ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.09.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2. Экономические системы и их виды
3. Экономические блага. Факторы производства
5. Рынок и причины его возникновения. Функции рынка. Сущность рыночного механизма
6. Роль государства в рыночной экономике
9. Формирование рыночной цены: рыночное равновесие
10. Эластичность спроса и предложения
11. Теория предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности
12. Бюджетное ограничение потребителя. Карта кривых безразличия. Равновесие потребителя
13. Производственная функция фирмы. Эффект масштаба производства
14. Издержки производства в краткосрочном периоде времени
16. Понятие рыночной структуры. Основные черты совершенной конкуренции. Правило максимизации прибыли
17. Чистая монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция
18. Труд как фактор производства
16. Понятие рыночной структуры. Основные черты совершенной конкуренции. Правило максимизации прибыли
Для анализа экономических процессов на уровне отрасли необходимо представлять, как фирмы взаимодействуют друг с другом на рынке. Характер такого взаимодействия определяется рыночной структурой. Рыночная структура – это условия, в которых происходит конкуренция между фирмами. Рыночная структура зависит от таких параметров, как количество и размеры фирм, характер продукции, барьеры входа на рынок и выхода с рынка, доступность информации, государственное регулирование и другие.
В зависимости от особенностей структуры рынка выделяются рынки совершенной и несовершенной конкуренции. Рынок совершенной конкуренции – это такой, на котором продавцы и покупатели не могут влиять на цену продукта, они приспосабливаются к равновесному состоянию рыночной среды. Рынок несовершенной конкуренции – это такой, на котором либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность влиять на рыночную цену. Основными моделями несовершенного рынка являются рынок чистой монополии, олигополистический рынок и рынок монополистической конкуренции.
Рынок совершенной конкуренции и рынок чистой монополии представляют собой крайние рыночные структуры. В значительной степени оба эти понятия являются абстракциями.
Чтобы существовал рынок совершенной конкуренции, должны выполняться следующие условия: большое количество продавцов и покупателей, каждый из которых производит или покупает малую долю общего рыночного объема; продукт однородный, иначе, стандартизированный. У потребителей нет объективных предпочтений, им безразлично, у какого продавца покупать; продавцы действуют независимо друг от друга, между ними невозможно соглашение о цене или совокупном объеме продаж. И поскольку доля каждой фирмы в общем объеме выпуска невелика, то снижение цены одним продавцом не повлияет на спрос на продукцию других продавцов; свободный доступ к информации, продавцы и покупатели могут без промедления реагировать на все изменения на рынке; свободный вход на рынок и выход с рынка, то есть не существует ограничений, не позволяющих фирме продавать товар на рынке, и нет трудностей прекращения деятельности на рынке.
Фирма совершенный конкурент принимает цену на свою продукцию как заданную величину. Это означает, что она является ценополучателем. Хотя цена и формируется в процессе конкуренции среди всех участников рынка, но отдельно взятый продавец не оказывает никакого прямого влияния на рыночную цену. Поэтому кривая спроса для отдельной совершенно конкурентной фирмы имеет вид горизонтальной прямой, а цена равна среднему и предельным доходам. Фирма приспосабливается к рынку, определяя количество, которое она намерена продать по этой цене. Фирма, стремящаяся максимизировать прибыль, должна следовать правилу предельного выпуска, которое применимо вне зависимости от типа рынка, на котором действует фирма. Но так как для фирмы совершенного конкурента предельный доход равен цене MR=P, то равновесный выпуск, при котором фирма максимизирует прибыль – это выпуск, при котором цена равна предельным издержкам: P=MC.
В общем плане прибыль – это основная цель и главный результат производства. Различные концепции издержек производства предполагают и различные концепции прибыли. Бухгалтерская прибыль равна разнице между валовой выручкой и явными издержками производства. Валовая выручка характеризует общий доход от продажи продукта, произведенного фирмой. Она рассчитывается как произведение объема проданной продукции на цену единицы продукции: TR = Р ∙ Q. Валовая выручка в расчете на единицу продукции называется средней выручкой или средним доходом: AR=TR/Q. Предельная выручка или иначе предельный доход - это изменение валовой выручки (общего дохода), возникшее в результате продажи дополнительной единицы продукции: MR = ∆TR/∆Q. Экономическая прибыль - это разница между валовой выручкой и всеми альтернативными издержками производства, явными и неявными. Если валовая выручка только равна всем альтернативным затратам, то фирма получает нормальную прибыль. С точки зрения экономического подхода нормальная прибыль – это величина возмещения предпринимательских усилий, та минимальная прибыль, которую фирма должна получить для продолжения своей деятельности, а экономическая прибыль – это сверхнормальная прибыль. Наличие экономической прибыли означает, что на данном предприятии ресурсы используются наиболее эффективно. Экономическая прибыль всегда меньше бухгалтерской на величину неявных издержек. Критерием эффективности использования имеющихся ресурсов должна служит экономическая, а не бухгалтерская прибыль.
17. Чистая монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция
Чистая монополия – это тип рыночной структуры, при которой существует единственный продавец товара, у которого нет близких заменителей, но имеются многочисленные покупатели. Поддержание чистой монополии требует существования условий, предотвращающих конкуренцию новых продавцов с монополией, то есть существование барьеров для входа на рынок. Барьеры входа на рынок возникают по различным причинам.
Во-первых, в связи с получением исключительных прав от правительства, когда правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца. Так, во многих странах монополия предоставляется на обеспечение газом, водоснабжением.
Во-вторых, при наличии патентов и авторских прав. Владельцы патентов и авторских прав имеют исключительное право на выдачу лицензий, разрешающих использовать их изобретения. В случае незаконного использования авторских прав другой фирмой она может быть принуждена в судебном порядке прекратить продажи выпускаемой продукции.
В-третьих, в связи с обладанием уникальными природными ресурсами. Это могут быть ресурсы в виде сырья; специфической по климату территории, на которой растут особые сорта винограда, кофе; человеческого таланта и т.д.
В-четвертых, из-за необходимости осуществления крупных капитальных инвестиций, обеспечивающих низкие издержки. Низкие издержки производства крупной фирмы могут стать барьером для входа на рынок других фирм, размеры которых изначально слишком малы для достижения тех средних издержек, которые имеет доминирующая фирма. В этих условиях как основной производитель утверждается одна фирма.
В-пятых, при больших транспортных расходах, ведущих к формированию изолированных местных рынков.
Монополист (как и любой другой несовершенный конкурент) сам определяет цену товара или его количество, предлагаемое на продажу, он является «ценопроизводителем».
Монополист максимизирует прибыль при объеме производства, при котором МR = МC < Р. Спрос в данной точке всегда эластичен по цене. Если при данном объеме выпуска P>АТС (АС), то монополия получает экономическую прибыль.
Следует учитывать, что монополист не всегда стремится к повышению цен. С одной стороны, он ограничен ценовой эластичностью спроса на его товар. С другой стороны, монополисту необходимо максимизировать общую прибыль, а не прибыль на единицу продукции. С целью увеличения прибыли в некоторых ситуациях монополия прибегает к ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация возникает тогда, когда одинаковые товары продаются фирмой различным покупателям по разным ценам. В данном случае различия в цене не определяются различиями в издержках или качестве товара. Например, цены подписки на газеты и журналы для предприятий и организаций более высокие, чем для индивидуальных подписчиков.
Если весь рыночный спрос на товар может обеспечить одна крупная фирма с меньшими долгосрочными средними издержками, чем это было бы возможно при производстве его двумя и более фирмами, то такая фирма является естественной монополией. Причины появления естественных монополий разнообразны. Они могут быть связаны: с особенностями технологии, обеспечивающими положительную отдачу от масштаба производства при любом выпуске продукции; с экономией на разнообразии много продуктовой фирмы, выпускающей различную продукцию на тех же производственных мощностях; с небольшой емкостью рынка данного продукта в сравнении с минимально эффективным выпуском. В России области естественных монополий определены Законом «О естественных монополиях». Критериями отбора сфер естественной монополии являются расточительность конкуренции в этих сферах с точки зрения общества или невозможность конкуренции в этих сферах.
Совершенная конкуренция и чистая монополия являются противоположными крайними случаями рыночной структуры. Промежуточными рыночными структурами и в целом более реалистичными моделями рынка являются олигополия и монополистическая конкуренция.
Олигополия – это рыночная структура, при которой отраслевой спрос большого числа покупателей удовлетворяется небольшим количеством производителей. Понятием, противоположным олигополии, является олигопсония – это рынок, на котором немного покупателей имеет дело с большим количеством продавцов.
Олигополия характеризуется следующими чертами:
- немногочисленность фирм в отрасли. Обычно при олигополии от двух до десяти крупных фирм осуществляют половину и более всех продаж данного продукта;
- продукт может быть как стандартизированным, так и дифференцированным. Примером олигополии со стандартизированным продуктом являются рынки алюминия, свинца. Олигополистические рынки с дифференцированными товарами – это рынок автомобилей, сигарет, пива, жевательной резинки;
- вход на рынок для новых фирм затруднен или невозможен. Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с барьерами для входа на рынке чистой монополии: контроль над ключевыми видами сырья, обладание патентами, эффект масштаба и др.
- большая взаимозависимость фирм-олигополистов друг с другом, что делает их поведение стратегическим. Стратегическое поведение фирмы означает, что, изменяя свои цены, количество и (или) качество товара, она должна учитывать возможные ответные действия конкурентов. Так как ответные действия конкурентов могут быть многовариантными, то единой теории олигополии не существует. При анализе олигополистической конкуренции полезна теория игр.
Монополистическая конкуренция - это рыночная структура, при которой много фирм предлагают дифференцированные продукты. Монополистическая конкуренция характеризуется следующими чертами:
- товар каждой фирмы является несовершенным заменителем товара других фирм, то есть каждая фирма производит продукцию, которую покупатели рассматривают как отличную от продукции всех других фирм. При этом дифференциация товаров может быть обусловлена как действительными качественными отличиями между ними, так и предполагаемыми, например, отличиями в рекламе, торговых марках, по территории расположения и т.д. На практике дифференциацию продукта можно измерить по количеству торговых марок; объему расходов фирм на рекламу; на основе анализа приверженности к торговым маркам по опросам покупателей и т.п. Дифференциация продукта дает каждому монополистическому конкуренту некоторую власть над рынком;
- относительно большое число продавцов, их доля небольшая, но и не такая малая, как на рынке совершенной конкуренции. При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм в общем превосходят 1%. В типичном случае на фирму приходится от 1% до 10% продаж на рынке в течение года. При этом спрос на продукт отдельной фирмы сильно, но не совершенно эластичный. Чем больше конкурентов и слабее дифференциация, тем больше эластичность спроса и тем ближе рынок монополистической конкуренции к ситуации чистой конкуренции;
- вход на рынок свободный. При монополистической конкуренции легко основать новую фирму или покинуть рынок;
- монополистические фирмы не учитывают возможной реакции конкурентов, когда выбирают цену. Фирм много, поэтому при снижении цены отдельным монополистическим конкурентом рост объема его продаж будет происходить за счет многих, а не за счет нескольких продавцов. Вместе с тем на рынке монополистической конкуренции ценовая конкуренция отходит на второй план, а на первое место выдвигается неценовая конкуренция.