Файл: Учебник Козлова для ИМПЭ (все).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.09.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2. Экономические системы и их виды

3. Экономические блага. Факторы производства

4. Безграничность потребностей и ограниченность экономических ресурсов. Кривая производственных возможностей

5. Рынок и причины его возникновения. Функции рынка. Сущность рыночного механизма

6. Роль государства в рыночной экономике

9. Формирование рыночной цены: рыночное равновесие

10. Эластичность спроса и предложения

11. Теория предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности

12. Бюджетное ограничение потребителя. Карта кривых безразличия. Равновесие потребителя

13. Производственная функция фирмы. Эффект масштаба производства

14. Издержки производства в краткосрочном периоде времени

15. Издержки производства в долгосрочном периоде. Понятие изокванты и Изокосты. Правило минимизации издержек

16. Понятие рыночной структуры. Основные черты совершенной конкуренции. Правило максимизации прибыли

17. Чистая монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция

18. Труд как фактор производства

19. Капитал как фактор производства

20. Земля как фактор производства

4. Перераспределение ресурсов посредством регулирования внешних эффектов и принятия решений об объеме производства общественных товаров. Выполнение этой функции, как и предыдущей, обусловлено существованием в экономике проблем, недоступных для рынка вообще.

Рынок не может контролировать возникающие в ходе экономической деятельности внешние (побочные) эффекты, которые представляют изменения в благосостоянии субъектов, не обусловленные их действиями на рынке. Внешние эффекты могут быть положительными и отрицательными. Положительные внешние эффекты приводят к выгодам третьих лиц, то есть лиц, не являющихся участниками рыночной сделки. Отрицательные внешние эффекты приводят к издержкам третьих лиц.

Внешние эффекты сопровождаются переливом ресурсов, что означает неполное отражение в кривых спроса и предложения всех издержек или выгод производства определенных благ. При издержках перелива ресурсы в производство данного товара поступают в чрезмерном количестве и равновесный объем производства выше оптимального. При выгодах перелива ресурсы поступают в производство данного товара в недостаточном количестве и равновесный объем производства ниже оптимального. Правительство берет на себя решение проблемы непропорционального распределения ресурсов при внешних эффектах. Оно поощряет производителей выгод перелива, например, предоставляя субсидии производителям или потребителям, и наказывает производителей издержек перелива, используя меры налоговой политики и законодательных ограничений.

Рынок хорошо удовлетворяет такие потребности, на которые можно установить цену, то есть потребности в чистых частных благах. Чистое частное благо – это такое, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату. В то же время рынок не в состоянии удовлетворить потребности, на которые цены не выставляются, но удовлетворение которых влияет на благосостояние всего общества. Блага, от потребления которых выигрывают все, несмотря на то, кто сколько за них платит, называются общественными благами (общественными товарами). Чистые общественные блага - это блага, неконкурентные в потреблении и неисключаемые из потребления (например, национальная оборона, обеспечение общественного порядка). Чистые общественные блага потребляются коллективно всеми экономическими субъектами и потому не могут иметь денежной оценки. Существуют также квазиобщественные блага (квази – почти) – это те, обеспечением которых занимается правительство при условии, что они приносят существенные выгоды обществу (например, здравоохранение, образование). Производством квазиобщественных благ или иначе исключаемых общественных благ могут заниматься и частные производители, но удовлетворить полную потребность в этих благах частный сектор не в состоянии.



  1. Спрос. Закон спроса. Кривая спроса

Рынки обеспечивают обмен между продавцами и покупателями, в результате которого определяются цены и количество проданных благ. Для объяснения факторов, воздействующих на цены и объемы товаров, обмениваемых на рынке, в микроэкономике исследуются спрос и предложение в условиях свободной (совершенной) конкуренции.

Спрос представляет платежеспособную потребность в товарах и услугах. Спрос можно также определить как количество товаров и услуг, которое покупатели желают и могут приобрести по определенной цене.

Закон спроса утверждает, что при прочих равных условиях, чем ниже цена товара, тем больше его количество, которое покупатели желают и могут приобрести и наоборот. Прочие равные условия означают постоянство всех других факторов, влияющих на спрос.

Закон спроса является общим ожиданием, гипотезой, подтверждаемой в большинстве случаев. При аргументации закона спроса можно опираться:

- во-первых, на здравый смысл. Люди обычно покупают больше товара по низкой цене, чем по высокой;

- во-вторых, на закон убывающей предельной полезности. В соответствии с законом убывающей предельной полезности потребитель готов купить еще одну, дополнительную единицу товара, при условии уменьшения цены;

- в-третьих, на эффекты дохода и замещения.

Эффект дохода показывает, что при уменьшении цены на данный товар, потребитель может увеличивать его потребление, не изменяя объемы потребления других товаров, покупательная способность его дохода возрастает.

Эффект замещения показывает, что при уменьшении цены на данный товар, потребитель будет стремиться увеличить его потребление и сократить потребление аналогичного, более дорогого товара.

Закон спроса отражает обратную зависимость между ценой и объемом спроса. Объем спроса (или иначе, величина спроса) – это то максимальное количество товара, которое покупатели желают и могут приобрести по некоторой цене в данное время при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов, называется функцией спроса. Если все факторы, кроме цены товара, являются неизменными, то будем иметь функцию спроса от цены. Математическая формула функции спроса от цены имеет вид: Qd = f (P).


Функция спроса от цены может быть представлена также табличным и графическим способами. Рассмотрим табличное и графическое представление функции спроса от цены на условном примере.

Индивидуальный спрос на яблоки семьи Ивановых в неделю

Цена, р. за кг., (P)

Объем спроса, кг., (Q)

P1 =50

Q1 = 2

P2 = 25

Q2 = 4

P3 = 10

Q3 = 7

P2 = 5

Q4 = 10

График, показывающий, какое количество товара готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени, называется кривой спроса. Кривая спроса имеет отрицательный наклон, она является убывающей.

Рис. Кривая спроса на яблоки

Изменение цены товара обусловливает изменение объема спроса (конкретного значения функции спроса) и соответствующее перемещение из одной точки в другую вдоль кривой спроса. Изменение всех прочих факторов (они называются неценовыми) ведет к изменению спроса (самой функции спроса) и сдвигу кривой спроса (рис. 4.2.) влево при уменьшении спроса (кривая D1) и вправо при увеличении спроса (кривая D2).

Рис. Изменение спроса

Основными неценовыми факторами, влияющими на спрос, являются: вкусы, предпочтения потребителей; количество потребителей; доходы потребителей. Рост доходов увеличивает спрос на нормальные товары и вызывает падение спроса на «низшие товары»; цены других товаров. Рост цен на один товар-дополнитель ведет к снижение спроса на другой товар-дополнитель и наоборот; Рост цен на один товар-заменитель вызывает рост спроса на другой товар-заменитель и наоборот; ожидания потребителя.


  1. Предложение. Закон предложения. Кривая предложения

Предложение - это количество товаров и услуг, которое продавцы желают и могут продать по определенной цене.

Закон предложения утверждает, что при прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем больше количество предлагаемых товаров и услуг и наоборот. Закон предложения отражает прямую зависимость между ценой и объемом предложения.

Объем предложения (или иначе, величина предложения) – это то максимальное количество товара, которое продавец желает и может продать по некоторой цене в данное время при неизменности прочих факторов, влияющих на предложение.

Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения. Если все факторы, кроме цены товара, являются неизменными, то будем иметь функцию предложения от цены. Математическая формула функции предложения от цены имеет вид: Qs = f (P). Функция предложения, как и функция спроса от цены, может быть представлена также табличным и графическим способами.

Предложение котлет столовой ЛГТУ в день

Цена, р. за шт., (P)

Объем предложения, шт., (Q)

P1 = 8

Q1 = 90

P2 = 7

Q2 = 70

P3 = 6

Q3 = 50

P4 = 5

Q4 = 30

P5 = 4

Q5 = 10

График, показывающий, какое количество товара может быть предложено по разным ценам в данный момент времени, называется кривой предложения (рис. 4.3.). Кривая предложения имеет положительный наклон, она является возрастающей.

Рис. Кривая предложения котлет

Изменение цены товара обусловливает изменение объема предложения (конкретного значения функции предложения) и соответствующее перемещение из одной точки в другую вдоль кривой предложения. Изменение всех прочих факторов (неценовых) ведет к изменению предложения (самой функции предложения) и сдвигу кривой предложения вправо при увеличении предложения (кривая S1) и влево при уменьшении предложения (кривая S2).