ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.09.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При установлении контакта наиболее важны первые минуты, даже секунды общения. Первый взгляд, рукопожатие, первые слова – в эти мгновения определяются социальные роли. Это всегда соперничество, установление соподчиненности.

Специалисты советуют: начав беседу, попытайтесь организовать благожелательную атмосферу такими вопросами, на которые человек ответит «да» с заметным удовольствием. Тем самым завоевывается доверие партнера. Важно подчеркнуть, «увидеть» (и он это должен заметить!), что журналисту он интересен не только как «должность», но и как личность, человек, специалист в своем деле5.

Многие опытные журналисты предпочитают в первые минуты встреч больше говорить сами. Дать возможность собеседнику привыкнуть к визитеру, немного сориентироваться. Ему тоже интересно, кто пришел. И что из себя представляют эти журналисты.

Социологические исследования показывают, что журналистов воспринимают преимущественно как:

  • легкомысленных, недалеких людей, которые все перевирают и путают;

  • субъектов, от которых можно ждать любой «подставы»;

  • людей, близких к властям предержащим и тем опасных: мало ли что и где они сболтнут.

Прежде всего, наше восприятие регулируется социальными ожиданиями, стереотипами. Зачастую они мешают адекватно воспринимать человека, и проходит какое-то время, прежде чем мы разберемся в ситуации. Для этого нужно избавиться от некоторых эффектов, которые хорошо знакомы в социальной психологии.

Эффект «ореола» заключается в том, что авторитет человека, который показал выдающиеся результаты в какой-либо узкой области, неоправданно распространяют на иные сферы социальной жизни. Спортсмена начинают расспрашивать о его вкусах в изобразительном искусстве, а физика-электронщика – о перспективах межгосударственной интеграции. Ничего, кроме путаницы и неразберихи, это не приносит.

Эффект «порядка». При наличии противоречивой информации о человеке приоритет бессознательно отдается тем данным, которые поступили первыми. При общении со старыми знакомыми – наоборот, больше верят последним сведениям. И то, и другое может быть ошибкой.

Эффект «опережения». Сведения, полученные непосредственно перед встречей, запечатлеваются глубоко и способны повлиять на характер общения.

Эффект «проекции». Журналисты склонны приятным собеседникам приписывать свои достоинства, а неприятным – свои недостатки.


Эффект «средней ошибки». Наиболее яркие стороны личности того или иного человека журналисты склонны нивелировать, усреднять. Возможно, здесь срабатывает ревность к успехам выдающегося человека, бессознательное стремление оградить свое личное достоинство.

В большинстве случаев при установлении контакта необходимо высвободить собеседника из вполне объяснимой «зажатости», скованности. Этой цели хорошо служат выполнение совместных предметных действий.

Очень кстати будет уместная шутка, отвлечение внимания на другие проблемы, вопросы на нейтральную тему6.

Первое и главное правилос журналиста: не ставить себя в положение просителя. Во-первых, потому, что журналист исполняет свой долг перед обществом и пришел не для того, чтобы угождать. А, во-вторых, законы эффективного общения просто запрещают напрямую просить о чем-либо, если журналист хочет добиться успеха. Эта тактика выработана в процессе накопления опыта эффективных продаж. Дейл Карнеги рекомендует повернуть дело таким образом, чтобы собеседник (клиент, покупатель) сам пришел к выводу: этот товар (эта беседа, интервью) нужны ему самому. Пусть он увидит в этом и свой интерес.

Стоит отметить, что возраст и пол участников общения имеет большое значение.

Вообще, более эффективным считается общение, в котором участвуют представители противоположных полов (за исключением ситуации “молодая женщина – молодой мужчина”). Женщинам, как правило, удается получить больше информации у мужчин, особенно молодым женщинам – у пожилых мужчин7.

Мужчинам свойствено широко, глобально смотреть на проблемы и явления. Мужчина в среднем слушает других внимательно 10-15 секунд, а после начинает думать, что бы ему добавить к предмету разговора. Мужчины больше любят говорить о собственных успехах, чем слушать о чужих, женщины — наоборот. Мужчина озабочен личным статусом во мнении окружающих и смотрит на общение как на возможность обмена информацией, а не переживаниями.

Женщины воспринимают мир тоньше. Они внимательны и чувствительны к деталям, форме общения. Они ориентируются на внутреннее содержание беседы (мысли, намерения, чувства и отношения), склонны усматривать всевозможные намеки в безобидных репликах. Обычно они верят словам больше, чем поступкам.

Вернейший путь к конфликту – это стремление переделать человека, навязать ему свое понимание событий. Для журналиста, призванного собирать информацию и объективно ее излагать, такая модель поведения просто неприемлема. Однако бывает так (и нередко), что партнер по общению уже “заряжен” негативным отношением к журналисту. Для этого могут быть различные причины: предыдущие контакты с журналистами были для него очень неудачными. Или тема, которую будет обсуждаться, его очень раздражает. Или, будучи государственным чиновником, он просто ненавидит “негосударственную” прессу.


В любом случае, войдя к нему в кабинет, журналист оказывается в сгущенной, нездоровой атмосфере. Самое сложное (но необходимое) – отстраниться от ситуации, по возможности нейтрализовать причину (истинную или мнимую) разногласий. Отложить ее “на потом”. Из двух возможных вариантов разрешения конфликта – подавления и отсрочки – журналист имет право лишь на второй.

Существуют следующие рекомендации для перевода конфликта в русло делового общения:

  • внимательно выслушайте, выясните причину возникновения конфликтной ситуации. Проявите сочувствие;

  • не поддавайтесь психологическом заражению, сохраняте спокойный тон и доброжелательность;

  • попросите оппонента четко сформулировать свою позицию. При этом многие претензии отпадут;

  • никогда не предъявяйте несколько претензий одновременно. Это просто подстрекательство к дальнейшему развитию конфликта;

  • не превращайте предметный конфликт в личностный.

Во любом случае, начало и конец беседы должны быть позитивными.

По мере завершения разговора насыщенность его, активность общения рекомендуется повысить. То есть, завершать разговор надо “на подъеме”. Нечеткий, вялый конец беседы может смазать общее благоприятное впечатление8.

Журналисту не следует демонстрировать слишком явно, что некая цель визита уже достигнута. Напротив, полезно показать, что “сидел бы и слушал, слушал, да вот дела…”. Тем более, что продуктивные отношения с источником информации, как правило, продолжаются не один год.

Важно найти подходящий момент для завершения беседы. “Знаками” к свертыванию разговора могут быть поза, жесты, интонация. Это исподволь готовит собеседника к тому, что нужно закругляться.

Очень важны последние фразы, реплики, прощание. Это запоминается прочнее всего.


Глава 2 . Виды интервью

Существует возможность и опосредованного общения, причем формы и комбинации опосредованности могут быть разными. Например, интервью по телефону, при котором разговор может быть синхронным, но при этом отсутствует визуальный контакт. Правда, современные технологии позволяют брать интервью с помощью спутниковой связи, когда собеседники могут находиться в разных городах, даже частях света, при этом имея и визуальный контакт. Другой вариант опосредованного интервью — письменная форма с возможностью отложенного ответа — практикуется нечасто и, как правило, с очень важными персонами. А вот за интервью с помощью различных служб Интернета (электронная почта, чаты, телеконференции), надо полагать, большое будущее. Такое общение, опосредованное компьютерными и телефонными проводами, протекает в письменной форме. Ответная реакция может осуществляться как в режиме отложенного ответа, так и в режиме он-лайн, а хорошие каналы связи потенциально позволяют установить как голосовой, так и видеоконтакт с респондентом.

Характер вопросов и тактика ведения интервью определяется его типом, задачей, целью. Известный шведский журналист Эрих Фихтелиус предлагает такую классификацию: а) информационное интервью; б) интервью мнений; в) интервью-конфронтация; г) портретное интервью; д) пресс-конференция, е) протокольное интервью. ж) интервью-эмоция, з) интервью-анкета.

По степени стандартизации интервью классифицируются как: а) строго стандартизированные (проводятся, как правило, с официальными лицами высокого ранга. Вопросы для таких интервью сдаются в пресс-службу заранее); б) полустандартизированные (программные вопросы известны заранее, но в ходе интервью что-то добавляется, меняется); в) свободные.

Интервью могут классифицироваться и по характеру получаемой информации. Например, различают интервью, предназначенные для: а) получения фактических сведений; б) выяснения фактов, а также мнений; в) выяснения черт характера, взглядов того или иного человека9.

Иногда тип интервью определяется степенью желания «источника» общаться с журналистами. В этом случае возможны три варианта: а) «источник» идет на контакт охотно; б) равнодушен; в) активно противодействует возможности контакта с журналистом (для организации такого интервью требуются специальные методы).


В американской журналистике в основу классификации кладут а) тип последующего материала (информационное сообщение, очерк, аналитическая статья); б) тип организации (случайное, по предварительной договоренности, пресс-конференция); в) предмет обсуждения (политика, экономика, преступность); г) тип собеседника, его социальный статус (политик, звезда, рядовой гражданин); д) способ общения (лично, по телефону, Интернет).

Конечно, все эти классификации в значительной степени условны. Однако практический смысл их в том, чтобы, готовясь к встрече, точнее определяться в своих намерениях и предугадывать возможное развитие событий.

Умение говорить и слушать также является необходимой составляющей эффективного общения10.

Следует учитывать объективно существующие пороги восприятия средним человеком устной информации. Например, фраза, состоящая более чем из 10 слов, просто не воспринимается. Оптимальная скорость речи – до трех слов в секунду. Следовательно, любая фраза должна звучать не более 4-5 секунд.

Восприятие информации, “слушание” – это также активный процесс. Прежде всего, говорящий человек все время нуждается в подтверждении того, что журналист его понимает. Для этого необходим контакт глаз, постоянные кивки головой, может быть, поддакивание. Нет ничего хуже, когда журналист сидит с безучастным видом, не меняя позы и выражения глаз, уткнувшись в блокнот и лишь изредка бесцветным голосом задает какие-то вопросы. Ведя себя подобным образом, легко вызвать у партнера антипатию11.

Напротив, активное сопереживание, “включеность” в общение повышают его “градус”, создают у собеседника впечатление важности встречи. При этом не обязательно со всем соглашаться. Но резко возражать не стоит: задача журналиста – выяснить мнение собеседника, а не подчеркнуть свое. Лучше всего периодически выражать свое сомнение, легкое недоверие (“Не может быть!”, “В это трудно поверить!”). Такой прием считается наболее эффективным для стимулирования собеседника. Раззадорившись, он может выдавать такие сведения, о которых совсем не хотел вспоминать. Иной раз можно и ошеломить какой-то неожиданной, но важной информацией. Реагируя, партнер может добавить много такого, что значительно дополнит картину происходящего.

Любая беседа имеет свой ритм. После активных, напряженных фаз необходима разрядка (здесь опять могут помочь предметные действия: “У нас еще остался кофе?). Умело расставленные паузы могут оказать на ход беседы гораздо большее влияние, чем непрерывный поток слов.