ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.09.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
19. «Гамлет» у.Шекспира как философская трагедия
20. Жанр комедии и романтической драмы в творчестве у. Шекспира
22. Классицизм как одно из основных литературных направлений 17в.
24. Барокко в западноевропейской литературе 17 века. «Жизнь есть сон» п.Кальдерона
25. Французская классицистическая трагедия. «Сид», «Федра»
26. Мольер. «Тартюф», «Дон Жуан», «Скупой»
27. Английская проза 17в. Дж.Мильтон, Дж.Донн
28. Английский роман 17в. Д. Дефо, Дж. Свифт, г. Филдинг, л. Стерн трансформация жанра «путешествия»
30. Литература французского Просвещения. Творчество Вольтера и Дидро.
2. Просветительский классицизм:
33. Идейно-худежественное новаторство драматургии Шиллера
34. Своеобразие жанра немецкой баллады 18 века. Баллады и.-в. Гете и ф. Шиллера
35. Основные тенденции развития западневропейской литературы 18в.
36. Песенная поэзия Бернса. Специфика преломления фольклорной символики
27. Английская проза 17в. Дж.Мильтон, Дж.Донн
Литературнапя деятельность Д.Милтона. Поэма «Потерянный рай»: диалектика добра и зла, философия истории, проблема бунта, система образов, композиция.
Творчество Мильтона завершает большую историческую полосу развития художественной культуры Англии, возникшей в эпоху Возрождения. Его связи с этой эпохой многообразны, но не менее значительны и отталкивания от нее. Поэзия Мильтона, его главные творения проникнуты героическим пафосом, духом борьбы за гражданские идеалы, которой он отдавал все свои силы. Мильтон - поэт мысли, раздумий о сущности жизни, о природе человека. Его поэзия с самого начала была серьезна и целомудренна. Все написанное Мильтоном за сорок лет, при несомненном мастерстве, меркнет по сравнению с его величайшим творением - поэмой "Потерянный Рай". мечтал о возрождении общественных идеалов, о восстановлении личной нравственности. Основу сюжета "Потерянного Рая" составляют библейские легенды, то поэму причислили к книгам благочестивого характера, Ее рассматривали как поэтическое переложение Библии. Только в начале XX века по-настоящему разобрались в истинном смысле великого творения Мильтона, Оказалось, что "П Рай" не только отклоняется от церковного вероучения, но подчас вступает в прямое противоречие с ним. В мировоззрении и литературных произведениях Мильтона сочетались две разные тенденции - следование гуманистической идеологии эпохи Возрождения и пуританская религиозность. "П Рай" начинается с изображения войны между небом и адом; на одной стороне бог, его архангелы, ангелы - словом, весь сонм небожителей; на др падший ангел-Сатана, духи зла Вельзевул, Маммона и весь синклит демонов и чертей. Казалось бы, все ясно и просто. Но стоит вчитаться в речи обитателей ада, как эта ясность оказывается мнимой. Низвергнутые с небес духи замышляют восстание против бога. Нельзя не обратить внимание на то, как они его именуют. "Царь небес", "Государь, Единый Самодержец",- он для низвергнутых в адскую бездну деспот и тиран. Для пуританина Мильтона бог был выстой святыней. Для революционера Мильтона невыносима всякая единоличная власть.
В "ПРае" немало строк, нарушающих четкую логику библейского предания. В сознании Мильтона уживаются два ряда представлений. Бог - воплощение высшего блага, Сатана и его соратники - исчадия зла; но тот же бог для Мильтона - небесный царь, и в качестве такового он ассоциируется с земными королями, ненавистными поэту, и тогда поэт не может не сочувствовать тем, кто восстает против единодержавной власти. В поэме есть и другое противоречие. М восхищается героическим непокорством Сатаны в той мере, в какой оно выражает непримиримость по отношению к любой тирании, земной и небесной. Если в первых книгах контраст между силами неба и ада символизирует борьбу добра и зла в жизни, то центральной темой "П Рая" является отражение этой борьбы в чел сердце. Эта тема со всей ясностью определена в беседах низвергнутых ангелов, обсуждающих, как им продолжать борьбу против бога после поражения. Сатана прослышал, что бог готовится создать некий новый мир и новое существо – чел. Совратить его с пути добра - вот цель, которую теперь ставит себе Сатана, чтобы восторжествовало зло.
Сатана в религиозной мифологии всегда был воплощением сил, губящих человека. Наивные средневековые представления о природе человека Мильтон поднял на новую философскую высоту. История Адама и Евы, о которой повествуется далее, имеет символический смысл. В ней противопоставляются два состояния человечества –изначальное райское существование в идеальных условиях, когда люди были невинны и не знали пороков, и жизнь "после грехопадения". Следуя библейской легенде, М утверждает, что "порча" человечества началась с того момента, когда они вкусили плод с древа познания добра и зла.Двойственность мировоззрения поэта сказалась и здесь.
По смыслу библейской легенды, Ева, а следом за нею Адам совершили грех. Но мог ли М, чел большой культуры, признать грехом такое благо как знание? Блаженство рая - по М иллюзия, не соответствующая природе чел, ибо в чел телесное и духовное должно находиться в гармонии. Райская жизнь Адама и Евы была бестелесной, и яснее всего это видно в их любви. С познанием добра и зла они впервые прониклись ощущением своей телесной природы. Но чувственность не убила в них духовности. Лучше всего это проявляется в том, что, узнав о проступке Евы, Адам решает разделить с ней вину. Он делает это из любви к ней, и его любовь и сочувствие укрепляют и любовь Евы к нему. Правда, потом между ними происходят ссора, но она завершается примирением, ибо они сознают нераздельность их судеб. Сущность жизн философии М получила выражение в речи Адама после изгнания его и Евы из рая. Ева в отчаянии помышляет о самоубийстве. Адам успокаивает ее речью о великой ценности жизни. Он признает, что они обречены на муки и испытания, и нисколько не склонен преуменьшать тяготы и опасности земного бытия, так непохожего на райское блаженство. Но при всех своих трудностях жизнь в глазах Адама не безрадостна. Деятельная жизнь и труд - таково предназначение человека и это отнюдь не проклятие. М - и он делает это не раз - поправляет Библию с позиций гуманизма во имя утверждения жизни и достоинства человека.
"П Рай" своего рода поэтическая энциклопедия. Архангел Рафаил излагает Адаму философию природы - происхождение Земли, строй неба и движение светил, беседует о живой и мертвой природе, о телесном и духовном началах жизни. Конечно, все это выступает в обличий библейской мифологии, библейские персонажи знают, что существует телескоп; слышали они и об открытии Колумба и упоминают виденных им на вновь открытом континенте индейцев. Заключительная часть поэмы проникнута духом смирения и покорности,
Это голос поэта-борца, непримиримого ко злу, до конца преданного благородной идее освобождения человечества от страдания, искажающего жизнь. Стиль поэмы отличается возвышенностью. Речи персонажей звучат величественно и торжественно. Каждая из них - пространный монолог, проникнутый пафосом, ибо каждое говорящее лицо полно сознания значительности происходящих событий. Пышное красноречие М имеет, однако, разные тональности. В этом легко убедиться, сравнив яростные воззвания Сатаны, медленные речения Бога, поучительный тон рассказов архангелов, полные достоинства монологи Адама, нежную речь Евы. Заметим при этом, что Сатана как вождь падших ангелов отличается подлинной зажигательностью речи, но, выступая в роли змея - совратителя Евы, он обнаруживает своеобразную логику и хитрость искусителя.
Большое впечатление производят пейзажи Мильтона, они величественны и громадны, в них ощущается космический размах, столь соответствующий содержанию поэмы. Поэт обладает необыкновенной фантазией, могучим воображением, позволяющим ему расцветить скупые строки библейского рассказа многокрасочными описаниями.
Джон Донн: (1572 – 1631) Барочное направление. Настоятель собора св.Павла в Лондоне. Священные сонеты «Исчезло солнце и земля пропала».
Главное в поэзии – постижение природы человека (противоречивые элементы: земные чувства + высокое начало Бога)
«Солнце старый дурак, зачем глядишь в занавески?»
28. Английский роман 17в. Д. Дефо, Дж. Свифт, г. Филдинг, л. Стерн трансформация жанра «путешествия»
Период зрелого Просвещения в Англии, охватывающий 40 — 50-е годы XVIII в., отмечен бурным расцветом просветительского реалистического романа. Он обращается к изучению повседневной частной жизни в ее многообразных проявлениях, вводит в литературу нового героя из буржуазно-демократических слоев общества, ставит и решает новые, актуальные для своего времени философские, социальные и этические проблемы.
Сентиментализм – Стерн (англ.)
Просветительский реализм («протореализм») – Даниэль Дефо (роман «Робинзон Крузо»), Джонатан Свифт (роман «Путешествие Гулливера»), Генри Филдинг (роман «История Тома Джонса найденыша»)
Роман «Робинзон Крузо» Даниэль Дефо
Показал, как человек проходит все стадии развития общества (Деньги – символ, они не нужны)
Все приключения Робинзона за его жадность, это его наказание.
Жанровое своеобразие:
Жанр – приключенческий роман, роман путешествия, роман воспитания, аллегорическая притча, островная утопия.
Роман о скитаниях заблудшей души, через обращение к Богу обретает путь к спасению. Райская жизнь в родительском доме. Нарушение родительских законов (Самостоятельный уход Робинзона в море – первоначальный грех, плыли они за рабами. Остров выполняет роль чистилища).
Пятница из племени людоедов – вопросы как в «Простодушном» у Вольтера.
Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера» - просветительский реалист (1726г.)
Автоэпитафия: «Поставил автор цель благую – лечить испорченность людскую».
Тематика: изменчивость внешнего облика мира, его относительность (лилипуты – лилипутия, великаны – бробдингнегцы, люди – лапута, лошади (принимают его за ехо) – гуингмы).
Жанровая специфика: роман, памфлет (сатира, ирония событий).; роман антиутопия («Клоп» Маяковского)
Свифт – родоначальник современной утопии и антиутопии, как худ.жаенра.
Антиутопия – появляется вместе с утопией. Тендеции, которые хорошие, но ведут к плохому.
1 часть: Тупоконечники и остроконечники ведут борьбу – показана суть политических партий.
Лилпуты решают избавиться от Гулливера – ход тоталитаризма (из-за того, что он спас дворец от пожара).
Утопия – Закон лилипутов: «неблагодарность карается»
Антиутопия – решают казнить за мелкие нарушения, хотя он Гулливер помог им больше.
2 часть: Великаны рассказывают о законах своих стран. В истории куча смут, революций, высылок – это все результат жадности, злобы, лицемерия.
3 часть: Люди. Все увлечены математикой, науками. содержит едкую сатиру на спекулятивные научные теории его времени. Ожидая прибытия корабля Гулливер совершает поездку на остров Глаббдобдриб, знакомится с кастой чародеев, способных вызывать тени умерших, и беседует с легендарными деятелями древней истории, сравнивая предков и современников убеждается в вырождении знати и человечества. Гулливер приезжает в страну Лаггнегг, где узнает про струльдбругов — бессмертных людей, обречённых на вечную бессильную старость, полную страданий и болезней.
Вся часть – абсурдность. Должность – хлопальщик. Гулливера охватывает тоска по прошлому.
4 часть: Гуингмы. Угопическая. Лошади – идеальное общество. Но они изгоняют Гулливера, приняв его за ехо. Изгоняют, т.к. он на них не похож – он чужой. Идея: мы не принимаем чужих. Может и идеи национализма. Для гуингмов чистота крови превыше всего.
Утопия в глазах героя и антиутопия в глазах читателя.
Жанры: Фантастика, приключенческий роман; памфлет
Философские архетипы.
Джонатан Стерн – «Сентиментальное путешествие», +«Жизнь и мнения Тристама Шенди, джентельмена»
«Людей не страшат дела, а лишь мнения об этих делах»
Бытовой роман.
Вопрос о человеческой природе и о спобностх её изображения.
Акцент с традиционного поучения на изучеие характера героя. Причины побудившие человека к тем или иным поступкам. Любовь, вожделение, доброта, щедрость – всё сплетено в человеке.