Файл: КУРСОВАЯ ПРАВОТВОРЧЕСТВО.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.09.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время прослеживается тенденция относить к отрасли законодательства любую из тем законодательного регулирования; предметом соответствующих кодексов становятся образование, выборы, градостроительная политика, на очереди - медицина, спорт. Целесообразность кодификации весьма небольшого по объему и скудного по нормативной содержательности правового материала вызывает большие сомнения. Подготовка медицинского кодекса, при отсутствии даже минимального объема подлежащих кодификации законодательных актов о здравоохранении, не позволит при создании этого акта выдержать требование о включении в акт норм, соответствующих юридической значимости закона. В лучшем случае это будет декларация целей медицинского обслуживания населения, в худшем - сборник инструкций и регламентов, действующих в области здравоохранения.

Нуждается в упорядочении практика подзаконного правотворчества. Проблемы, возникающие в этой сфере, не могут быть обойдены при разработке закона о нормативных правовых актах24. Эта проблема не нова. Также следует специально отметить необходимость упорядочения видового разнообразия документов общестратегической направленности (концепции, разнообразные программы, в том числе целевые, доктрины, стратегии и др.) и их юридически обязывающего содержания. Это необходимо еще и потому, что все эти концепции, программы, стратегии, доктрины предлагают разработку законодательных актов, а для практики правотворческой деятельности небезразлично соотношение юридической силы актов, лежащих в основе предлагаемых к разработке проектов федеральных законов.


Заключение

Как видно из проделанного исследования, правотворчество представляет собой достаточно сложное, многоплановое явление, которое играет ключевую роль в правовом регулировании общественных отношений.

Обобщая полученные знания из рассмотренной проблематики можно определить правотворчество как процесс преобразования воли государства в закон, в широком смысле данного слова, ее закрепления в разных юридических актах, и в итоге, как процесс придания содержащимся в них стандартам поведения, то есть государственным велениям общеобязательного характера.

Правотворчество во многом зависит от социальных факторов, которые непосредственно влияют на содержательную составляющую принимаемых нормативно-правовых актов.

Ядром правотворчества служит законотворческий процесс. Это обусловлено тем, что законы регулируют наиболее значимые общественные отношения, и поэтому, именно законотворчество имеет сложный механизм реализации, который состоит из различных стадий. На каждой из данных стадий необходимо строгое следование определенным правилам, которые еще именуются законодательной техникой. Данные правила позволяют достигнуть максимально возможного уровня проработанности принимаемого нормативного правового акта.

Федеративное устройство России создает необходимость правотворчества не только в масштабах всего государства, на федеральном уровне, но и на региональном, а также местном уровне, что позволяет учесть все нюансы и факторы жизни отдельных регионов и местностей. Однако не следует забывать, что при принятии нового нормативно-правового акта нужно соблюдать иерархию правовых актов, с той целью, чтобы в дальнейшем не возникло противоречий и дальнейшей отмены принятого с нарушениями акта.

Несмотря на наличие достаточно развитой правовой системы и существование множества правовых актов, в России на сегодняшний день многие проблемы, касающиеся правотворчества, нуждаются в разрешении.

Так, наличие программных ориентиров должно быть не только при принятии федеральных законов, но и при принятии иных нормативно-правовых актов. Притом единому плану целесообразно было бы придать статус документа, обеспечивающего согласованное и гармоничное течение деятельности по подготовке законов, а также разрабатываемых на их основе подзаконных актов.


В силу определенной Конституцией Российской Федерации "структуры законодательства", формируемой на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации, а также примыкающей к ней системы правовых актов, создаваемой органами местного самоуправления, и способа разграничения предметов ведения между первыми двумя уровнями законодательное регулирование находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации предметов с точки зрения их законодательных полномочий можно признать не вполне удовлетворительным. Дело в том, что содержание многих, если не большинства, федеральных законов, принятых по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, в последующем текстуально воспроизводится в законах субъектов Российской Федерации. Ненужность такого копирования отмечалась неоднократно; то, что подобная практика "усиления" действия федерального закона законом субъекта Российской Федерации принижает роль федерального закона и девальвирует его юридическую силу, отмечается реже.

Это, и многое другое, свидетельствует о том, что законодателю следует более детально подойти к регламентации правотворческих процедур.


Библиографический список источников

1. Нормативно-правовые акты

1.1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2009. – 39с.

1.2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Текст] // Собрание законодательства РФ, 1997. - № 30. – Ст. 4012.

1.3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ, 2002. - № 46. - С. 4532.

1.4. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Текст] // Собрание законодательства РФ, 1999. - № 16. - С. 1422.

1.5. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Текст] // Собрание законодательства РФ, 2003. - № 26. - С. 3102.

2. Научная и учебная литература

2.1. Братко А.Г., Лазарев В.В. Источники права: общая теория права и государства. Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2005. 176 с.

2.2. Дефекты правотворчества (О. Исаенкова, "эж-ЮРИСТ", N 38, сентябрь 2008 г.). 85 с.

2.3. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебное пособие. - "Юстицинформ", 2007 г. 188 с.

2.4. Ишеков К.А., Тюрин П.Ю., Черкасов К.В. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ". - Система ГАРАНТ, 2006 г. С. 190 с.

2.4. Ковачев Д.А. Проблемы конституционности права. М., 2007. С. 220 с.

2.5. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). - ООО "Новая правовая культура", 2009 г. 310 с.

2.6. Котелевская И.В. Закон и подзаконный акт // Журнал российского права. 2008. N 2. 70 с.

2.7. Лучин В.О. Обеспечение приоритета федерального закона // Законодательство России в XXI веке: По материалам научно-практической конференции. Москва, 17 октября 2005 г. М.: Городец-издат, 2005. 100 с.

2.8. Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник. Эксмо, 2009. 310 с.

2.8. Платонов В.М. Закон должен служить свободе и праву // Закон и право. 2008. N 1. 57 с.


2.9. Тихомиров Ю.А. "Закон о законах" - координатор законопроектной деятельности в государстве // Юстиция. 2008. N 1. 45 с.

2.10. Совет Федерации: эволюция статуса и функций / Отв. ред. Л.В. Смирнягин. М., 2007. 350 с.

2.11. Хабриева Т.Я. Концепция развития законодательного процесса // Концепции развития российского законодательства. 2008. 98 с.

2.12. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Омега-Л, 2009. 323 с.

3. Судебные акты

3.1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" (с изменениями и дополнениями)

3.2. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

1 Совет Федерации: эволюция статуса и функций / Отв. ред. Л.В. Смирнягин. М., 2007. С. 305.

2 Братко А.Г., Лазарев В.В. Источники права: общая теория права и государства. Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2005. С. 123.

3 Хабриева Т.Я. Концепция развития законодательного процесса // Концепции развития российского законодательства. 2007. С. 85.

4 Тихомиров Ю.А. "Закон о законах" - координатор законопроектной деятельности в государстве // Юстиция. 2005. N 1. С. 30.

5 Платонов В.М. Закон должен служить свободе и праву // Закон и право. 2008. N 1. С. 7.

6 Лучин В.О. Обеспечение приоритета федерального закона // Законодательство России в XXI веке: По материалам научно-практической конференции. Москва, 17 октября 2000 г. М.: Городец-издат, 2002. С. 64.

7 См.: Ковачев Д.А. Проблемы конституционности права. М., 2007. С. 173-174.

8 Дефекты правотворчества (О. Исаенкова, "эж-ЮРИСТ", N 38, сентябрь 2008 г.)

9См.: Ковачев Д.А. Проблемы конституционности права. М., 2007. С. 73-78.

10Братко А.Г., Лазарев В.В. Источники права: общая теория права и государства. Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2005. С. 29.

11 Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). - ООО "Новая правовая культура", 2009 г. С. 45.

12Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2009.