ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.09.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
19. «Гамлет» у.Шекспира как философская трагедия
20. Жанр комедии и романтической драмы в творчестве у. Шекспира
22. Классицизм как одно из основных литературных направлений 17в.
24. Барокко в западноевропейской литературе 17 века. «Жизнь есть сон» п.Кальдерона
25. Французская классицистическая трагедия. «Сид», «Федра»
26. Мольер. «Тартюф», «Дон Жуан», «Скупой»
27. Английская проза 17в. Дж.Мильтон, Дж.Донн
28. Английский роман 17в. Д. Дефо, Дж. Свифт, г. Филдинг, л. Стерн трансформация жанра «путешествия»
30. Литература французского Просвещения. Творчество Вольтера и Дидро.
2. Просветительский классицизм:
33. Идейно-худежественное новаторство драматургии Шиллера
34. Своеобразие жанра немецкой баллады 18 века. Баллады и.-в. Гете и ф. Шиллера
35. Основные тенденции развития западневропейской литературы 18в.
36. Песенная поэзия Бернса. Специфика преломления фольклорной символики
Издавались энциклопедии (Вольтер, Руссо, Дидро).
В философском плане уповали на разум. Независимость от религиозных истин. Главный критерий – опыт.
Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и др. писателей. Общая их черта — господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера
Сентиментализм XVIIIвек Франции Просветительский классицизм
Руссо Дидро, Вольтер
1. Сентиментализм:
1) Чувство преобладает над разумом;
2) Ценность природных естественных феноменов;
3) Естественность человека. Не блага приобретенные, а естество;
Ввел Руссо: (тоже к сент. относится)
4) Общественные проблемы (принцип демократизма)
5) Учительные цели (роман учения «Эммиль»)
Для этого направления характерно обращение к жанрам, с наибольшей полнотой позволяющих показать жизнь человеческого сердца, – элегия, роман в письмах, дневник путешествия, мемуары и, где рассказ ведется от первого лица.
Ж.-Ж.Руссо сделал природу самостоятельным (самоценным) объектом изображения, в его произведениях с замечательным искусством описываются берега Женевского озера. Его Исповедь (1766–1770) считается одной из наиболее откровенных автобиографий в мировой литературе.
2. Просветительский классицизм:
Пишутся афоризмы, обращенные к обществу.
1) Продолжают линию философских эссе.
«Человек всего лишь тростник, но он тростник мыслящий» - Лафантен
2) Во главе – разум;
3) Пропаганда естественнонаучных знаний. Большие стихотворения и целые поэмы описательно-дидактического характера, разрабатывающие темы из географии, ботаники, астрономии, воспевающие технические изобретения;
4) Обращались к проблемам бытия человека, его отношения к Богу и мирозданию.
5) Принципы классицизма оказались наиболее устойчивыми в традиционно «высоких» жанрах — трагедии, эпической поэме, оде
Течения вне просвещения: (предромантизм)
Направление Рококо (к.17 – н.18вв.): кризис абсолютизма. Сохраняет исходные рационалистические предпосылки классицизма и его социальную ориентацию на высшее общество, но существенно меняются видение и оценка окружающего мира: они становятся шутливыми, ироничными, «игровыми». В поэзии это эпиграммы, небольшие стихотворения галантного содержания, шуточные послания. Разрабатывает эротические мотивы.
Пример: Поэма Вольтера «Орлеанская девственница», поэма Эвариста Парни «Война богов» (1799).
Направление Барокко: Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением.
Отражает концепцию дисгармонии и конфликтности мира и человека. Художественный эффект часто достигается за счет неожиданности, нарушения читательских ожиданий на всех уровнях текста. Утяжеляются произведения повествованиями, вставными новеллами. Представитель: Вольтер (?)
Бомарше:
Просветительский реализм –картина нравов, чувств, парадоксов.
«Женитьба Фигаро» (1784), «Севильский цирюльник»
Политика основана на притворстве и беззастенчивой лжи; законы снисходят к сильным и неумолимы по отношению к слабому.
Монолог Фигаро в пятом акте: сильный мира сего не всегда силен разумом; знатное происхождение, положение в свете становятся предметом гордыни, но такое положение достигается лишь случайностью рождения; людям низкого происхождения ради одного только пропитания нужно выказать такую осведомленность и находчивость, какие «в течение века не потребовались бы на управление Испаниями»
Главным способом эмоционального воздействия на зрителя Бомарше считал чувство сострадания: зритель, сострадая герою, сумеет уберечь себя от его ошибок.
32. «Фауст» Гете
Фауст – это обобщение представлений автора о человеке и о его бытии. Фауст показан в разных ипостасях, он – ученый книжник, заблуждающийся человек, философ, преступник, семьянин, в нем все, о чем очень трудно сказать, что он положительный или отрицательный герой. В нем есть вечная неудовлетворенность собой и миром. Эту внутреннюю неуспокоеннось Гете считает самой важной в жизни человека и человечества.
Мефистофель воплощает полное отрицание всех ценностей человеческой жизни и достоинства человека вообще.
Мефистофель – черт, посланец ада, этот образ был заимствован Гете из старинной легенды. Оставив имя, поэт совершенно изменил его характер. У Гете Мефистофель совсем не похож на черта из народных поверий. В духовном отношении он воплощает высокую культуру мысли, но мысли скептической и циничной, отрицающей все хорошее и доброе в жизни.
Тем не менее его нельзя определить как «отрицательный» персонаж. Мефистофель – фигура сложная. В нем есть противоречие: он говорит о себе как о части той силы, которая ищет и желает зла, но способствует сотворению добра. В уста Мефистофеля Гете вложил и некоторые свои мысли. Он наделил этот персонаж своими критическими наблюдениями над отрицательными явлениями действительности.
Маргарита - она несчастный человек, живет в пригороде, хорошенькая, скромная, благовоспитанная, набожная, заботливая, она очень любит детей. У нее есть младшая сестра. Девушка добродетельна, о чем свидетельствует песня «Баллада о фульском короле», которую она пела. Любовь, какой показывает ее Гете – испытание для женщины, к тому же разрушительна. Маргарита безответно любит Фауста, становится преступной. На ее совести 3 преступления (она обрекает себя на полное одиночество) – подсыпает снотворное матери, в один несчастный день мать не просыпается от передозировки снотворного, поединок Валентина и Фауста, Валентин оказывается обреченным, он сражен рукой Фауста, Маргарита оказывается причиной гибели брата, Маргарита топит младенца-дочь от Фауста в болоте (хтоническая среда). Фауст ее бросает, она ему интересна только пока он ее добивается. Фауст забывает о ней, он не чувствует обязательств перед ней, не помнит ее судьбу. Оставшись одна, Маргарита делает шаги, которые приводят ее к раскаянию, прощению. Маргарита принимает на себя всю ответственность, платит жизнью за душу. Когда Фауст умрет, среди праведных душ, отправленных навстречу его душе, окажется душа Маргариты.
33. Идейно-худежественное новаторство драматургии Шиллера
Деятельность Шиллера проходила в Германии, расцвет его творчества пришелся на 1790-е гг. Умер в Веймаре. Шиллер был человеком, который своим творчеством обозначил преддверие романтизма. Его основное творчество – это деятельность как драматурга. «Разбойники» (в 18 лет), «Коварство и любовь», драмы исторического характера, не очень часто обращается к истории Германии, но к европейской, мировой. «Орлеанская дева» (Жанна Д’Арк), «Мария Стюарт» (история Англии), «Дон Карлос» (Испания), «Вильгельм Телль» (национальный символ Швейцарии - вольный стрелок).
Зрелая драма – центральная тема свободы, идея национального освобождения (Жанна Д’Арк), столкновение двух характеров Мария Стюарт – характер расчетливой Елизаветы и стихийного характера Марии Стюарт. С немецкой историей связана драма для чтения «Валленштейн». Драма «Дмитрий самозванец» связана с русской историей (только наброски этого произведения). Слава Шиллера была громадной до 30-х гг. 19 века. Он убежден и стремился убедить читателя в том, что в мире очень четко прочерчена граница между добром и злом. Стилистика: большие монологи героев, восторженные, созданные для декламации. «Мария Стюарт» - Шиллер умел создавать женские характеры и не боялся ставить их в центре. Эта пьеса, в которой 2 главных женские роли – две королевы. Мария Стюарт- французская принцесса, ее отец шотландский король, ее наставник поэт, она образованна, хороша собой, очаровательна, притягательна, ревностная католичка, но была замужем два раза. В Шотландии происходя распри – отделение от Англии, борьба католиков с англиканской церковью. Ее втягивают в заговоры, способствующие смерти одного из мужей. В это время на престоле в Англии воцарилась Елизавета Тюдор (королева-девстенница). Женщина-политик, наделена государственным умом, деловая, расчетливая, склонная к интригам. НА престол она прав не имела. Ее отец Генрих 8 послал ее мать на плаху, после этого Елизавета считалась незаконнорожденно. Поле Генриха 8 сыновей не осталось и на престол взошла Мария Кровавая. Она отправляет Елизавету в тюрьму, но после смерти Марии, Елизавета стала королевой. Она понимала, что если она выйдет замуж, то все перейдет мужу и она потеряет самостоятельность, поэтому она стала королевой-девственницей. Для Шиллера его драма – это столкновение двух подходов жизни: естественное стремление человека к свободе и самовыражению (Мария некорыстная, нечестолюбивая, женщина, созданная для любви, самокритична, открыта, ее слуги остаются с ней до конца, потому что любят ее). Для Марии самая яркая сцена – встреча с Елизаветой. Елизавета умна, она рассматривает Марию как угрозу благополучию страны. Она остается женщиной и понимает, что у нее нет того, чем обладает Мария. Она ей по-женски завидует. В ней живет тайное женское соперничество.