весна в груди их не цвела, При них леса не говорили
Иночь в звездах нема была!
Иязыками неземными, Волнуя реки и леса, В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
Не их вина: пойми, коль может, Органа жизнь глухонемой! Души его, ах! не встревожит И голос матери самой!..
ТЕМА 2.
«Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?..» (Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского)
План
1. История становления и развития жанра баллады в европейской и русской литературе. Истоки сюжетов, лиро-эпическое начало, особенности поэтики. «Страшные» баллады. Место и роль фантастики в произведениях. Балладное творчество В.А. Жуковского: ведущие произведения, типология. Русские, античные, средневековые баллады поэта.
7
2.Баллада В.А. Жуковского «Людмила». История создания. Мифологические истоки произведения. Тема бунта и смирения перед судьбой. Нравственные и религиозно-философские причины жизненной катастрофы главной героини. Композиция и хронотоп стихотворения. Символика природных образов. Ритмика баллады. Споры вокруг произведения. «Светлана» как новый вариант баллады поэта. Тема Провидения. Христианское и фольклорное начало. Мотив сна. Людмила и Светлана как пример различных вариантов человеческой судьбы.
3.Античная баллада В.А. Жуковского «Ивиковы журавли». Идейно-тематический комплекс. Проблема рока. Судьба человека
впонимании античной философии. Диалектика языческого и христианского в произведении. Поэтика баллады: композиция, образная система, хронотоп, тропы и поэтические фигуры.
4.Художественный мир баллады «Лесной царь». Воплощение
впроизведении идеи романтического двоемирия. Своеобразие сюжетики. Система образов. Роль бинарной оппозиции: музыкант и филистер. Художественное время и пространство. Мифопоэтическое восприятие леса как враждебного человеку топоса. Ночь и мгла в философии и поэзии Жуковского. Место и роль природы. Тропы и фигуры.
5.Воспроизведение рыцарской эпохи в балладе В.А. Жуковского «Перчатка». Источник сюжета. Конфликт личности и общества. Байронические мотивы. Приемы создания образа главного героя. Художественное своеобразие произведения: композиция, система персонажей, изобразительные средства.
Задания
1.По литературоведческим словарям проработайте понятия «баллада», «лирика», «эпос», «миф», «легенда», «предание». Основные тезисы запишите в тетрадь.
2.Графически изобразите систему образов баллады В.А. Жуковского «Лесной царь».
3.Напишите творческую работу «Тема судьбы в произведениях русских романтиков первой трети XIX века».
4.Подготовьте выразительное исполнение отрывка из одной баллады В.А. Жуковского (по вашему выбору). Подберите музыкальный фрагмент, который бы мог сопровождать чтение произведения. Обоснуйте выбор, опираясь на содержание баллады.
Литература
Тексты:
Жуковский В.А. Людмила. Светлана. Ивиковы журавли. Лес-
8
ной царь. Перчатка // Жуковский В.А. Собр. соч.: В 3 т. – М., 1980. – Т. 2 (или любое другое издание).
Исследования:
Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры: «Элегическая шко-
ла». – Л., 1987 (тезисы).
Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. – М., 1965. –
С. 23–89 (выписки).
Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975. – С. 25–52 (тезисы).
Травников С.Н., Ольшевская Л.А. «И всюду страсти роковые, и
от судеб защиты нет...» (Русские и фольклорные источники русской классической баллады) // Русская баллада: история и теория жанра. – М., 2006 – С. 3–33 (конспект).
Дополнительная литература:
Иезуитова Р.В. Жуковский и его время. – Л., 1989. Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. – М., 1975.
Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А. Жуковского. – Томск, 1985.
ТЕМА 3.
«Раз в крещенский вечерок девушки гадали...» (Поэтика баллады В.А. Жуковского «Светлана»)
План
1.История создания и публикации баллады «Светлана». Причины посвящения произведения А.А. Воейковой. Литературные и фольклорные источники стихотворения. Путь поэта к балладному шедевру через переводные и оригинальные тексты: «Ленора» – «Людмила» – «Светлана».
2.Своеобразие этико-психологического романтизма Жуковского. Торжество любви над смертью – главная идея балладного творчества поэта. Двоемирие и антитеза «мечта – действительность» в стихотворении «Светлана». Специфика изображения романтических героев и антигероев. Мир и антимир в балладе. Фантастическое и чудесное в произведении Жуковского.
3.Жанровое новаторство произведения. Характерные признаки романтической баллады. Элементы германской «страшной» баллады в «Светлане». Влияние жанров дружеского литературного послания и «унылой» элегии на поэтику произведения Жуковского. Роль жанра «вещего сна» в стихотворении. Связь баллады с народной сказкой. Элементы литературной пародии в «Светлане».
9
4.Композиция произведения. Макро-, миди- и министруктура баллады. Связь композиции с идейным замыслом поэта. Специфика сюжета. Новая интерпретация сказочного сюжета о путешествии в загробный мир. Особенности изображения реальных и фантастических событий. Телеологическое и амбивалентное начала в сюжетике произведения. Лейтмотив и мотивы стихотворения. Сюжетная динамика.
5.Образ Светланы. Роль этнографического вступления и заключения в создании образа русской девушки. Черты национального и сословного характера в облике героини. Основные приемы изображения Светланы. Психологическая глубина и художественная выразительность образа.
6.Хронотоп баллады. Реальное и ирреальное пространство, особенности их изображения. Основные балладные топосы и их функции. Образ дороги как символ движения от жизни к смерти. Символика природного мира. Временные пласты баллады «Светлана». Время действия в стихотворении и способы его изображения. Особенности пограничного хроноса. Роль временных знаков
вразвитии сюжета произведения.
7.Цветопись и светопись в балладе «Светлана». Борьба черного и белого как колористическое выражение главной идеи стихотворения. Источники света и их принадлежность к демоническому или божественному мирам. Символика луны и солнца, световая символика имени героини. Роль звукописи в произведении.
8.Оценка баллады Жуковского в русской критике. Влияние «Светланы» на поэтическое творчество А.С. Пушкина.
Задания
1.Проведите сопоставительный анализ баллад «Ленора» Г.А. Бюргера в переводе В.А. Жуковского, «Людмила» и «Светлана» В.А. Жуковского. Что нового внес русский поэт в жанр баллады в сравнении со своим немецким предшественником? Выводы запишите в рабочую тетрадь.
2.Сравните балладу Жуковского «Светлана» и стихотворение «Светлане» (1813). Объясните, почему автор создал своеобразный поэтический комментарий к балладе. Выявите сходство и различие трактовок образа Светланы в дружеском послании и балладе. Выводы запишите в рабочую тетрадь.
3.Изобразите графически композицию баллады В.А. Жуковского «Светлана».
4.Выпишите из текста баллады символы, с помощью словарей истолкуйте их значение, определите роль символики в раскрытии идейно-художественного замысла поэта.
10