ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.09.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
"Дейли телеграф", хотя и остается крупнейшей по тиражу качественной ежедневной газетой Великобритании, тем не менее за последние годы немного сократила тираж: с миллиона до 900 с небольшим тыс экз. Она продолжает оставаться широкополосной и не собирается переходить на таблоидный формат. У ее воскресного собрата "Санди телеграф" тираж несколько меньше: чуть более 700 тыс экз.
Самая качественная по содержанию газета Великобритании - "Файнэншл таймс" - немного оправилась после экономического кризиса начала XXI века, ударившего по всем финансовым изданиям. Она удерживает тираж на уровне около 500 тыс экз., но остается убыточной. Там ожидается сокращение сотрудников (порядка 100 из 500 сотрудников газеты). Компания "Пирсон", которой она принадлежит, субсидирует ее за счет прибыльных предприятий в США (издательство "Пингвин букс", распространение учебно-образовательной литературы и школьного оборудования). Однако и эти доходы в 2004 г. немного сократились из-за уменьшения интереса американцев к литературе в год президентских выборов. Ряд акционеров "Пирсона", в том числе и члены семейства Пирсонов, у которых осталось сейчас всего 3% акций компании, но к мнению которых по-прежнему прислушиваются, требуют продать убыточную "Файнэншл таймс". Но исполнительный директор "Пирсона" Марджори Скардино по-прежнему намерена сохранить "Файнэншл таймс" в своих руках как гордость компании.
Газеты группировки "Медиа Гардиан", традиционно удерживающие тиражи за счет ориентации на специфического читателя - леволиберальную интеллигенцию, - тем не менее, несколько теряют в тираже: ежедневная "Гардиан" теряет ежегодно по 2,3%, воскресная "Обсервер" несколько меньше. С целью остановить это процесс обе газеты собираются в ближайшие годы перейти на таблоидный формат. У "Гардиан" к концу 2004 г. было около 380 тыс экз., у "Обсервера" - примерно 430 тыс.
Став таблоидными, "Индепендент" и "Таймс" оказались прямыми конкурентами так называемых "таблоидов для среднего класса" - газеты "Дейли мейл" принадлежащей объединению "Дейли мейл энд дженерал траст" лорда Ротермира, и газеты "Дейли экспресс", принадлежащей Ричарду Десмонду. Оба эти таблоида вели в последние годы ожесточенную конкурентную войну между собой, в которой явно побеждает "Дейли мейл", имеющая сейчас тираж в 2,4 млн. экз. (больше, чем "Таймс", "Дейли телеграф", "Гардиан" и "Индепендент", вместе взятые). За последние 30 лет она увеличила тираж на 700 тыс экз. В 2004 г. он немного упал (на 1,4%), тогда как тираж ее соперницы "Дейли экспресс" снизился на 6% (до 960 тыс экз.).
В борьбе с ней "Дейли экспресс" в марте 2004 г. обвинила ее в профашистской пропаганде. В другое время она неоднократно обвиняла ее в некомпетентности. К тому же, оба эти пресс-магната - Ротермир и Десмонд - были в 2004 г. соперниками в борьбе за приобретение газет "Телеграф", которую они проиграли братьям Баркли. Особенно досадовал Ричард Десмонд, который ради улучшения своего имиджа в борьбе за обладание качественными газетами продал 45 своих порноизданий. Однако, проиграв, он вынужден был договориться с братьями Баркли о совместном использовании печатного предприятия в Уэстферри.
Успехи таблоида "Дейли мейл" и его воскресного собрата "Мейл он санди" традиционно зиждились на публикации большого числа материалов "человеческого интереса", многие из которых предназначались для женской аудитории, составляющей 53% читателей этих газет. Включившись в конкурентную борьбу с ней, "Таймс" стала также давать больше материалов о модах, женском здоровье и других проблемах традиционно женского интереса. "Дейли мейл" ответила на это выпуском нового приложения "Стили жизни", ориентированного на женщин, а ее секция "Здоровье", выходящая по вторникам, стала создавать впечатление, что болеют исключительно женщины. Фотографии знаменитых женщин стали все чаще появляться на первых полосах "Дейли мейл".
В то же время "Мейл он санди" ввела 25-страничное спортивное приложение, чтобы противостоять соответствующему приложению "Игра" на страницах "Таймс", выходящему по понедельникам в таком же объеме и посвященному футболу. В ответ на введение на страницах "Таймс" японской игры "Содоку" "Дейли мейл" тоже сделала это. Спорт и игры вводятся в основном для привлечения молодежной аудитории, так как у газет "Мейл" слишком много пожилых читателей (1,6 млн. старше 65 лет). "Дейли мейл" увеличила также объем до 128 полос (половина из них в цвете), приблизившись к 156-страничной "Таймс".
Завязавшаяся конкурентная борьба между традиционно качественной, но ставшей таблоидной "Таймс" и "таблоидами для среднего класса" "Дейли мейл" и "Мейл он санди" позволяет говорить о продолжении процесса стирания граней между традиционно качественной прессой и "прессой для среднего класса". Обозреватели предполагают, что "Дейли мейл" может в будущем начать переманивать читателей "Таймс" и за счет усиления внимания к международным новостям, которые всегда считались сильным местом последней.
Помимо газет "Мейл", объединению "Дейли мейл энд дженерал траст" принадлежат две известные лондонские газеты: вечерняя "Ивнинг стандард" и дневная бесплатная "Метро" созданная в 1998 г. Тираж "Ивнинг стандард" падает каждый год примерно на 10%, причем его теснит своя же газета "Метро", рассчитанная в основном на молодых служащих, едущих утром на работу. Она дает значительно более свежие новости, чем вечерний "Стандард", плюс телепрограмму, афишу, гороскопы и кроссворды. И самое главное - все это бесплатно.
Поэтому в декабре 2004 г. руководство компании вынуждено было начать издание бесплатной версии "Стандарда" - "Стандард лайт". Оно вышло тиражом в 50 тыс экз. и распространялось только в нескольких центральных районах Лондона в утренние и дневные часы. В отличие от вечернего издания, "Стандард лайт" имел "облегченный", чисто новостной вид, рассчитанный на тех, кто раньше не читал газет, с целью приучить их к этому. Распространителям приплачивали по 20 ф.ст. в день, чтобы поощрять их раздавать бесплатную газету, а не припрятывать ее, дабы продать платную. Учитывая эти расходы, выпуск бесплатной версии обходился "Дейли мейл энд дженерал траст" в 70 тыс ф. ст. в неделю.
Однако некоторые обозреватели называют такой путь самодеструктивным. При наличии бесплатной утренней газеты "Метро" (и ее собратьев в семи других городах Великобритании), а также возможности узнавать новости через Интернет вкупе с новым бесплатным изданием читатель может приучиться к мысли, что за новости не надо платить. Если "Ивнинг стандард", чей тираж упал к концу 2004 г. до 370-380 тыс экз., не может найти сбыта даже на 8-миллионном лондонском рынке, то как это смогут сделать другие вечерние газеты, выходящие в менее крупных городах? Исходя из этих рассуждений, Питер Престон из "Обсервера" предсказывал в конечном счете смерть вечерних газет в Великобритании, как это было в США. В настоящее время в Великобритании выходят 75 вечерних газет, и все они теряют тиражи.
К тому же, у "Ивнинг стандард" в 2004 г. намечалось появление нового соперника. Основной конкурент "Дейли мейл энд дженерал траст" - Ричард Десмонд - готовил издание новой лондонской газеты под ориентировочным названием "Лондон ай". Она должна была начать выходить в утренние часы, но ее будущее связано с возможностью доступа на станции метро, а этому мешало эксклюзивное соглашение между "Дейли мейл энд дженерал траст" и лондонским метрополитеном. Продажа же "Лондон ай" вблизи станций метро силами уличных разносчиков могла обойтись в слишком большую сумму.
Тиражи всех массовых ("бульварных") газет Великобритании, как уже отмечалось, падают. Крупнейшими национальными массовыми газетами остаются ежедневная "Сан" (3 млн. 300 тыс экз.) и воскресная "Ньюс оф уорлд" (3 млн. 700 тыс экз.), но и они теряют тиражи. Тираж "Сан" в 2004 г. упал на 5%, и, по оценке газеты "Обсервер", "ее дела никогда не были так плохи, как сейчас". Тираж "Ньюс оф уорлд" упал на 2%.
Наибольшее падение тиража из национальных ежедневных газет испытала в 2004 г. "Дейли миррор". Ее не спасло увольнение в июне главного редактора Пирса Моргана после публикации фотографий с изображением пыток британскими солдатами заключенных в Ираке, которые министерство обороны объявило фальшивыми. На место Пирса Моргана был приглашен бывший редактор "Санди миррор" Ричард Уоллес. Если при Моргане "Дейли миррор" приобрела характер серьезного издания, публикующего особенно много материалов, направленных против войны в Ираке и следования Великобритании в кильватере американской политики, то после его отставки характер издания резко изменился. "Дейли миррор" стала делать упор на материалы "человеческого интереса", как, собственно, и было раньше. Появилось специальное приложение для женщин в духе самого читаемого женского журнала "Тейк э брейк". Но это, как отмечалось, не спасло газету. Падение тиража за год составило около 9% (до 1 млн. 800 тыс экз.). В связи с этим можно напомнить, что в середине ХХ века тираж этой газеты исчислялся пятью миллионами экземпляров, а у "Ньюс оф уорлд" - восемью.
Тиражи воскресных газет, принадлежащих той же группировке - "Тринити Миррор" - также упали в 2004 г.: "Пипл" - почти на 8% (до 1 млн. экз.), "Санди миррор" - около 3% (до 1 млн. 660 тыс экз.). В связи с этим продолжали ходить слухи, что эта компания может продать все три национальные газеты и оставить одни провинциальные, которые идут лучше и приносят гораздо больше дохода. В настоящее время "Тринити миррор" является крупнейшим по тиражу издателем региональных газет Великобритании, имея 230 изданий общим тиражом почти в 15 млн. экз. в неделю. Однако недавно назначенный новый исполнительный директор "Тринити миррор" Слай Бейли продолжала заявлять, что не намерена отказываться от национальных газет.
В связи с этими слухами некоторые обозреватели строили предположения, что в случае объявления газет "Миррор" к продаже их могут приобрести те же братья Баркли, которые купили газеты "Телеграф". Тогда у них будут две национальные качественные газеты ("Дейли телеграф" и "Санди телеграф") и три национальные популярные газеты ("Дейли миррор", "Санди миррор" и "Пипл"), и они смогут померяться силами с "Ньюс интернэшнл" Руперта Мэрдока, которой тоже принадлежат две национальные качественные газеты ("Таймс" и "Санди таймс") и две национальные популярные ("Сан" и "Ньюс оф уорлд").
Бум потребительских журналов
Если еще 10 лет назад в Великобритании шли разговоры о "закате журналов" в связи с наступлением электронных СМИ, то сейчас очевидно, что эти мрачные прогнозы не оправдались. В Великобритании 8337 журналов (на 25% больше, чем 10 лет назад). В 2004 г. было продано рекордное количество потребительских журналов (1 млрд. 300 млн.). Рынок журналов для покупателей увеличился на 20%, а деловые журналы начинают оправляться от спада, происшедшего в начале нового тысячелетия.
Крупнейшим журналом (и крупнейшим по тиражу британским периодическим изданием вообще) является сейчас женский еженедельник "Тейк э брейк", выходящий тиражом в 4 млн. экз., обогнав даже крупнейшие массовые газеты "Ньюс оф уорлд" и "Сан". Секрет его успеха состоит, как считают обозреватели, в его аполитичности. Как известно из разных социологических исследований, британское общество переживает период усталости от политики, снижения интереса к деятельности представительных органов и политических партий. Тем не менее, ряд актуальных проблем (здравоохранение, охрана окружающей среды, образование и воспитание детей) продолжает оставаться в центре внимания. Таким образом, премьер-министру Блэру выгоднее дать интервью журналу "Тейк э брейк" по злободневной проблеме заботы о детях. Здесь, в отличие от газеты, он может быть уверен, что интервью это будет прочитано массовой аудиторией. В целом же "Тейк э брейк, как и другие женские журналы, дает в принципе то же, что и газеты: материалы "человеческого интереса"; статьи о знаменитостях; страницы, посвященные отдельным актуальным проблемам; и, конечно, сплетни и всевозможную развлекательную смесь. Однако молодые женщины, за которыми так охотятся ежедневные газеты, отдают предпочтение этому еженедельнику.
Вторым по величине женским журналом Великобритании является "Глэмер" (около 600 тыс экз.), созданный в 2001 г. и потеснивший традиционный "Космополитен", у которого осталось всего 400 тыс экз. У "Мэри Клер" в 2004 г. было порядка 330 тыс экз., у "Эль" - примерно 150 тыс.
Но главное событие 2004 г. произошло на рынке мужских журналов. В дополнение к традиционным мужским ежемесячникам "Эф-эйч-эм с тиражом в 600 тыс экз., "Лоудид" (260 тыс экз.) и "Максиму" (250 тыс) в 2004 г. появились два мужских еженедельника - "Натс" компании Ай-пи-си и "Зу уикли" компании "Эмап". Сделанные по типу женских еженедельников и дающие новости, развлекательную смесь и фотографии знаменитых женщин, они быстро заняли место в журнальной периодике, потеснив старые мужские ежемесячники. К лету "Натс" имел тираж в 290 тыс экз., а у "Зу уикли" - в 200 тыс Однако другой мужской еженедельник - "Кат" компании "Бауэр" - не добился успеха. Это опять-таки говорит о том, что дело не только в эксплуатации определенной ниши, но и в умелой редакционной стратегии.
Продолжают пользоваться также большим успехом цветные иллюстрированные еженедельники о жизни знаменитостей. Крупнейшими из них являются "Хит" компании "Эмап" (около 2 млн. экз.) и "Нау" компании Ай-пи-си (1,1 млн. экз.). К ним приближается созданный в 2003 г. еженедельник "Клоузер", принадлежащий той же "Эмап" (более 900 тыс экз.). Они потеснили старые журналы знаменитостей - "О Кэй!" Ричарда Десмонда и "Хеллоу". Однако созданный в 2003 г. тем же Десмондом новый еженедельник "Нью" пока не смог достичь большого тиража: у него чуть больше 300 тыс экз. Еще меньший тираж имеет принадлежащий ему же "Стар" (чуть более 100 тыс экз.).
Продолжает успешно функционировать научно-популярный журнал "Нью сайентист", публикуя статьи по самым разнообразным вопросам. Успешно развивается сектор, связанный с куплей-продажей недвижимости, публикующий фотографии и описания домов, усадеб, интерьеров и т.п. По этим вопросам специализируются более 60 изданий. Наиболее известными из них являются "Друл эт ёр плежер", "Таун энд кантри пропертиз", "Кантри лайф", "Гранд дизайнз" и "Плейс ин зе сан". Последние два сделаны по бывшим телепрограммам, но уступают им в популярности, так как, естественно, лишены движения.
В целом по богатству и разнообразию журнального рынка Великобритания продолжает занимать одно из первых мест в мире.
Би-би-си: в преддверии продления Хартии
На общественной вещательной корпорации Великобритании - Би-би-си - в 2004 г. происходили весьма бурные события. Это был год наивысшего за всю историю обострения противоречий между общественной корпорацией и государственными властями. Как известно, еще при Маргарет Тэтчер тогдашнее консервативное правительство активно пыталось подчинить Би-би-си задачам своей политики, на что тогдашний председатель корпорации Мармадюк Хасси отвечал: "Правительства приходят и уходят, а мы остаемся. Хартия Би-би-си требует от попечителей сопротивляться попыткам оказания на них давления со стороны каких бы то ни было политических партий и ни в коем случае не отклоняться от исполнения своего долга из-за результатов очередных всеобщих выборов". Тогдашнее противостояние между Би-би-си и правительством консерваторов выразилось в показе по телевидению Би-би-си таких программ, как "Воинственная политика Мэгги" с резкой критикой Маргарет Тэтчер, а также передач о положении в Северной Ирландии и деятельности националистической организации Ирландская республиканская армия, которую правительство консерваторов сознательно замалчивало. Маргарет Тэтчер постоянно возмущалась, что общественная корпорация не желает становиться рупором ее политики.