Файл: Уголовное новое(общее).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.09.2024

Просмотров: 508

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

следы (кровь, слюну и др.) и т.д. Познания в области судебной медицины необходимы при квалификации преступлений против жизни и здоровья человека, половой свободы и половой неприкосновенности, в иных случаях. К примеру, оценку умышленного причинения тяжкого вреда здоровью человека необходимо осуществлять на основании ст. 111 УК и Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека 2008 г. <1>.

--------------------------------

<1> Российская газета. 2008. 5 сен.

Судебная психиатрия - это самостоятельный раздел медицины, исследующий различные виды психических расстройств и иных психических патологий у человека. Уголовное право и судебная психиатрия взаимодействуют в вопросах определения невменяемости лиц, совершивших общественно опасные деяния (ст. 21 УК), "ограниченной" вменяемости (ст. 22 УК), "возрастной невменяемости" (ч. 3 ст. 20 УК), назначения принудительных мер медицинского характера (ст. 97 УК) и др.

Уголовно-правовая статистика предоставляет уголовному праву статистический материал о преступности, ее структуре, личности преступника и других явлениях, что также позволяет оценить эффективность уголовного закона и действенность уголовной политики.

§ 4. Система и задачи уголовного права

Система уголовного права определяется его делением на Общую и Особенную части. В первой закреплены принципы уголовного права, определены его задачи, основные понятия, такие как "преступление", "наказание", "совокупность преступлений", "рецидив", "невменяемость", "формы вины" и др., предусмотрены условия наступления уголовной ответственности и основания освобождения от нее и от наказания. В Общей части регламентированы также вопросы действия уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц, выдачи преступников, давности, амнистии и помилования, применения принудительных мер медицинского характера и воспитательного воздействия, конфискации имущества. Таким образом, в Общей части уголовного права, которой соответствует Общая часть УК, рассматриваются основные вопросы, имеющие значение для всех норм, включенных в Особенную часть

. Общая часть включает 6 разделов, объединяющих 16 глав.

Что касается Особенной части, то она представляет собой совокупность уголовно-правовых норм и институтов, устанавливающих уголовную ответственность за конкретные виды преступных посягательств (убийство, хищения, бандитизм и др.). Она также содержит 6 разделов, объединяющих 19 глав.

Связь Общей и Особенной частей уголовного права проявляется в том, что при квалификации общественно опасных деяний необходимо не только найти норму Особенной части, внешне соответствующую содеянному, но и внимательно изучить положения Общей части, поскольку само по себе причинение вреда, даже очень существенного, не всегда свидетельствует о совершении преступления. Так, лишение жизни другого человека могло произойти в процессе необходимой обороны, при задержании опасного преступника либо лицом, имеющим психическое расстройство, препятствующее его способности понимать значение своих действий или руководить ими, либо лицом, не достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность за убийство. Во всех перечисленных случаях мы не можем говорить о совершении преступления, но для уяснения этого требуется обращение к нормам Общей части. Таким образом, соотношение двух частей уголовного права можно определить через единство диалектических категорий "общее" и "особенное".

Система уголовного права в другом своем аспекте предстает как совокупность уголовно-правовых институтов, состоящих из отдельных уголовно-правовых норм. В уголовном праве существуют такие институты, как институт необходимой обороны, институт обоснованного риска, институт освобождения от уголовной ответственности, институт условного осуждения и др. Каждый институт включает отдельные уголовно-правовые нормы, которые представляют собой определенные правила поведения, имеющие общеобязательный характер. Так, например, институт необходимой обороны включает нормы, устанавливающие пределы необходимой обороны и другие условия правомерности причинения вреда. Уголовно-правовая норма и статья уголовного закона - несовпадающие понятия. Статья УК представляет собой форму существования уголовно-правовых норм и институтов. Одна статья может предусматривать несколько уголовно-правовых норм. Например, ст. 73 "Условное осуждение" фиксирует нормы: о видах наказания, при которых возможно предоставление условного осуждения; об общих началах назначения этой меры; об установлении испытательного срока; о возможности назначения



дополнительного наказания; о возложении на осужденного дополнительных обязанностей; об осуществлении контроля за поведением условно осужденного.

Основными задачами уголовного права являются охранительная и предупредительная. Уголовное право, как и уголовное законодательство, призвано в первую очередь охранять права и

свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую природную среду, конституционный строй Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечивать мир и безопасность человечества, а во-вторых, предупреждать совершение преступлений (ч. 1 ст. 2 УК).

Средствами решения названных задач являются: 1) установление основания и принципов уголовной ответственности; 2) определение круга преступлений; 3) установление видов наказаний и других мер уголовно-правового характера (ч. 2 ст. 2 УК).

Вместе с тем нужно иметь в виду, что возможности охраны указанных благ уголовно-правовыми средствами весьма ограниченны. Большая часть уголовно-правовых отношений возникает в связи с совершением преступлений, т.е. тогда, когда правоохраняемым ценностям уже нанесен определенный вред. В связи с этим большое значение приобретает вторая задача уголовного права - предупреждение преступлений.

Предупредительная задача уголовного права решается посредством:

1)общего психологического воздействия как на сознание правопослушного гражданина, так и на сознание лиц, допускающих различные виды отклоняющегося поведения, самим фактом установления уголовно-правового запрета (общая превенция <1> уголовного закона);

--------------------------------

<1> Термин "превенция" означает "предупреждение".

2)назначения наказания, преследующего цели специальной (несовершение новых преступлений осужденными) и общей (несовершение преступлений иными лицами) превенции, лицам, признанным виновными в совершении преступления;

3)включения в УК норм о добровольном отказе от совершения преступления, деятельном раскаянии, обстоятельствах, исключающих преступность деяния;

4)формулирования норм с двойной предупредительной направленностью путем установления уголовной ответственности за такие преступные деяния, которые создают "почву" для совершения более серьезных преступлений. К примеру, в УК предусмотрена ответственность за служебный подлог (ст. 292)

,который может предшествовать должностным злоупотреблениям и хищениям. Это норма двойной превенции, поскольку она, с одной стороны, преследует цель предупреждения совершения незаконных действий, названных непосредственно в диспозиции уголовно-правовой нормы, а с другой стороны, направлена на предотвращение более опасных преступлений, в частности хищения с использованием служебного положения.

Контрольные вопросы

1.Какие общественные отношения образуют предмет уголовно-правового регулирования?

2.Каков метод уголовно-правового регулирования?

3.Каково взаимодействие уголовного права с другими отраслями российского права и с международным правом?

4.Как уголовное право взаимодействует с нормами морали?

5.С какими юридическими науками взаимодействует уголовно-правовая наука?

6.Какова система уголовного права?

7.Каковы задачи уголовного права и средства их решения?

Литература

Кропачев Н.М. Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. СПб., 1999. Лопашенко Н.А. Введение в уголовное право. М., 2009.

Филимонов В.Д. Охранительная функция уголовного права. СПб., 2003.

Глава II. УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА


Понятие уголовной политики. Политика (от греч. politik) означает искусство управления государством, в том числе в каком-либо определенном виде деятельности. Самые ранние упоминания об уголовной политике относятся к первой четверти XIX в. и содержатся, в частности, в работах А. Фейербаха <1>.

--------------------------------

<1> См.: Лист Ф. Задачи уголовной политики. Преступление как социально-патологическое явление. М., 2009. С. 55 - 56.

Термин "уголовная политика" исторически связан с развитием уголовно-правовой науки. Основоположник российской уголовной политики Михаил Павлович Чубинский считал, что наука уголовного права в широком смысле включает уголовную догматику, уголовную политику и уголовную этиологию <1>. В начале XX в. российский юрист Сергей Константинович Гогель писал, что "уголовная политика, являясь или неразрывным целым с уголовной социологией, или прикладной наукой к основной позитивной науке - уголовной социологии, представляет собой учение о существующих уже ныне мерах борьбы с преступностью" <2>. Пройдя длительный эволюционный путь, уголовная политика из научной категории трансформировалась в одно из направлений деятельности государства, в котором она и воспринимается на сегодняшний день.

--------------------------------

<1> См.: Чубинский М.П. Очерки уголовной политики. Понятие, история и основные проблемы уголовной политики как составного элемента уголовного права. М., 2008. С. 50 - 52.

<2> Гогель С.К. Курс уголовной политики в связи с уголовной социологией. М., 2010. С. 3.

Уголовная политика - это выработанная государством генеральная линия, определяющая основные направления, принципы, цели и средства воздействия на преступность путем формирования уголовного законодательства, практики его применения, а также воздействия на правовую культуру и правовое сознание населения. Иначе говоря, уголовная политика, имея в качестве конечной цели максимальное сокращение преступности, определяет стратегию и тактику борьбы с преступностью мерами уголовного права. Уголовная политика является составной частью более широкого понятия "политика борьбы с преступностью", которая, в свою очередь, входит в социальную политику государства. Помимо уголовной политики структурными элементами политики борьбы с преступностью являются уголовно-исполнительная, уголовно-процессуальная и криминологическая политика <1>. По мнению А.И. Александрова, "можно утверждать, что существует единая уголовная политика - политика в области борьбы с преступностью при помощи уголовного наказания, отражающая отношение власти к преступности, и пять ее составляющих частей: уголовно-правовая, уголовно-процессуальная, уголовно-розыскная, уголовно-предупредительная и уголовно-исполнительная политика" <2>.

--------------------------------

<1> Против самостоятельного характера криминологической политики выступают И.Э. Звечаровский и Н.А. Лопашенко (Звечаровский И.Э. Современное уголовное право России. СПб., 2001. С. 75 - 76; Лопашенко Н.А. Основы уголовно-правового воздействия. Уголовное право, уголовный закон, уголовно-правовая политика. СПб., 2004. С. 267).

<2> См.: Александров А.И. Уголовная политика и уголовный процесс в российской государственности: история, современность, перспективы, проблемы. СПб., 2003. С. 70.

С исторической точки зрения термин "уголовная политика" представляется более предпочтительным, нежели предлагаемый взамен него термин "уголовно-правовая политика" <1>. В конце XIX - начале XX в. этот термин широко применялся в трудах основоположников данного направления в науке уголовного права <2>. В постсоветский период выделялась уголовная политика в широком смысле и уголовная политика в узком смысле слова как стратегия и тактика борьбы с преступностью именно и только мерами уголовного права <3>. Думается, дело не в том, что "уголовная политика" якобы буквально означает "преступную", "криминальную" политику <4>, а в том, каково содержание данного понятия. Уголовно-правовая политика тоже может быть интерпретирована как уголовная политика государства при помощи мер права.

--------------------------------

<1> Лопашенко Н.А. Указ. соч. С. 267.

<2> См.: Чубинский М.П. Указ. соч. С. 3; Лист Ф. Указ. соч. С. 7; Гогель С.К. Указ. соч. С. 3.

<3> См.: Курс российского уголовного права: Общая часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В.


Наумова. М., 2001. С. 17.

<4> См.: Номоконов В.А. Некоторые проблемы правовой политики // Правовая политика субъектов Российской Федерации: Материалы круглого стола. 26 сентября 2001 г. Владивосток, 2002. С. 29; Разгильдиев Б.Т. Категория "уголовно-правовая политика": содержание и форма // Правовая политика: федеральные и региональные проблемы / Под ред. Н.И. Матузова. Тольятти, 2001. С. 245; Лопашенко Н.А. Указ. соч. С. 267.

Внешней формой выражения (источниками) уголовной политики являются директивные документы <1>, нормы уголовного права и акты толкования норм.

--------------------------------

<1> Под директивными документами мы понимаем акты высших органов власти, в которых формулируются основные направления, формы и методы воздействия как на преступность в целом, так и на ее отдельные виды, такие, например, как Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г.

Современная уголовная политика потому и называется политикой, что она несводима только к формированию законодательной базы и практики применения законодательства. Более важной является ее политическая составляющая - определение идеологии борьбы с преступностью.

Рассматривая этот вопрос в более широком аспекте, А.И. Александров правильно отмечает: "разве можно осуществлять такую переориентацию (имеется в виду социально-психологическая, идеологическая и нравственная переориентация общества), когда отсутствует государственная, точнее, государственно-правовая, идеология и сведена на нет государственная пропаганда гуманистических ценностей?!" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Александров А.И. Указ. соч. С. 19, 27.

По нашему глубокому убеждению, в качестве такого документа должна выступать национальная концепция борьбы с преступностью, определяющая цели, задачи и функции субъектов борьбы с преступностью, а также механизм их функционирования.

Впостсоветский период в России предпринимались попытки создания такого политического документа: Указом Президента РФ 17 декабря 1997 г. была утверждена Концепция национальной безопасности РФ, а 12 мая 2009 г. взамен нее - Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

Впоследнем документе большая часть посвящена проблемам обеспечения государственной и общественной безопасности посредством постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй РФ. При этом главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативно-правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере (п. 38).

Впоследствии Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. была утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г. <1>, Указом Президента РФ от 5 октября 2009 г. - Концепция противодействия терроризму в РФ <2>, Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. - Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 гг. <3>. В перечисленных документах формулируются основные направления, формы и методы воздействия как на преступность в целом, так и на ее отдельные виды. Представляется, что эффективность этих, несомненно, важных, но и в то же время отражающих только отдельные направления борьбы с преступностью политических документов могла быть выше, если бы они базировались на общей национальной концепции борьбы с преступностью.

--------------------------------