ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.09.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
Неприятные, болезненные вопросы нужно чередовать с “приятными”. Успокаивать собеседника, а затем опять подходить к тому, что для журналиста важнее всего, а для нсобеседника – нож острый. Если настырно и непрерывно расспрашивать только о проблемном, неприятном, то легко скатиться в конфликтную ситуацию12.
Глава 3. Подготовка и проведение интервью
Обязательное условие грамотно проведенного интервью – это его тщательная подготовка. Справочник для журналистов тактично предупреждает: «Интервью может провалиться по многим причинам. Но это произойдет почти наверняка, если репортер к нему не готов».
Подготовка интервью включает в себя, прежде всего, глубокое знакомство с кругом вопросов, которые предстоит обсуждать. Для этого есть редакционное и личное досье, библиотека, подшивки газет, Интернет. Кроме того, необходимо хорошо изучить место и роль будущего собеседника в той сфере, где он работает. По возможности, его вкусы, круг интересов, знакомств, симпатии и антипатии и т.д. Следует найти его предыдущие интервью, может быть, авторские публикации. Для получения фактических данных интервью – не самый надежный способ. Анатолий Аграновский писал о том, что к человеку нужно «не за фактом идти, а за мыслями». Но для того, чтобы компетентному собеседнику захотелось поделиться с журналистом своими мыслями, он должен убедиться, что это – тот самый человек, которому и стоит все рассказывать13.
Знание предмета поможет подготовить перечень вопросов, которые составят «скелет» будущей беседы. Представление о том, что журналисту следует задавать те вопросы, которые отражают средний уровень интересов аудитории – ложное. Вопросы должны отражать именно намерения и индивидуальные интересы. Часто можно наблюдать: один и тот же человек у одного интервьюера проявился как яркая, запоминающаяся личность, а с другим жевал что-то невнятное. Конечно, будущий разговор может принять любое направление, но счастливая «импровизация», запоминающиеся «неожиданности» чаще всего случаются с теми, кто досконально знает предмет разговора и хорошо изучил своего собеседника. В противном случае часто происходит то, о чем предупреждает известный российский публицист Юрий Черниченко: «У журналиста вроде привилегия – спрашивать, и этим он словно правит разговором. Но бывалый отвечающий ему толкует сразу обо всем понемногу, выкладывает проблемы в комплексе, и вопрошающий с тоской чувствует, что должен сейчас же решить уйму набросанных перед ним задач. Должен, а не может! Если собеседник не промах – уйдет от него газетчик и с тяжелой головой, и с комплексом… неполноценности. И поделом!».
Итогом подготовительной работы должно стать составление вопросника, который заносится в блокнот и лежит перед вами во время встречи. Полезно заранее журналисту самому себе задать те вопросы, которые он готовит, и постараться на них ответить. Тут же возникнут дополнительные вопросы, и их также следует занести в блокнот. Естественно, располагая вопросы в определенной последовательности, журналист предполагает некий сюжет встречи: ее начало, развитие и завершение. Конечно, все может нарушиться, но продумать свою линию поведения нужно.
По сути, в блокноте записан набросок сценария будущей беседы. Он может нарушаться, варьироваться, дополняться, но наличие такого «каркаса» позволит журналисту: быть уверенным в своих намерениях; не уйти с интервью «пустым»14.
Журналисту следует постараться запомнить важнейшие из заготовленных вопросов, чтобы потом не упустить их из виду. Всегда найдется секунда-другая, чтобы взглянуть на свои записи. Но журналист не потеряет контакта со своим собеседником. Кроме того, необходимость некоторых вопросов (например, уточняющих, контрольных, проверочных) возникает именно в ходе живого обмена мнениями.
Умение слушать активно, стимулируя собеседника к развитию общения – важная составляющая удачного интервью. Этому служат некоторые технические приемы. В развитие темы следует задавать уточняющие вопросы, попросить пояснить ту или иную деталь, обстоятельство. Если разговор угасает, следует оживить собеседника легким (а иногда и серьезным) возражением, несогласием. Для этого всегда нужно иметь в запасе пару «неудобных» вопросов, почерпнутых из аргументации тех, кто является оппонентом «героя» на общественном поприще.
Разгорячившись, он «выдаст» гораздо больше информации, чем предполагал. Хорошим средством активизации является неявная демонстрация (какие-то детали, недосказанности), что журналист знает гораздо больше того, о чем говорит и спрашивает. У собеседника просыпается ревность и страстное желание выведать побольше. Для этого он и сам готов разоткровенничаться15.
Существует немало классификаций вопросов, при помощи которых строится журналистское интервью. Однако все они называют примерно один и тот же необходимый перечень функций:
вступительные вопросы. Интересный вопрос служит хорошим стартом для увлекательной беседы;
контактные. С таких вопросов хорошо начинать уличные интервью. С их помощью удобно развеивать атмосферу скованности, напряженности в первые минуты общения;
адресные (ФИО, место работы, профессия и т.д.). Их задают в том случае, если собеседники заранее не знакомы (уличное интервью);
программные. Это - скелет будущей беседы. В них должны быть заложены все важнейшие аспекты темы, по возможности – порядок их обсуждения, то есть сценарий беседы. Программные вопросы готовятся заранее;
направляющие. Эти вопросы служат для корректировки хода беседы, ее переключения в нужном для журналиста направлении. Для их применения важно умение импровизировать, мыслить ассоциативно;
зондирующие. Они помогают прощупывать новые повороты беседы;
наводящие. Это – мягкая форма возврата разговора в то русло, которое журналист для него наметил;
уточняющие. Они придают живость беседе, уместно разбивают длинные периоды монологической речи выступающего;
фильтрующие. Служат для выяснения осведомленности человека о событии: именно ли он может быть источником эксклюзивной информации о событии?;
вопросы-«ловушки». Это вопросы о том, чего человек точно знать не может или этого не было в действительности;
провокационные вопросы. Это опасные вопросы, но, в случае успеха, они способны совершить прорыв к важной для журналиста, эксклюзивной информации. Для «безнаказанного» их использования нужно хорошо ориентироваться в ситуации, знать собеседника, предугадывать его поведение;
контрольные вопросы. Чаще всего это вопросы, служащие цели подтверждения сомнительной информации или проверки искренности собеседника;
альтернативные вопросы, предоставляющие собеседнику возможность выбора. Основным компонентом таких вопросов являются союз «или»;
завершающие вопросы.
По форме вопросы могут быть прямые и косвенные, открытые и закрытые, личные и безличные, нейтральные и подсказывающие.
При проведении интервью полезно помнить некоторые «табу», которые выработаны мировой журналистикой как страховка от гарантированных неудач16.
Известный российский журналист Валерий Аграновский, многие годы проработавший в «Комсомольской правде», весьма уместно замечает: «У собеседника… всегда должно быть ощущение, что журналист не бродит в потемках, а точно знает, что ему нужно. Это ощущение обеспечивает успех».
Часто бывает: журналист как бы размышляет вслух, приглашая собеседника продолжить его пассаж. В этом часто сказывается его слабая подготовка: он не знает, что спросить. А его не понимают: он что, просто так это сказал, для связки? Повисает неловкая пауза. Общение прерывается [2, c. 97].
Вопрос должен быть конкретным и коротким. Сопровождение вопроса своим комментарием и оценками говорит о непрофессионализме. Лучше сделать короткую подводку к вопросу (чтобы объяснить его происхождение), но завершать всегда нужно именно им. Тем более не следует сопровождать вопрос оценками, предположениями и домыслами.
Не соединять два вопроса в одном. Тем самым журналист дает возможность увильнуть от ответа или вообще получить нечто расплывчатое.
Избегать так называемых «закрытых» вопросов, на которые можно ответить односложными «да» или «нет».
Не следует играть в «поддавки» с партнером и задавать ему наводящие вопросы. Если это происходит на глазах у зрителей, то производит впечатление какой-то фальсификации, игры «на публику». Доверия аудитории к журналисту это не прибавит.
Не следует задавать абстрактных вопросов. Интервью не служат цели выяснения мировых проблем и «вечных» истин.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Следует отметить, что интервью - значимый информационный жанр, который требует большой работы по подготовке и проведению.
Эффективность интервью зависит от коммуникабельности журналиста, то есть от его общительности, контактности, умения расположить к себе, правильной последовательности и четкой формулировки вопросов, а также способности достижения взаимопонимания в ходе беседы.
Очень важным нюансом при создании качественного интервью является обеспечение единства содержания и формы.
При подготовке интервью необходимо четко и мотивированно выстраивать монтажно-композиционное решение, ответственно подходить к созданию журналистского образа.
Качественные методы опроса, в том числе и интервью, и по сей день продолжают оставаться одними из основных способов сбора информации. Предметные области, для изучения которых они использовались и используются, преследуемые при этом цели, контингент опрашиваемых – чрезвычайно многообразны. И при создании интервью необходимо учитывать эти аспекты17.
Интервью играет одну из ведущих ролей на телеэкране, так как именно зрелищностью, интонацией, эмоциональной окраской, поведением собеседников, разнообразием окружающей среды объясняется особая достоверность и, как следствие, широкое распространение жанра интервью в телепрограммах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Глас, Лиллиан. Я читаю ваши мысли.- М.:2005.
Карнеги, Дейл. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей.- Мн.: Беларусь, 1990.
Классификация вопросов по Мицичу и Энкельману, М., 2002
Леонтьев А. Психология общения. – Тарту, 1974.
Обман в деловом общении. Методы диагностики.- Р-н-Д: Феникс, 2005.
Рабигер, Майк Режиссура документального экрана. – Москва, 1999.
Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы. – Москва. 1998.
Фихтелиус, Эрик. Десять заповедей журналистики. Глава: «Приготовиться и слушать».
1 Классификация вопросов по Мицичу и Энкельману, М., 2002, с. 87
2Обман в деловом общении. Методы диагностики.- Р-н-Д: Феникс, 2005., с. 72
3Глас, Лиллиан. Я читаю ваши мысли.- М.:2005., с. 96
4Классификация вопросов по Мицичу и Энкельману, М., 2002, с. 102
5Леонтьев А. Психология общения. – Тарту, 1974., с. 76
6Карнеги, Дейл. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей.- Мн.: Беларусь, 1990., с. 32
7Глас, Лиллиан. Я читаю ваши мысли.- М.:2005., с. 75
8Фихтелиус, Эрик. Десять заповедей журналистики. Глава: «Приготовиться и слушать»., с. 92
9Классификация вопросов по Мицичу и Энкельману, М., 2002, с. 55
10Классификация вопросов по Мицичу и Энкельману, М., 2002, с. 95
11Карнеги, Дейл. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей.- Мн.: Беларусь, 1990., с. 34
12Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы. – Москва. 1998., с. 11
13Классификация вопросов по Мицичу и Энкельману, М., 2002, с. 55
14Леонтьев А. Психология общения. – Тарту, 1974., с. 101