Файл: Учебник Козлова для ИМПЭ (все).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.09.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2. Экономические системы и их виды

3. Экономические блага. Факторы производства

4. Безграничность потребностей и ограниченность экономических ресурсов. Кривая производственных возможностей

5. Рынок и причины его возникновения. Функции рынка. Сущность рыночного механизма

6. Роль государства в рыночной экономике

9. Формирование рыночной цены: рыночное равновесие

10. Эластичность спроса и предложения

11. Теория предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности

12. Бюджетное ограничение потребителя. Карта кривых безразличия. Равновесие потребителя

13. Производственная функция фирмы. Эффект масштаба производства

14. Издержки производства в краткосрочном периоде времени

15. Издержки производства в долгосрочном периоде. Понятие изокванты и Изокосты. Правило минимизации издержек

16. Понятие рыночной структуры. Основные черты совершенной конкуренции. Правило максимизации прибыли

17. Чистая монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция

18. Труд как фактор производства

19. Капитал как фактор производства

20. Земля как фактор производства

Основными неценовыми факторами, влияющими на предложение, являются: цены на ресурсы. Рост цен на ресурсы уменьшает предложение при всех возможных рыночных ценах; технологии. Применение более совершенной технологии позволяет увеличить предложение при всех возможных рыночных ценах. Цены на ресурсы и технологии вместе характеризуют издержки производства; количество продавцов; налоги и субсидии. Действие налогов равнозначно увеличению цен на ресурсы. Субсидии – это налоги наоборот, они дают возможность расширить производство; цены других товаров; ожидания производителей.

9. Формирование рыночной цены: рыночное равновесие

Сумма покупок при любой цене будет равна сумме продаж. Но это не означает, что рынок находится в равновесии при любом значении цены. Рыночное равновесие (equilibrium) существует, когда нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых благ. Иначе говоря, рыночное равновесие – это ситуация, когда количество товара, которое покупатели хотят приобрести, точно совпадает с количеством товара, которое продавцы хотят предложить. Графическим представлением рыночного равновесия является точка пересечения кривых спроса и предложения. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, называется равновесной ценой (Pe), а объем продаж – равновесным объемом (Qe).

Рис. Спрос, предложение и рыночное равновесие

Данное равновесие при неизменности прочих факторов является устойчивым и единственным. При любой другой цене, отличной от Ре рынок является несбалансированным. Если реальная рыночная цена Р1 выше равновесной, то объем предложения больше объема спроса, возникает избыток предложения или перепроизводство. Если реальная рыночная цена Р2 ниже равновесной, то объем спроса больше объема предложения и при данной цене имеет место избыток спроса или дефицит..

Избыток предложения в первом случае и избыток спроса во втором случае будут давить на цену в сторону ее снижения или повышения, соответственно. При равновесной цене объемы спроса и предложения совпадут. Такой подход к описанию равновесия называется равновесием по Вальрасу. Равновесие по Маршаллу исходит из того, что равновесие складывается под влиянием превышения цены спроса над ценой предложения или наоборот. Превышение цены спроса над ценой предложения стимулирует продавцов увеличивать объем предложения, а превышение цены предложения над ценой спроса заставляет продавцов снижать объем предложения. При равновесном объеме цена спроса и предложения совпадут.


Кривая спроса задает потолок цен спроса, а кривая предложения – нижнюю границу цен предложения. Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены, и выше минимальной, которую готовы предложить фирмы, то в результате установления рыночного равновесия выигрывают и потребители и продавцы. Превышение суммы, которую готов заплатить потребитель над ценой, которую он фактически платит, называется излишком потребителя. Превышение цены над той суммой, по которой производители готовы поставить товар, называется излишком производителя.

Рис. Излишек потребителя, излишек производителя и издержки


10. Эластичность спроса и предложения

Для количественной оценки степени реакции спроса, предложения и рыночного равновесия на различного рода изменения в экономической теории используется специальный инструмент - коэффициенты эластичности. Эластичность (elasticity) - это выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной.

Чувствительность объема спроса к изменению цены товара показывает эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по цене (Ed) – это есть показатель процентного изменения объема спроса, вызванного однопроцентным изменением цены товара при прочих неизменных условиях. В общем виде коэффициент эластичности спроса по цене можно представить как:

Ed = Процентное изменение объема спроса / Процентное изменении цены.

Так как кривая спроса имеет отрицательный наклон, то эластичность спроса по цене является отрицательной величиной. В экономическом анализе используется значение Еd по модулю. Если однопроцентное изменение цены приводит к сильной реакции - объем спроса изменяется более, чем на 1%, то такой спрос называется эластичным. При слабой реакции при однопроцентном изменении цены, объем спроса изменяется от 0% до 1%. Такой спрос называется неэластичным. Если один процент изменения цены приносит один процент изменения объема спроса, то спрос имеет единичную эластичность. Спрос является абсолютно неэластичным, если величина спроса не реагирует на изменение цены: Ed=0.

Рис. Абсолютно Рис. Абсолютно

неэластичный спрос эластичный спрос

Если Ed стремится к бесконечности, то имеет место абсолютно эластичный спрос. При незначительных изменениях в цене и объеме спроса рассчитывается коэффициент точечной эластичности спроса по цене. На практике, как правило, изменения цены или объема спроса являются существенными, и в таких случаях рассчитывается коэффициент дуговой эластичности спроса по цене, он имеет вид: Ed = (∆Q /∆ P) ∙ (P1+P2/Q1+Q2), где ∆ = Q1-Q2 ,∆P = P1-P2.

Зная характер эластичности спроса на свой товар, предприятие, повышая или понижая цену товара в определенных пределах, может наращивать свою выручку. При эластичном спросе снижение цены значительно повышает объем покупок, спрос растет быстрее, чем падает цена, и выручка предприятия растет. При возрастании цены, напротив, объем покупок значительно сокращается, спрос снижается более быстрыми темпами, чем растет цена, и выручка предприятия падает. При неэластичном спросе при снижении цены темпы роста спроса будут меньше темпов снижения цены, что сократит выручку. При возрастании цены на товар с неэластичным спросом темпы роста цены будут меньше темпов снижения спроса, поэтому выручка предприятия будет расти.


Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует процентное изменение объема спроса на некий товар в ответ на изменение цены другого товара на 1% при прочих неизменных условиях. Перекрестная эластичность спроса по цене меньше нуля для взаимодополняемых товаров и больше нуля для взаимозаменяемых. Эластичность спроса по доходу – это процентное изменение объема спроса, вызванное 1% изменением в доходе при прочих неизменных факторах. Для нормальных товаров данный показатель больше нуля, для низших товаров – меньше нуля. Эластичность предложения по цене показывает на сколько процентов изменится объем предложения при изменении цены товара на 1% при прочих неизменных факторах. Так как кривая предложения возрастающая, то эластичность предложения по цене всегда величина положительная. На эластичность предложения наибольшее влияние оказывает промежуток времени. Объем предложения менее чувствителен к изменению цены в краткосрочном периоде, чем в долгосрочном периоде, когда фирма имеет возможность привести используемые ресурсы в соответствие с изменившимися условиями.


11. Теория предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности

Теория предельной полезности лежит в основе объяснения, каким образом потребители совершают свой выбор. В создание этой теории значительный вклад внесли экономисты австрийской школы Менгер, Визер, Бем-Баверк. Полезность – это удовлетворение, ценность, получаемая от потребления благ. Полезность является целью потребления, ее получение означает повышение уровня благосостояния потребителя. Способность блага удовлетворять какую-либо потребность вообще характеризует абстрактную полезность. Субъективная оценка полезности данной единицы блага характеризует конкретную полезность. Для одного потребителя разную полезность имеют не только разные экономические блага, но и отдельные единицы одного блага. В связи с чем следует различать общую и предельную полезность. Полезность, получаемая от потребления всего объема некоторого блага, называется общей полезностью (TU). Дополнительная полезность, полученная потребителем от увеличения потребления данного блага на одну единицу, называется предельной полезностью (MU). Оценка полезности потребителем представляет субъективное явление, но существуют общие черты в определении полезности всеми потребителями. Во-первых, каждый потребитель мысленно распределяет свои потребности по значимости и в первую очередь удовлетворяет более насущные потребности. Блага, удовлетворяющие наиболее насущные потребности, оцениваются по полезности выше, чем все остальные блага. Во-вторых, по мере потребления происходит насыщение потребности, то есть по мере потребления происходит уменьшение напряженности потребления и каждая следующая единица блага оценивается по полезности ниже, чем все предыдущие единицы данного блага.

Рассмотрим поведение потребителя, опираясь на модели, используемые экономистами австрийской школы. В этих моделях в качестве потребителя выступает отшельник, живущий в лесу. Предположим, отшельник имеет 3 мешка зерна, которые нужно распределить между такими потребностями как питание – это первая по значимости потребность, под урожай следующего года - вторая по значимости потребность и для кормления домашних животных - третья по значимости потребность. Используя цифры от 1 до 3, мы получим следующее соотношение полезностей разных единиц одного и того же блага для конкретного потребителя: предельная полезность первого мешка равна 3, предельная полезность второго мешка равна 2, предельная полезность третьего мешка равна. При этом общая полезность от потребления первого мешка составит 3, от потребления двух мешков составит 5 = 3+2, а от потребления всего запаса блага составит 6 = 3+2+1.