Файл: КУРСОВАЯ ПРАВОТВОРЧЕСТВО.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.09.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Правотворчество как многоуровневый процесс……………………6

    1. Понятие правотворчества……………………………………………….6

    1. Законодательный процесс как основа правотворчества……………….11

    1. Законодательная техника………………………………………………..15

Глава 2. Субъекты и формы правотворчества………………………………..19

2.1. Правотворчество на федеральном уровне……………………………….19

2.2. Региональное правотворчество……………………………………………25

2.3. Правотворчество на уровне местного самоуправления………………….29

Глава 3. Основные проблемы современного правотворчества………………33

Заключение……………………………………………………………………….37

Библиографический список источников……………………………………….39

Введение

Современную правотворческую практику характеризует небывалая интенсивность в принятии нормативных правовых актов: все социально значимые решения в государственном механизме управления обществом, как правило, требуют должного их нормативного обеспечения. К тому же высокая динамичность в возникновении новых сфер и отраслей, которые нуждаются в правовом нормировании, это требование актуализирует. В первую очередь в связи с потребностями государственного развития, проведения масштабных преобразований в сфере административных, судебных, налоговых отношений. Однако заметна и общая тенденция к стабилизации социально-политической ситуации в стране. Поэтому правовая база не только реформ и преобразований, но и "повседневного" государственного бытия постоянно нуждается в дополнении, корректировании, исключении устаревающих и введении новых законодательных механизмов.

В этих условиях приобретает особенный смысл проблема нормативного урегулирования правотворчества в качестве единой, основанной на общих принципах, целеориентированной, планомерной, технологически обеспеченной нормообразующей деятельности, а также нормативное оформление ее наиболее рациональных средств, методов и инструментария.

Российская правовая система в целом, система российского права как теоретико-правовой концепт и система российского законодательства как его нормативное выражение объективно нуждаются в упорядочении. Главная практическая цель такого упорядочения - совершенствование юридического качества нормативных правовых актов, формирование единой и непротиворечивой системы российского законодательства, строгая согласованность нормативных правовых актов, высокое содержательное и юридико-техническое качество подготовки их текстов, организационная и ресурсная обеспеченность реализации правовых норм.


Целью правотворчества, прежде всего, является закрепление в нормах права положений, учитывающих объективные общественные отношения субъектов права, их интересы, а не только проявления их воли.

Эффективность правового регулирования зависит от множества факторов, которые сопровождают правоподготовительную и правореализующую деятельность органов государственной власти, иных органов, учреждений и лиц. Нынешняя практика правотворческой работы пока не обрела тех характеристик системности, плановости, скоординированности, которые позволили бы в необходимой мере обеспечить качество и стабильность действующих норм позитивного права. Но именно плановость, системность, скоординированность в деле правотворчества в настоящее время наиболее нуждаются в практическом их нормативном разрешении. Эти, и другие обстоятельства свидетельствуют о высокой степени актуальности данного курсового исследования.

Объектом курсового исследования являются отношения, возникающие в процессе правотворческой деятельности, а предметом процедура ,конкретные формы и субъекты данной деятельности. Целью работы служит изучение теоретических и практических проблем правовой регламентации правотворчества и выработка предложений по совершенствованию российского законодательства.

Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

- исследовать сущность правотворчества, дать определение данному понятию;

- выявить существенные признаки законодательного процесса как основной формы правотворчества, а также обобщить правила законодательной техники;

- охарактеризовать правотворческую деятельность на федеральном уровне;

- рассмотреть отличительные признаки регионального правотворчества, а также правотворческой деятельности на уровне местного самоуправления;

- обозначить основные проблемы правотворчества в России на современном этапе и выявить возможные пути их решения.

Теоретическую основу работы составили труды ученых в области теории государства и права. В частности, можно выделить таких ученых, как Игнатюк Н. А., Морозова Л. А., Хропанюк В.Н.

Эмпирическую основу исследования составили следующие нормативные акты: Конституция РФ, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".



Глава 1. Правотворчество как многоуровневый процесс

1.1. Понятие правотворчества

Правотворческая деятельность государства, как справедливо отмечает Л.В. Смирнягин, "есть, прежде всего, перевод объективных законов общественного развития на язык решений, облеченный в соответствующую юридическую форму"1.

Обычно правотворческий процесс понимают исключительно как процедуру официального прохождения проекта нормативно-правового акта в правотворческом органе и, следовательно, выделяют такие стадии, как правотворческая инициатива, обсуждение проекта нормативно-правового акта, его принятие (одобрение), подписание, опубликование и вступление в законную силу. Однако некоторые исследователи, например А.Г. Братко и В.В. Лазарев, наряду со стадией правотворческой инициативы выделяют, в частности, такие, как "решение компетентного органа о необходимости разработки проекта нормативно-правового акта и включение его в план законопроектных работ; разработка проекта нормативного акта и его предварительное обсуждение; рассмотрение проекта нормативного акта в том органе, который уполномочен его принять; принятие нормативного акта; доведение содержания принятого акта до его адресата"2

Верховенство права невозможно без разделения властей. Закрепляя этот принцип, Конституция (ст. 10) предполагает три ветви государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную. Три ветви - только в этом треугольнике «Божественное начало» права может себя проявить как в правотворчестве, так и в правоприменении. Особую роль играет законодательная власть, и ее главная функция – правотворчество.

Решения в отношении немалого объема проблем, связанных с процессом подготовки законопроектов, проектов иных нормативных правовых актов, еще не стабилизировались на том уровне, который необходим для закрепления их в качестве нормативного эталона; множество вопросов потребуется решить, устанавливая нормативные правила, например, в области определения предмета закона, юридической техники или взаимодействия федеральных и иных органов, участвующих в правотворческой деятельности.

В любом государстве правотворчество имеет свои специфические отличия, однако везде оно нацелено на создание, а также усовершенствование единой, структурно согласованной и непротиворечащей друг другу системы норм, которые направлены на регулирование сложившихся в обществе разноплановых отношений.


С точки зрения социальной сущности правотворчество представляется как процесс преобразования воли государства в закон, ее закрепления в разных юридических актах, и в итоге, как алгоритм придания содержащимся в них стандартам поведения, то есть государственным велениям общеобязательного характера. Оно включает в себя непосредственно деятельность полномочных органов государственной власти по разработке, принятию, изменению, а также дополнению нормативных правовых актов.

Правотворчество служит, как представляется, главной составной частью процесса правообразования в целом. Последний состоит не только из собственно правотворчества, но и из всего предшествующего ему подготовительного процесса формирования права. Притом необходимость наличия последнего обусловливается тем, что постоянно возникает потребность повышения уровня качества тех актов, которые издаются. Качество зависит не столько от эффективности самой собственно деятельности по созданию нормативно-правовых актов органами и должностными лицами государства, сколько от уровня произведенных до принятия того или иного нормативно-правового акта подготовительных работ.

Если мы хотим, чтобы принимаемый акт в полной степени соответствовал потребностям жизни социума и был действенен на практике, очень важно предварительно обозначить круг проблем, которые касаются его характера, внутренней структуры, формы, места, а также роли в системе прочих нормативных правовых актов. Кроме того, необходимо обозначить перечень факторов, которые способствуют и, напротив, препятствуют подготовке и принятию конкретного нормативного правового акта. Нужно правильно спрогнозировать положительные и возможные отрицательные (побочные) последствия воплощению требований и установок в реальных условиях, содержащихся в различных нормативных правовых актах3.

Любой, в первую очередь, фундаментальный нормативный правовой, акт должен в максимально возможной степени отражать, а также учитывать помимо материальных условий жизни общества в целом, уровня развития экономики, разных форм собственности и уровня жизни людей также соотношение разных общественных и политических сил, уровень политической активности разных политических групп и движений, характер отношений между разными народностями и нациями, характер отношений с другими государствами и народами, расположение и функции государства на международно-правовой арене.