ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.09.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
Телевидение
Итальянцы смотрят телевидение больше почти всех европейских народов (в среднем около 4 часов в день), уступая в этом отношении только португальцам и британцам. Опросы показывают, что 90% итальянцев смотрят те или иные телевизионные программы каждый день и большинство из них узнают новости именно по телевидению. Кабельного телевидения в Италии почти нет, зато широко используется спутниковое телевидение (см. ниже) со спутника Astra. Зарубежные программы дублируются на итальянский язык. Программы со сценами жестокости и насилия и сексуальными сценами запрещено показывать с 7:00 до 22:30. Итальянцы первыми ввели «микросхему защиты от жестокости» (*violencechip*), отфильтровывающую программы со сценами насилия, когда телевизор смотрят дети.
До 1976 г. все телевизионные каналы были государственными и подвергались церковной цензуре. После приватизации Италия обзавелась шестью главными телевизионными станциями и несколькими сотнями малых. Три из шести основных наземных телевизионных станций — RAI 1, RAI 2 и RAI 3 — принадлежат государству. Государственные каналы охватывают около половины постоянных телезрителей.
Главными коммерческими телевизионными станциями — Italia I, Rete 4 и Canale - владеет компания MediasetСильвио Берлускони, и его каналы охватывают около 50% итальянских телезрителей. Оставшиеся 10% зрителей смотрят программы примерно 900 местных телевизионных станций.
Программы итальянского телевидения не отличаются особо высоким качеством. Однако главная з проблема состоит в том, что в стране, где общественное мнение формируется телевидением, весь частный сектор телевидения принадлежит одному человеку, являющемуся при этом лидером политической партии.
Спутниковое телевидение
В Италии очень популярно платное телевидение, число абонентов превышает миллион. Достоинством и платного, и спутникового телевидения является намного более широкая возможность доступа к программам на английском языке. При этом аудио-канал doppio позволяет вызвать оригинальную английскую звуковую дорожку. Возможен также прием ВВС WorldTV и других англоязычных каналов, например CNN.
13 Типология зарубежной прессы.
Довольно просто: вечерняя и дневная; выходная и будничная. 15Особенности глобализации СМИ в современном мире.
Человечество XXI века не успевает детально анализировать процессы, в которые его стремительно ввергла глобализация, Трансформация всех сфер жизнедеятельности стала константой третьего тысячелетия, поэтому вникнуть хотя бы в суть тех перемен, которые касаются профессиональных сообществ, необходимо. Это поможет вписаться в новые конфигурации, найти новые формы своего собственного существования и участия в процессах глобализации. Мир «сжался» до размеров деревни, пусть и глобальной, как определил эту виртуальную планетарную трансформацию канадский философ Герберт Маршалл Маклюэн. И в то же время самая обычная деревня получила возможность вместить в себя огромный мир: виртуально раздвинуть границы своей территории, стать участницей всех процессов — политических, образовательных, медицинских, военных. Глобализация подобно огромной воронке продолжает втягивать в себя всех, даже тех, которые считают, что мировые перемены их не касаются. Эта эпоха задала сообществу планеты Земля новые направления развития.
Глобализация, как известно, представляет собой непрерывный процесс воздействия различных факторов международного значения на социальную действительность отдельных стран. В результате, мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов — в целом. Средства массовой информации в данном процессе являются как фактором, влияющим на него, так и основным каналом, по которому передаются информационные потоки, формирующие систему взаимосвязанности всего мира.
Новые условия ставят иные, чем прежде, задачи перед СМИ, диктуя им другие «правила игры», поэтому осознание журналистским сообществом стремительных трансформаций СМИ в системе глобального мира приобретают особую актуальность в начале второго десятилетия XXI века. Это одна из основных адаптем, требующих детального и в то же время оперативного осмысления, потому что это позволит выстроить алгоритм развития отдельных СМИ и не утонуть каждому отдельному «кораблику» в море коммуникаций. Адаптема (по определению аналитика Андрея Мирошниченко) — ключевой фактор неизбежных изменений, осознание которого позволяет привыкнуть к будущему и управлять настоящим. Именно такая адаптация и нужна современным СМИ, когда идут апокалипсические споры о близкой кончине традиционной журналистики, задачей которой являлось внедрение в сознание непреходящих нравственных ценностей и основополагающие принципы которой якобы должны полностью вытеснить новые задачи, диктуемые «обитателями» социальных сетей. Поэтому очень важно понять особенности современного развития медиасферы, вписаться в них, обходя «рифы», и попытаться найти верный курс.
Рождение глобального мира неизбежно привело и к появлению глобальных СМИ, в том числе и печатных. Их мало, но зато они играют важную роль в медиасообществе. Wall Street Journal, Financial Times, USA Today, International Herald Tribune — это не просто газеты-гиганты, это мировые бренды. Они говорят с миром на английском языке. На других языках газет «глобального масштаба» нет, и пока их появление не предвидится. Нет такой газеты и на русском языке [2, c. 24]. Но «гулливеров» и не может быть много. Они — своего рода маяки, а уж стоит ли стремиться на их, каждый решает сам. Зачем создавать, скажем, в России аналог USA Today, который прозвали в США «газетным фаст-фудом»? Нашей стране нужна своя газетная пища: Россия — не Америка.
Одна из положительных особенностей глобализации в том, что она влияет на усиление позиций местной малотиражной прессы, повышая ее востребованность, а иногда и влиятельность в небольших городах, районных центрах. Это касается и прессы более локальной, издаваемой для отдельных объединений граждан. В России подобная тенденция выражена достаточно ярко. Поскольку теперь не всегда требуется регистрация издания, то нет препятствий для возникновения газет, журналов с малыми тиражами (до 999 экз.), адресованных узкому кругу читателей.
Набрал силу и журнальный сегмент: специализированные издания заполонили мир. На витринах газетных киосков даже провинциальных городов полным-полно журналов на любой вкус. Многие из таких СМИ чувствуют себя достаточно комфортно, грамотно встроив свой маленький мирок в глобальную конструкцию мира. А вот информационные еженедельники типа «Итогов», «Власти», «Деньги», которые еще сравнительно недавно были популярны среди читателей, сдали позиции, хотя, казалось бы, именно они должны быть на гребне волны, потому что активно участвуют в политических, экономических процессах страны. Но дело в том, что население де-факто не участвует в этих процессах. Стало быть, почвы для появления массовых информационных еженедельников нет: они большинству аудитории не нужны. Пока довольно уверенно идут вперед, хоть и окруженные массой всяческих проблем, «гулливеры» и «лилипуты» медиасообщества. Например, в Красноярском крае 44 городских и районных газеты. Тиражи у всех разные: от трех тысяч до 18000. Но примечательная деталь: большинство газет сибирского региона — долгожители. Они появились на свет в 30-х годах ХХ века и до сих пор являются востребованными на местах как носители исключительно регионального контента. Ни WallStreet Journal, ни International Herald Tribune не смогут рассказать жителям, допустим, Ирбейского района, что же стало причиной трагедии в районном суде, когда водитель одного из сел проник в здание суда с канистрой бензина, облил себя и поджег в знак протеста. Погиб сам, погубил других. Здание небольшое, а выбраться из него смогли не все. Вопросов было много. И ответила на них землякам, да и читателям ряда российских изданий, только корреспондент газеты «Ирбейская правда» Елена Шульгина, проведя детальное расследование причин трагедии.
Глобализация трансформировала и конфигурацию радиовещания. Появление цифрового радиосигнала позволило сделать некий «микс»: сегодня без проблем соединяются глобальное вещание и местное, и всё это в «одном стакане» преподносится слушателю. Тенденция почти акселератного роста местного радио объясняется появлением новых условий — удешевлением распространения сигнала, скоростью его передачи через Интернет или спутники связи. Поэтому легко объяснима и метаморфоза радиотипологии. В сегменте происходит заметное уменьшение доли национальных радиовещательных компаний и растет доля местных станций — в диапазоне FM.
Местные российские станции уже заговорили наперебой на отечественном радиопространстве и сейчас пытаются создать собственные сети, в том числе общероссийские. Например, радиостанция «Наши песни» (Екатеринбург) уже давно шагнула к востоку за Уральские горы, а «Эхо Москвы», столкнувшись с проблемой получить частоту в ряде крупных городов (таких как Красноярск), начала распространять сигнал, а стало быть, и свой контент, через Интернет. И не только в пределах России, но и за ее пределами. Это для аудитории даже удобнее, потому что появляется возможность слушать программы «Эха» в любое время, и при необходимости возвращаться к ним. Другая особенность глобализации в радиосфере: «безграничная» свобода общения с аудиторией, когда государственные границы не являются преградой. Раньше на помощь приходили «глушилки», теперь они устарели и морально, и технически.
В типологии телевидения тоже перемены. Правда, разного рода трансформации можно наблюдать, как правило, вне пределов российского телепространства, которое до сих пор болеет «вестернизацией» и, похоже, нескоро избавится от этого недуга, нашпиговывая свои программы сериалами, ток-шоу и прочей продукцией западного образца. Но «смесь французского с нижегородским» напоминает, скорее, жалкую пародию, безвкусицу, нежели эталонный продукт инфотеймента.
В условиях возникновения новых точек на медиакарте мира, неизбежно должно было возникнуть распределение функций, ролей, сфер влияния. Так оно и произошло: обозначилась более четкая разница между кабельным ТВ (КабТВ) и эфирным. В России КабТВ взяло под «опеку» местную аудиторию и стало целенаправленно ориентироваться на ее интересы. В столичном мегаполисе это выразилось в формате районного вещания, в основе которого — блоки местных новостей. На данном фундаменте студии и строят свою деятельность. Правда, локальные программы пока особым разнообразием не отличаются, потому что в главных ньюсмейкерах на таком ТВ — представители властных структур «местного эшелона»…
Печатная пресса России уже давно утратила свои общенациональные параметры. Популярность «больших» газет упала очень резко и влияние их на массы (в том числе и на властные структуры) близко к нулю. Сфера интересов аудитории переместилась в телеэфир. Это объяснимо: далеко не всякий россиянин, живущий, допустим, в селе Ивановка Канского района Красноярского края может выписать даже одну газету — подписка дорогая. Купить в своем селе газету и журнал он тоже не может: до глубинки пресса попросту не доходит. Да и необходимости такой уже нет у абсолютного большинства жителей сельских регионов. Пока до глубинки доберется бумажный вариант, он превращается в «осетрину второй свежести». А вот телепродукт доставляется практически в любую точку России без промедления. К тому же — бесплатно. Поэтому ТВ играет главную роль распространителя информации. Но доставляемый в провинцию телеконтент касается, в основном, событий федерального и мирового значения (бывают репортажи и из глубинки, но в общем потоке это мизер): учитывая размеры страны, федеральные каналы просто не в состоянии предоставить региональным аудиториям информационную картину дня во всей полноте, а уж тем более проанализировать ее. Именно этот недостаток и играет свою положительную роль в развитии и популярности регионального телевидения. В областях, краях и республиках РФ местные телеканалы чувствуют себя достаточно уверенно: дефицита востребованности нет. То же самое касается и маленьких районных телестудий: именно от них люди получают информацию (да еще с «картинкой»), которая касается их территории, они обращают внимания на проблемы, которые федеральное ТВ никогда не будет освещать, ссылаясь на их исключительно локальную значимость.
У Европы сложилась своя — пока достаточно устойчивая — «телемодель». Что будет дальше, покажет время. В распоряжении французской аудитории телезрителей общественно-правовое и частное эфирное ТВ. То же самое можно сказать и о Великобритании. В Германии все эфирное ТВ относится к категории общественно-правового, в то время как спутниковое и кабельное ТВ, в большинстве своем, находится в частном сегменте. Сформировалась и система «разделения труда»: общественно-правовое телевидение закрепило за собой освещение политики, в его программах важную роль играют новостные блоки. Под «патронажем» частного телевидения — поп-культура, спортивная жизнь во всем ее разнообразии и обилие рекламы как основного источника существования.
В России ситуация другая: общественно-правового телевидения в стране не было. Правда, в начале 2012 года на политическом Олимпе начались разговоры о том, что такое ТВ необходимо, но это не нашло заинтересованности в обществе, да и специалисты встретили «инновацию» очень скептически. Видимо, представители разных слоев руководствовались «народной формулой»: в России что ни создавай — всё равно получится ОРТ. Когда-то общественным российским ТВ (ОРТ) именовали нынешний «Первый канал». Но такой бренд никак не может носить канал, если он на 51 % принадлежит государству, а на 49 % — частному бизнесу [6, c. 24—26]. По всем параметрам типологии это всё-таки государственно-частный канал.
Еще одно отличие России телевизионной от всего мира в том, что на Западе достаточно широко развито не только эфирное ТВ, но также и КабТВ, и спутниковое. То же самое можно сказать и о Поднебесной: Китай в этом плане, хотя там с каждым годом, цензура становится всё жестче, не отстает от Европы. Современные кабельные и спутниковые каналы упор делают на развлекательные программы, которые представляют весь (или значительную часть) сегмента инфотеймента. КабТВ аккумулирует в себе всё — от спорта, новостей до искусства. Это специализированное ТВ. Поэтому можно согласиться с теми, кто утверждает, что такое ТВ имеет все типологические признаки тележурнала для широкой разновозрастной аудитории: для каждого возраста, для любого круга интересов — свои тележурналы. В России КабТВ еще не набрало обороты — по ряду причин: нет мощной армии специалистов-профессионалов, которые могли бы обеспечить огромное количество «точек» конкурентоспособным и, значит, разнообразным продуктом. Придумать что-то свое, что смогло бы привлечь аудиторию, россияне пока не могут. Та же знаменитая «тарелка» НТВ+ выбрала для себя телевизионный «сэконд хэнд», распространяя зарубежные программы или заимствуя что-то у телеканалов «Россия», «Культура», у вездесущего Интернета, но, не утруждая себя созданием собственного продукта.