ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.09.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правотворчество как многоуровневый процесс
1.2. Законодательный процесс как основа правотворчества
Глава 2. Субъекты и формы правотворчества
2.1. Правотворчество на федеральном уровне
2.2. Региональное правотворчество
2.3. Правотворчество на уровне местного самоуправления
Глава 3. Основные проблемы современного правотворчества
Библиографический список источников
Распоряжениями Президента оформляются, как правило, решения по оперативным, кадровым и организационным вопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента Российской Федерации.
В условиях недостаточности правовой базы нормативные акты Президента Российской Федерации, как уже говорилось, направлены на восполнение пробелов в российском законодательстве. Динамика происходящих в стране социально-экономических процессов настолько велика, что законодательный орган, ввиду длительности процесса законотворчества, не успевает регулировать все актуальные проблемы. Это приходится делать Президенту страны, разумеется, при соблюдении принципа непротиворечия его актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Законность такого способа восполнения Президентом Российской Федерации пробелов в праве подтвердил Пленум Верховного Суда Российской Федерации. В своем постановлении от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия"14он установил: "Нормативные указы Президента Российской Федерации как главы государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам". Это установление весьма важно, поскольку мало, чтобы органы исполнительной власти и должностные лица исполняли нормативные акты Президента. Необходимо, чтобы судебная власть признавала эти акты в качестве юридической основы при разрешении конкретных ситуаций, в том числе в случае правовых споров. Теперь такой подход подтвержден и Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, принятым 14 ноября 2002 г. и вступившим в силу 1 февраля 2003 г. В ст. 11 ГПК РФ говорится, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании, среди прочего, и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации15.
Неотъемлемым атрибутом функционирования Правительства является принятие им правовых актов, как правотворческого, так и правоприменительного характера.
Наличие нормотворчества в деятельности Правительства объясняется потребностью претворения законодательных норм в жизнь. Необходимости в нормотворческой деятельности Правительства не возникает тогда, когда законодательные нормы непосредственно, предметно регламентируют правоотношения. Однако, как правило, нормы закона носят общий характер и требуют дальнейшей конкретизации, которая осуществляется на подзаконном уровне.
На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Правотворческая деятельность Правительства подчинена ряду правил, соблюдение которых должно обеспечить следование принципу разделения властей.
Первое из таких правил - соблюдение границ компетенции, обозначенных Основным Законом и федеральными законами.
В соответствии с Регламентом Правительства проекты актов вносятся в Правительство только его членами, руководителями иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент или Правительство, или лицами, исполняющими их обязанности.
Проекты актов Правительства по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, а также по вопросам осуществления органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения Российской Федерации направляются исполнителями в органы государственной власти субъектов РФ до внесения их в Правительство. Предложения органов государственной власти субъектов РФ по таким проектам подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве.
Акты Правительства обычно принимаются на его заседаниях, как правило, общим согласием. На основании предложения члена Правительства по решению председательствующего может быть проведено голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов Правительства. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего на заседании.
2.2. Региональное правотворчество
Правовое пространство нашей страны помимо федерального законодательства включает в себя также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Правовой статус субъектов Российской Федерации определяет право их законодательных (представительных) и исполнительных (администрации, правительства и т.п.) органов власти в пределах своей компетенции принимать законы и иные нормативно-правовые акты, устанавливающие нормы бюджетного права. Правотворчество субъектов Федерации обусловлено и иными факторами федеративного устройства России: разграничением предметов ведения и полномочий, установленных не только Конституцией Российской Федерации, но и Федеративным и иными договорами; распределением нормотворческой компетенции между различными ветвями власти и т.п. Наделение субъектов Российской Федерации правом принимать законы и иные нормативно-правовые акты является новеллой Конституции Российской Федерации (п.4 ст.76).
Статья 66 Конституции РФ предусматривает различные подходы к порядку принятия конституций республик и уставов иных субъектов РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 66 российской Конституции уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов принимаются законодательным (представительным) органом соответствующих субъектов.16Порядок принятия конституций республик в составе России в данной конституционной норме специально не оговорен. В связи с этим данные национально-государственные образования имеют свободу в выборе процедур создания своих конституций. Как показывает практика, в большинстве субъектов Федерации основные законы были приняты региональным законодательным (представительным) органом государственной власти. Лишь некоторые республики пошли по пути принятия своих конституций особым представительным органом - Конституционным Собранием (Конституция Республики Дагестан от 10 июля 2003 г.)
Анализ региональной практики показывает, что преимущественно изменения в основные законы субъектов РФ вносятся квалифицированным большинством депутатов парламента соответствующего субъекта (две трети или три четверти голосов от состава депутатов).
Иные текущие законы принимаются простым большинством голосов (более половины от установленного числа депутатов).
Постановление законодательного (представительного) органа субъекта Федерации принимается в следующем порядке. Подготовленный к рассмотрению ответственным комитетом проект постановления может быть принят за основу, постановление может быть принято в целом, отклонено, или обсуждение данного проекта может быть отложено.
В случае, если проект постановления был принят за основу, дальнейшее обсуждение и голосование проводятся по его пунктам и (или) частям. На голосование ставятся только поправки к пунктам, частям проекта постановления. Когда проведены обсуждение и голосование по всем поправкам, проект постановления парламента принимается в целом17.
Если после обсуждения и голосования по поправкам пункт, часть постановления при голосовании в целом отклоняются, то соответствующий пункт, часть исключаются из проекта постановления. При исключении одного или нескольких пунктов, одной или нескольких частей из проекта законодательный орган может снять проект с обсуждения и направить его на доработку в комитет, внесший его на рассмотрение. После принятия в целом всех пунктов, частей проекта постановления проводится голосование по принятию постановления в целом.
Проект закона субъекта Федерации рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта не менее чем в двух чтениях.
Региональный законодательный процесс имеет определенную специфику в тех субъектах Федерации, где функционируют двухпалатные (бикамеральные) парламенты. Принятый органом законодательной (представительной) власти субъекта закон может вступить в силу только при наличии согласия высшего должностного лица (руководителя высшего органа исполнительной власти) субъекта с текстом закона, которое выражается в подписании и обнародовании данного нормативного правового акта. Процедуру подписания и обнародования закона также называют промульгацией закона. Максимальный временной отрезок, в течение которого закон субъекта должен быть подписан руководителем региональных исполнительных органов составляет четырнадцать дней. Порядок обнародования закона субъекта определяется в основном законе субъекта и конкретизируется в его текущем законодательстве.
По вопросам своего ведения высшее должностное лицо (руководитель высшего органа исполнительной власти) субъекта Федерации принимает правовые акты: указы (постановления) и распоряжения.
С помощью указов (постановлений) и распоряжений отчасти реализуются правотворческие функции главы региональной исполнительной власти. Различия между двумя видами правовых актов основаны на их значении и юридических свойствах. В форме указов (постановлений) принимаются акты, носящие нормативный характер, т.е. направленные на установление, изменение или отмену правовых норм (общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение). В форме распоряжений принимаются акты по оперативно-распорядительным вопросам, они не являются нормативными, носят правоприменительный, индивидуальный характер.
Правовые акты высшего регионального органа исполнительной власти, а также его руководителя вступают в юридическую силу в срок и в порядке, указанный при их издании. Как правило, если иное не предусмотрено в них самих, данные правовые акты вступают в силу либо с момента подписания и регистрации или со дня их официального опубликования. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Правовые акты высшего должностного лица субъекта РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ считаются официально опубликованными при опубликовании их в официальных изданиях этих органов18.
В целом, можно выделить следующие признаки правового акта высшего должностного лица субъекта РФ и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ:
- это документально оформленное решение;
- принимается высшим должностным лицом субъекта РФ или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции;
- принимается по вопросам ведения субъекта РФ;
- носит подзаконный характер;
- имеет территориальную ограниченность и обязательно для исполнения только на территории соответствующего субъекта РФ;
- устанавливает либо изменяет общеобязательные правила или имеет индивидуальный характер.