ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.09.2024
Просмотров: 156
Скачиваний: 0
Друг Не так природы строг завет.
Не презирай ее дарами: Она на радость юных лет
Дает надежды нам с мечтами. Ты гордо слышал их привет; Она желание святое Сама зажгла в твоей крови
И в грудь для сладостной любви Вложила сердце молодое.
Поэт Природа не для всех очей
Покров свой тайный подымает: Мы все равно читаем в ней, Но кто, читая, понимает?
Лишь тот, кто с юношеских дней Был пламенным жрецом искусства, Кто жизни не щадил для чувства, Венец мученьями купил, Над суетой вознесся духом
Исердца трепет жадным слухом, Как вещий голос, изловил! Тому, кто жребий довершил, Потеря жизни не утрата – Без страха мир покинет он! Судьба в дарах своих богата,
Ине один у ней закон:
Тому – процвесть развитой силой И смертью жизни след стереть, Другому – рано умереть, Но жить за сумрачной могилой!
Друг Мой друг! зачем обман питать?
Нет! дважды жизнь нас не лелеет. Я то люблю, что сердце греет, Что я своим могу назвать, Что наслажденье в полной чаше Нам предлагает каждый день.
А что за гробом, то не наше: Пусть величают нашу тень, Наш голый остов отрывают, По воле ветреной мечты Дают ему лицо, черты И призрак славой называют!
19
Поэт Нет, друг мой! славы не брани.
Душа сроднилася с мечтою; Она надеждою благою Печали озаряла дни.
Мне сладко верить, что со мною Не все, не все погибнет вдруг
Ичто уста мои вещали – Веселья мимолетный звук, Напев задумчивой печали, – Еще напомнит обо мне,
Исмелый стих не раз встревожит Ум пылкий юноши во сне,
Истарец со слезой, быть может, Труды нелживые прочтет – Он в них души печать найдет
Имолвит слово состраданья:
«Как я люблю его созданья! Он дышит жаром красоты, В нем ум и сердце согласились И мысли полные носились На легких крылиях мечты.
Как знал он жизнь, как мало жил!»
Сбылись пророчества поэта, И друг в слезах с началом лета Его могилу посетил.
Как знал он жизнь! как мало жил!
ТЕМА 6.
«Ох! басни – смерть моя!..» (Своеобразие басенного творчества И.А. Крылова)
План
1.История жанра басни в мировой и русской литературе. Ближневосточные, европейские, азиатские источники тем, сюжетов, образов русских басен. Роль французской басни XVII–XVIII вв. в становлении русской басенной традиции.
2.Притчи и басни в русской литературе: сходство и различие жанров. История и теория древнерусской притчи. Пути развития русской басни в XVIII–XIX столетиях. Отечественные басенные школы. Национальные особенности русской басни.
20
3.Жанр басни в понимании И.А. Крылова. Философские, со- циально-политические, этические и эстетические идеи в произведениях баснописца. Тематика и типология басен.
4.Особенности художественного метода Крылова: традиции классицизма и сентиментализма в творчестве поэта, своеобразие реализма баснописца. Эпическое, драматическое и лирическое начала в баснях Крылова, жанровая специфика произведений.
5.Композиция басен. Своеобразие повествовательной части и пуанта. Характер сюжетики аллегорических сочинений. Функции интенсивных и экстенсивных, амбивалентных и телеологических, хроникальных и концентрических сюжетов. Система образов басен. Образ рассказчика. Специфика басенного хронотопа. Роль диалогической и монологической речи. Тропы и фигуры. Характер басенного стиха.
6.«Народная точка зрения» как нравственный идеал поэта. Связь басенного творчества И.А. Крылова с фольклором. Влияние сказок, меморатов, анекдотов, притч, пословиц, поговорок на произведения баснописца. В.Г. Белинский о «народности» басен И. Крылова и «простонародности» сочинений А. Измайлова.
7.Значение творчества И.А. Крылова в развитии жанра ба-
сни.
Задания
1.Подготовьте письменно комплексный анализ басни «Волк на псарне».
2.Сопоставьте произведения зарубежных и русских писателей, предшественников И. Крылова как автора басни «Волк и Журавль». Определите, в чем заключается новаторство Крыловабаснописца? Выводы запишите в рабочую тетрадь.
3.Подберите материал к ответу на вопрос «Литературная полемика в баснях Крылова».
Литература
Тексты:
Ворона и Лисица. Ворона и Курица. Парнас. Василек. Чиж и Еж. Волк и Ягненок. Мартышка и очки. Волк на псарне. Стрекоза и Муравей. Слон и Моська. Кот и Повар. Квартет. Демьянова уха. Волк и Журавль. Лисица и виноград. Свинья под дубом. Рыбья пляска. Пестрые овцы. Бритвы. Пушки и Паруса. Кукушка и Петух.
Издания текстов:
Крылов И.А. Сочинения: В 2 т. – М., 1969. – Т. 1 (или любое другое издание).
21
Исследования:
Степанов Н.Л. Крылов: Жизнь и творчество. – М., 1958. –
С. 196–199, 253–275, 327–348, 398–419 (выписки).
Коровин В.И. Поэт и мудрец. – М., 1996. – С. 341–407 (кон-
спект).
Ольшевская Л.А., Травников С.Н. «Ох! басни – смерть моя!
Насмешки вечные над львами! Над орлами!» (История и теория русской басни XVII–XVIII веков) // Русская басня: История и тео-
рия жанра. – М., 2007. – С. 3–107 (тезисы).
Дополнительная литература:
Степанов Н.Л. Мастерство Крылова-баснописца. – М., 1956. Архипов В.А. И.А. Крылов: Поэзия народной мудрости. – М.,
1974.
Серман И.З. Крылов-баснописец // Иван Андреевич Крылов: Проблемы творчества. – Л., 1975.
Материалы к занятию
Федр. Волк и Журавль
Кто ждет от негодяя благодарности, Грешит вдвойне: услугой недостойному И тем, что сам уж из беды не вылезет. Застряла как-то раз у Волка в горле кость, Жестокой мучаяся болью, стал он каждого, Суля награду, умолять о помощи. Журавль, его поддавшись заверениям, Доверил волчьей пасти шею длинную И, врачеванье совершив опасное, Обещанной награды у Волка требует.
А тот: «Из пасти цел унес ты голову – Чего тебе еще, неблагодарному?»
(Федр, Бабрий. Басни. – М., 1995. – С. 10. – Сер. «Литературные памятники»).
Бабрий. Волк и Цапля
УВолка как-то раз застряла кость в горле,
ИЦапле он большую посулил плату,
Чтоб та, засунув в пасть к нему свою шею, Кость извлекла и тем уняла муки. Договорившись, вытащила кость Цапля И просит платы. Злобно скалит Волк зубы: «Уже награждена ты за твою помощь Тем, что из пасти голову спасла целой».
[Не жди награды, взявшись помогать злому:
22
Доволен будь, коль не пришлось еще хуже].
(Федр, Бабрий. Басни. – М., 1995. – С. 93. – Сер. «Литературные памятники»).
Федор Гозвинский. О Волке и Жаравле (перевод басни Эзопа)
Волку в шее кость увязне, Жаравлю мзду дати обещав, аще главу свою вложи, кость из шеи волчьи извлечет. И Жаравль, на мзде долгою своею шеею извлекши кость от злестраждущаго Волка, мзды прошаше. Волк же возсмеявся и зубами стиская, рече: «Довлеет ти ся мзда едина, яко от волчьих уст и зубов всеядных изнесл еси главу свою целу, ничтоже не пострадавши».
Толк. Притча к мужам, иже от бед спасшеся, когда благодетелем же сицевая воздают злобою благодать.
(Древнерусская притча. – М., 1991. – С. 203). А.П. Сумароков. Волк и Журавль
Волк ел, не знаю что, и костью подавился; Мешался от тоски и чуть он не вздурился. Увидел Журавля и слезно стал просить, Чтоб он потщился в том ему помощник быть; И всю он на него надежду полагает.
Журавль свой долгой нос в гортань ему пускает
Ивынимает кость. Потом он просит мзды, Что он от таковой спас злой его беды.
«Довольствуйся ты тем, – зверь хищный отвечает, – Что Волк тебя в таком здоровье оставляет, Какое до сея услуги ты имел,
Ирадуйся тому, что нос остался цел».
Тот права честности не мало сберегает, Кто людям никогда худым не помогает.
(Сумароков А.П. Сочинения. – М., 1782. – Т. 7. – С. 305).
А.Е. Измайлов. Волк и Журавль
Волк костью как-то подавился, Не мудрено: всегда есть торопился; Кость стала в горле у него.
Прожора захрипел, стеснилось в нем дыханье, Ну, словом, смерть пришла его,
Ион хотел в грехах принесть уж покаянье. По счастию, Журавль тут мимо проходил. Страдалец перед ним пасть жалобно разинул; Журавль в нее свой нос предлинный опустил –
Икость удачно вынул.
Волк вспрыгнул с радости, избавясь от беды.
23
«А что ж мне за труды?» – Спросил носатый врач. – «Ах ты неблагодарный!» –
Волк с сердцем отвечал. «Да как просить ты смел? Смотри какой нахальный!
Благодари за то, что нос остался цел!».
(Измайлов А.Е. Полн. собр. соч.. – М., 1890. – Т. 1. – С. 27).
ТЕМА 7.
«...Мой дар убог, и голос мой не громок, но я живу, и на земли мое кому-нибудь любезно бытие...»
(Художественное своеобразие лирики Е.А. Баратынского)
План
1. Образование и воспитание Баратынского. Роль литературной традиции и круга общения в формировании творческой индивидуальности поэта. Периодизация и жанровый состав лирики. Ведущие темы, мотивы, образы.
2. Идейная и художественная специфика стихотворений Е.А. Баратынского 1820-х гг. Тема человеческого счастья и ее интерпретация с позиции романтизма. Конфликт мечты и реальности. Стихотворение «Безнадежность»: философское содержание, мысль о высшем предназначении человека и невозможности его реализации, идея смирения, специфика двоемирия, исповедальное начало, изобразительно-выразительные средства.
3.Любовь в раннем творчестве Баратынского. Трагическое восприятие лирическим героем взаимоотношений с возлюбленной. Мотивы расставания, разочарования, одиночества. Оппози-
ция: сон / действительность; мечта / обыденность. Стихотворе-
ние «Разлука»: характер переживаний, восприятие прошлого, настоящего и будущего в произведении, специфика тропов.
4.Тематика и поэтика стихотворения «Разуверенье». Временные пласты произведения. Идея возможного возрождения любовного чувства и ее интерпретация поэтом. Любовь и волнение: специфика состояний человеческой души. Мотивы искушения, сна, дремоты, болезни, тоски, забвения. Роль анафор, обращений, эпитетов.
5.Философия искусства в лирике Баратынского. Образ поэтической музы в стихотворении «Не ослеплен я музою моею...»: контраст внешнего и внутреннего в облике богини-вдохнови- тельницы, мотив невыразимого, конфликт избранника и толпы. Развитие темы поэзии в стихотворении «Мой дар убог, и голос
24
мой не громок...». Тема взаимоотношений поэта и читателя, вопрос о бессмертном характере творчества, проблема связи поколений.
6.Сборник Е.А. Баратынского «Сумерки»: время появления, ведущие идейно-тематические пласты, жанровый состав, структура. Причины посвящения книги П.А. Вяземскому Трагическое восприятие человеческого существования. Пессимистический взгляд на историю, общество, культуру, нравственность и его место в цикле. Отражение ведущих идей цикла в стихотворении «Недоносок».
7.Мифопоэтическая основа стихотворения «Скульптор». Роль легенды о Пигмалионе и Галатее в трактовке темы искусства. Рациональное и чувственное в образе художника. Тема страсти. Композиция стихотворения. Связь произведения с ранней лирикой Е.А. Баратынского, раскрывающей представления автора о поэте и поэзии.
Задания
1. Подберите самостоятельно биографический материал о взаимоотношениях А.С. Пушкина и Е.А. Баратынского и подготовьтесь к выступлению на эту тему.
2. Проанализируйте в письменном виде стихотворение Е.А. Баратынского «Последний поэт» в соответствии с планом:
–идейно-тематическое своеобразие;
–конфликт личности и общества;
–образ лирического героя;
–композиция стихотворения;
–специфика художественного пространства;
–изобразительно-выразительные средства;
–функции символических образов.
3.Сравните стихотворения Е.А. Баратынского «Смерть», А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных» и А.А. Фета «Смерти». Найдите общие и индивидуальные черты в трактовке темы завершения жизненного пути у каждого поэта. Выводы запишите в тетрадь.
4.Подготовьте материал к литературно-музыкальному вечеру на тему «Баратынский в музыке и слове». В сценарии мероприятия предусмотрите чтение произведений и исполнение романсов на стихи поэта.
Литература
Тексты:
Баратынский Е.А. Безнадежность. Разлука. Разуверенье. Не
25
ослеплен я музою моею... Мой дар убог, и голос мой не громок...
Скульптор. Недоносок.
Издания текстов:
Поэты пушкинской поры / Сост. Степанов Н.Л. – М., 1972. –
С. 483, 493, 508, 511, 520, 532.
Поэты пушкинской поры / Сост. Коровин В.И. – М., 2005. –
С. 120, 124, 125, 136.
Критическая литература:
Белинский В.Г. О стихотворениях г. Баратынского // Белин-
ский В.Г. Собр. соч.: В 3 т. – М., 1948. – Т. 1. – С. 148–155.
Исследования:
Гинзбург Л.Я. Русская поэзия 1820–1830-х годов // Поэты
1820–1830 годов. – Л., 1972. – Т. 1 (выписки).
Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. – М., 2005. – С. 13–27 (конспект).
Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. – М., 1970. – С. 10–
18.(тезисы).
Дополнительная литература:
Гинзбург Л.Я. Опыт философской лирики // Гинзбург Л.Я. О старом и новом: Статьи и очерки. – Л., 1982.
Рождественский В.А. В созвездии А.С. Пушкина. – М., 1972. Сахаров В.И. Под сенью дружных муз. – М., 1984.
Материалы к занятию
Е.А. Баратынский. Смерть
Смерть дщерью тьмы не назову я И, раболепною мечтой Гробовый остов ей даруя, Не ополчу ее косой.
Одочь верховного Эфира!
Осветозарная краса!
В руке твоей олива мира, А не губящая коса.
Когда возникнул мир цветущий Из равновесья диких сил, В твое храненье всемогущий Его устройство поручил.
Иты летаешь над твореньем, Согласье прям его лия
Ив нем прохладным дуновеньем Смиряя буйство бытия.
26