ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.09.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 0
Портрет современника
Интерес прессы к наглядному изображению человека постоянен, это направление работы журналистов помогает уточнять и, отчасти, формировать отношение к образу жизни, ее смыслу и перспективам.
В работе журналиста есть разные задачи, более простые и усложненные способы представления современника. Существуют разные типы общения (информационное, личностное, деловое) и отсюда - разные варианты образа современника на полосе. Профессионалы должны со вниманием относиться к существующему единству процессов общения, восприятия человека человеком и восприятия журналистом информации.
Журналистам собеседник необходим не только как эксперт, свидетель или источник сведений, но и сам по себе как “факт” - пожалуй, наиболее выразительный и показательный для сегодняшней минуты или “поучительный” в плане социальной ориентации, предлагаемой прессой.
При представлении “факта”- портрета используют сенсацию (необычайное приключение, парадоксы судьбы), сопоставление “типичной биографии” с социальной проблемой, конфликтное “столкновение характеров”, исповедальное “самовыражение”, ситуацию “подвига”, “преодоления обстоятельств”.
Документальный портрет составляется из “мозаичных” кусочков фактов -наблюдений, воспоминаний, фрагментов биографии и диалогов, -плюс авторские размышления и “образные видения”, возникающие в результате общения с героем, сопоставимые с представлениями о нем.
Портрет дает возможность выявить стиль, манеру поведения человека, его творческое кредо, “философию профессии”.
Задача журналиста - объяснить и обобщить предпочтения своего героя, выбрать точный ракурс портрета.
Публицистический портрет современника возник, поначалу, как изучение особенностей жизни средствами литературы, с намерениями его авторов стать исследователями общества (первые шаги реализма в литературе, отразившего интерес общества к самоанализу, ныне удовлетворяемый публицистикой и социологией).
Вначале он представлял собой описание нравов, картинки быта, характерные и показательные для разных сред и сфер, “срезов” человеческого муравейника”. Затем возникла так называемая “физиология” - очерковые зарисовки разных социальных “типов”. И только на следующем этапе развития общества и прессы, лет сто назад, появился собственно публицистический портрет- отраженный как факт существования реального характера (“Человек своего времени”).
Индивидуальные судьбы на страницах прессы предстают иллюстрацией общественных проблем. В ряде портретов интересно проявление характера в связи с текущими событиями. и как поведение, показательное для нравов, царящих в обществе.
Портрет нередко выступает как материал на злобу дня. (“Герой дня, недели..”). Изображенный журналистом поступок дает основание для публичного обсуждения какой-то ситуации.
В прессе немало материалов, посвященном теме личной ответственности и личному мужеству в особые моменты, когда многое зависит от каждого, когда “и один в поле воин”.
Утром Катя шла с бабушкой по направлению к метро “Баррикадная” -бабушка -за пенсией, а Катя в медицинский колледж, где она учится на первом курсе (колледж по-старому, это просто училище, техникум). Проходя мимо Краснопресненского парка, Катя услышала стрельбу и увидела, что там, в парке у Белого дома, творится что-то неладное. Политикой Катя совершено не интересуется, не симпатизирует ни тем, ни этим и заявила мне, обобщая, что “по-моему, молодежи вся эта политика вообще ни к чему”. Но, прощаясь с бабушкой и поворачивая от метро к парку, она решила, что, раз она медик, пусть даже начинающий, то ее долг -идти спасать раненых.
Катя сняла плащ и повесила на дерево, под плащом обнаружился белый медицинский халат, в котором она шла в колледж и который в этих обстоятельствах пригодился, позволяя всем издалека понимать, чем она тут занимается, тогда как большинство других медиков -добровольцев таких халатов не имели и потому в них иногда стреляли. В процессе работы они стихийно сошлись в бригаду из шести человек, которой верховодил как наиболее опытный некий Юрий Юрьевич, психиатр...
..Что там, у Белого дома происходило, она не помнит. Им некогда было по сторонам смотреть...Они таскали раненных с утра до вечера.
.(Л. Никитинский “Катя и “Альфа”, Известия)
Сегодня интересны усложненные побуждения к действию. Особенно привлекает журналистов поведение людей в критическую минуту как знаки, символы проблем не столько социальных, сколько нравственных. Например, предлагая дискуссионный ракурс рубрики “Герои минувших дней”, газета "Комсомольская правда" (уже на излете своей деятельности как качественного издания, в 90-е годы минувшего века) сделала попытку рассмотреть с позиций личной ответственности, нравственности понятие "служебный долг". Большой резонанс имел материал В.Веленгурина “Человек, который сбил “Боинг”;
О последнем полете южнокорейского Боинга написаны тысячи статей и книг, трудно перечислить все версии и толкования той трагедии утреннем небе...
Автор предложил еще одну версию, показал трагедию конфликта служебного долга и совести, усиленную ситуацией советского прошлого:
На аэродроме Геннадия все поздравляли с выполненной боевой задачей. Пожимали руки, похлопывали по плечу, завидовали...; понаехало начальство, несколько дней проигрывали разные варианты, - как и что говорить для телевидения...
Кратко обрисован финал жизни бравого летчика (ему во время публикации было только сорок семь!)
Основное его занятие - дача. На окраине Майкопа достраивает дом, разводит кур.. О том, что случилось восемь лет назад, вспоминать не любит. И до сих пор не верит, что в самолете были пассажиры. Вернее, старается не верить...
Усиливая впечатление, материал “сжат” тремя фотографиями: человек опрокидывает” рюмку.., в раскрытых ладонях - орден “Красной звезды”, а на третьей фотографии - разворот иностранной газеты: лица, лица... взрослых и детей, счастливых влюбленных, стариков – тех, кто был в том “Боинге”. сбитым советским летчиком, выполнившим свой служебный долг. не рассуждая....
Разные люди- “герои дня” - в своих действиях воплощают разные стороны социальной морали (“Как можно было не попытаться спасти?”, “Как можно было усомниться в приказе?”), и тем дают материал для размышлений - автора и читателя.
Бывает интересно, когда сопоставляются, подчас даже показываются в конфликте, варианты авторского впечатления от слов и поступков героя. Автор очерока о девушке Кате, таскавшей раненых не по приказу извне, а просто потому что ощущение "надо" жило в ней самой, без всякого приказа пишет: Я. ей-богу, не педагог, и разговаривать с пятнадцатилетней девушкой мне немногим проще, чем с китайцем. Есть в ней и очарование, и мальчишеская угловатость, и конечно, поза, болезненный поиск собственного, еще ненайденного образа. Слова, которыми она объясняет свой поступок (“Раз она - медик, пусть даже начинающий, ее долг -идти спасать раненых”), казались мне слишком штампованными, затертыми, и я допытывался: ну, наверное, ты думала тогда не такими словами? Нет, говорит, именно такими и думала…
Частая причина представления портрета современника - не его действия, а иной информативный повод: факт общественного признания, какая-то награда, знак отличия. Награда называет героя; сам факт существования какого-то человека становится “тем, о чем надо сегодня знать” - новостным фактом.. Отличившийся спортсмен, молодой музыкант, победивший на конкурсе, заслужили не только награду, но и публичную известность.
В этом случае создается произведение, знакомящее с биографией, кроме того, в нем ценны, как в зарисовке, первые впечатления от встречи, разговора. Такие материалы, как правило, до очеркового уровня не поднимаются, это лишь “штрихи к портрету”, беглое знакомство .
Широко распространенный вариант «облегченного портрета» представляют рубрики типа «Лицо успеха», «Кумир», «Встреча для вас». Поводы – юбилейные даты, даты, начало и конец сезонов (спортивного. театрального), гастроли и пр. И, конечно, мода на "звезду" (которой может быть не только артист, но и политик, дизайнер, художник, поэт). Авторская фантазия усиленно работает в направлении “игрового конфликта” (как и в звездных интервью), ситуации некоторого эпатажа, в которой проявляются бойцовские качества кумира. В качестве сюжетного хода часто используется демонстративная попытка отделить имидж от личности, якобы не удающаяся журналисту; характерны также резкая смена тона общения и предмета разговора после того, как герой предстает иным, заговорив о сокровенном или о своем хобби, ходы рассуждений: “Что в нем может публике нравиться?”; или "Незнакомое в знакомом" (например, в манере игры : Актер в этом спектакле по-новому хорош - Он спокоен...)
Усложненные варианты звездных портретов предстают перед читателем в рубриках типа: “Лица”. Посвященные судьбам ярких профессионалов, они выделяют, помимо профессиональных, незаурядные личностные качества не случайных баловней успеха, но очень интересных людей (“Нежная женщина с книгой в руке” - писательница Т. Толстая, “Евгений Кисин в мажоре и миноре”, “Скрытный. Терпеливый. Веселый. Олег Меньшиков.” и т.п.)
В целом, говоря о портрете в ракурсе “кумир”, еще раз подчеркнем игровую основу подобных материалов, ставку на веселую состязательность разговора и яркость проявления незаурядного человека- “звезды”. Очевидная опасность: усиление выгодных для “кумира” моментов биографии и некоторые затушевывание иных не должно быть столь очевидно в произведениях журналистов, как в рекламных портретах.
Люди - “символы делового или политического успеха” могут предстать перед читателями в ракурсе, который условно можно назвать “портретом деятеля”. Этот портрет - вариант популяризации делового успеха, выстраивания карьеры. В основе таких материалов, как правило, лежит интервью с человеком, который “сам сделал свою судьбу”, поддерживается интерес аудитории к высказанным рецептам и советам.
В целом, российской аудитории “феномен личности” интересен более, чем “феномен удачи”, и “сюжет Золушки” со сказочными превращениями из чистильщика сапог - в миллионеры, из скромной учительницы - в жесткую и властную главу охранной фирмы, хотя и популярен, но, как правило, чуть ироничен, или сдобрен “грустинкой” (иногда вполне искренней, иногда тривиальной (“богатые тоже плачут”). Если в советском “парадном портрете” человек дела был, скорее, человеком долга (“сказано - надо!”), сегодня подчеркиваются личная инициатива и личная ответственность как необходимые черточки “лица успеха”, представленного жизненной удачей.
Характерно высказывание одного из героев, дизайнера по профессии. По его словам, секрет успеха прост: Нужно знать, что соответствует тебе, и то, что у тебя получается. (“Известия”)
“Московские новости” в свое время предпослали открытию рубрики “Новые люди: рецепт успеха” знаменательные слова: Кажется, только от предпринимателей исходит оптимизм, у них новое видение мира и новые ценности. Может быть, и все общество вступит на путь излечения, проникнувшись их философией?
Но тут же была не менее знаменательная оговорка: Возможно, некоторые из героев не вызовут особых симпатий. Но мы и не преследуем цели ставить кого-то из них в пример.
Позднее в российской прессе эта тема стала иллюстрироваться преимущественно, положительными примерами, как главные достоинства подчеркивались личная ответственность и личная порядочность.
Те решения, на которые я имею право, я принимаю один. Я должен чувствовать ответственность, но если я буду со всеми советоваться... Наверное, я авантюрист. Но авантюристы бывают двух сортов. Одни говорят сначала да, потом нет. А если я сказал да, то это только да.
Для деловых людей, чья карьера выглядит “лицом успеха”, стали характерны и декларации политических симпатий, превалирование не эгоизма, но ощущения “общей боли”, мысли обо всех и о стране. То, что у нас происходит, напоминает мне картину Верещагина “Апофеоз войны”. Наши политики встают на груду черепов и размахивают то красным знаменем, то российским флагом, то экономическими теориями, то долларами и фунтами. Вместо того, чтобы эти черепа полить живой водой и накормить. ("По-русски сказать, я – хозяин." /Московские новости).
Однако, постепенно эта тема уходит из массовой прессы в специализированную, и чаще решается не очерковыми средствами, а целевыми интервью. Вхождение деловых людей во власть, сплетение лидерства в политике и экономике отражается в журналистике. Немало изданий (особенно еженедельников), в которых “портрет деятеля” появляется чуть ли не в каждом номере. С новыми героями, однако, появились и новые проблемы. Наши портретисты и издания только учатся отделять журналистский портрет от рекламного, развивая тему “успех”, не пропагандировать при этом фирмы и продукцию, что очень непросто.