ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.09.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 2: 15.02 – вторая половина - билет 3 Аппий Клавдий (по прозвищу Цензор)- 4-3 в до нэ Занимал должность Цензора. Отстаивал в суде права плебеев. Записал много римских законов, благодаря ему они и дошли. Ему принадлежит самая ранняя из дошедших речей, сенатских, где выступал против мирного договора с Пирром. Ему же – ряд реформ латинского языка, связанных с произношением. Ряд драматических произ И первый сборник сентенций. («Сентенции») Первые римские поэты были италиками или вольноотпущенниками, часто из греков. Не рим граждане. Естественно, что они воспроизводили греч литру в виде переделок или вольных переводов. Хотя в Греции период эллинизма, но Рим заинтересован эпосом и драмой (старыми формами). Подражали Гомеру и Еврипиду. Образец комедии – новая бытовая – Менандр и Ко. Ливий Андроник – 3 в. Грек, знатного рода. Попал в плен, но был образован. Попал в дом Ливия, сенатора. Вольноотпущенник, потому и Ливий. Учитель греческого языка, учил по Гомеру. Переводил «Одиссею» на латынь, чтобы по ней учить римских детей. Первый пример худ перевода. Он же установил принципы худ перевода: 1. Не дословное воспроизведение 2. Некоторые моменты уменьшаются или удлиняются – вольный пересказ. 3. Приспособлен к римскому менталитету 4. Произ считалось самостоятельным лит творчеством. Он автор поэмы «Римская Одиссея», из кот дошло только несколько строчек. Оттуда можем узнать, что он сокращал фрагменты и увеличивал, переделывал имена богов. Возможно, изменил некоторые образы и придумал Сатурнов стих, который был короче гекзаметра (поменялся ритм). Два века это все было основной школьной книгой. Но потом Цицерон язвительно сравнил эту Одиссею с первыми скульптурами: первый блин комом. В 240м году закончилась первая Пуническая война. Это захотели отметить и Ливию Андронику заказали переделку древнегреч драмы. Первый пример драмы в рим лит-ре. Дошло несколько строк. Взялся за Еврипида, Троянский мифологический цикл. Такую переделанную трагедию обозвали катурнатой. Создал стиль и размер римской трагедии. Хора не было, так как драма не была связана с культом Диониса. Тоже обрел успех. И взялся за комедию. Но грубый и пошлый Аристофан устарел. Обратился к новой бытовой комедии. Характеры и сюжеты даже менять не пришлось, ибо они были типичны. Комедию обозвали палиатой (от названия греч плаща). В ней сочеталось то, что действие происходило в Греции, костюмы это отражали, но она приспосабливалась под греч менталитет. В 207 году Андроник получил гос заказ на написание гимна к празднику Юноны, кот исполнял хор девушек. Это был важный гос праздник, который означал признания Ливия как писателя и поэзии как жанра. В то же время были изданы указы, по кот поэтам, актерам и драматургам можно было объединяться в коллегии в храмах Миневры. Гней Невий (270-280г) Уроженец Италии, г. Кампань. Воин, отличился во время первой пунической. Ушел на отдых и занялся литрой. Первый кто после успешной военной карьеры ушел в литру. Новых жанров не открыл, в принципе. Написал: 6 трагедий котурнат, 30 комедий-палиат 2 претексты 1 эпос «Пуническая война» Трагедии переделывал еврипидовы. Комедии принесли бОльшую славу, также подражал новобытовой. Контаминация – прием соединения двух греч комедий и одной римской. Стало известным приемом и в последствие даже обязательным. Из-за того, что рим публика любила действие, шутки и суматоху. Почти ничего не дошло. Его мы считаем основоположником рим комедии. Претекста (от названия рим. тоги) – трагедия с оригинальным сюжетом на основе ранней римской истории, часто военной тематики. «Ромул и Клавдий» - его претекста. Подобные произведения ставились во время триумфа, но особого успеха не имели. Это начало истор драмы.


Эпос «Пуническая война». Считается началом рим эпоса. В подражание Гомеру. Пишет о современных событиях, первый истор эпос. Не дошла. Там он пытался не только описать, но и осмыслить войну. Позднее кем-то была разделена на 7 книг: 1,2 – миф об основании Рима 3-7 – Пунич война. Описываются реал истор события Оттуда же пошел принцип: Ab urba condita – от основания города. Любой истор труд должен идти от Энея. Эпитеты, каталоги – все гомеровы прибамбасы. Отличие: начинается с обращения к музам. Язык: латинский, сатурновым стихом. Скучное, сухое изложение событий войны. Создал первую национальную трагедию и эпос. Пример первых памфлетов, где были нападки на представителей древних знатных родов – Сцепионов, что было смело и наказывалось. Кончина его была печальна, умер то ли в тюрьме, то ли его казнили. Зато у него у первого – полит тематика.

Билет 4 Театр Периодизация 1. Древнейший народный театр. Мимические игры. 2. Театр ранней респ (3-2в до нэ) 3. Театр поздней респ 4. Театр рим имп (Сенека) 1. Древнейший народный театр. Мимические игры. Фесценины – игры на сельских праздниках. С небольшой постановкой и насмешками. Гистрионы – сельские песни на праздниках урожая, куда включался танец и музыка. Выступали первые этрусские актеры, приглашенные в Рим после эпидемии. Ателлана (наз от г. Ателла – древний Италийский город) – шутки бытового характера на оригин осском наречии. Складывается обязательное кол-во персонажей, их 4 штуки. - Макк – образ дурака - Папп – образ ворчливого отца - Буккон – обжора - Доссон – обманщик и шарлотан. Лекция 3: 27.02 Греческий театр возник в форме состязаний и являлся частью культового действия. В Риме состязаний не было. Представления проводились на праздниках разных богов, но к самому культу отношения не имели. По 4м основным праздникам: 1. Римские великие игры – в сентябре 2. Плебейские игры – в ноябре 3. В честь богини Великой матери богов (Кипела?) – в апреле. Но это только с периода поздней Респ. 4. Апполоновы игры – в июне Вообще праздники у римлян имели более светский, нежели религ хар-р, только формальное исполнение обряда. На праздниках было много развлечений, театр по приоритету стоял только во второй половине списка. Театр мог быть представлен на Триумфах (претексты), погребальные игры (чаще у богатых в честь памяти умершего или для развлечения людей, особо если надо было заслужить расположение народы) (претексты). Праздники устраивались за счет гос-ва (эдилов). Эдилы – низшая ступень карьеры. Чтобы подняться дальше нужна была поддержка и чел проводил театральные, гладиаторские игры. Вплоть до разорения. Так и Цезарь разорился, но потом отбил все вложенное бабло. Эдил выкупал права у драматурга, после тот был как бы не при чем. И все похвалы и ругань валились на голову эдила. Актеры в основном приглашались из Гр, так как в Риме своих было мало, да и уровень так себе. В Гр в период эллинизма уже были актерские труппы, кот имели право везде ездить. Принцип такой труппы Рим перенял. В актеры шли обычно либо рабы, либо вольноотпущенники. Были целые труппы рабов. Даже вышел сенатский закон, по которым актерских трупповиков нельзя было различать. Закон трех актер не действовал – обычно 3-4-5 человек. Только во время Поздней Респ этот закон стал обязательным. Маски. В греч театре шла от обряда, в рим долго их вообще не было. Была введена в эпоху Позд Респ. Зато актеры поначалу могли использовать мимику. Кто ввел маску неизвестно. Эзоп и Росций – первые известные рим актеры. Считается, что возможно Росций ввел маски, так как был косоглаз. Отличалась от греческой. Большие вырезы возле глаз. Иногда драматурги торговались и закладывали свои произ. В основном мимы и ателланы. Здания: В 55г. – первое постоянное каменное здание театра. А постановки драм шли с 240. Хотя здание несколько раз собирались строить, но Сенат это дело заворачивал, т к как считал что театр бесполезен и развращает. Но в 55г. Гней Помпей наплевал на решение Сената и начал строить здание театра. Сенат его пожурил, но запретить не рискнул. Назвали театром Помпея, хотя был достроен уже после его смерти. Но спустя немногое время был разрушен, однако за след десятилетие в Риме выросло еще несколько театров по его образцу. Потом и в др городах началось строительство. Считается, что за основы был взят греч театр в городе Коринфе.


Сходства и различия: 1. Появились площадка в форме полукруга в виде партера – почетные места для зрителей-сенаторов – по сути бывшая греч орхестра. 2. Греч театрон стал полукруглым. В Риме места для зрителей делились по сословиям. Первые 14 рядов для римских всадников – остальные – как успеешь. 3. Скена стала более широкая и более высокая. 4. Проскения – верхний этаж театрона соединился с верхним этажом проскении и здание стало замкнутом. Проскении могли быть 1\2\3х этажными. Это одно из самых красивых мест в театре. Он украшался колоннами, статуями, гирляндами и витражами. 5. Вепарий – навес из очень плотной ткани, похожей на брезент. Не был постоянным, защищал от солнца и дождя. Возможен, так как здание стало замкнутым. 6. Занавес – возможен из-за соединения этажей, спускался вниз. Крепился на верхнем этаже проскены. Использовался всего один для начала представления, падал в желоб. Римляне ходили в театр смотреть много трагедий за раз. Из-за этого появился театральный комплекс: сады, беседки, фантаны, канализация. Публика: Поскольку театр был не самым любимым развлечением (скачки и борьба форева), рим публика была не очень грамотной, образованной и без всяких высоких притязаний. По сему драматурги вынуждены подстраиваться под вкусы публики, делая произ динамичными, смешными. В прологе – унизительные просьбы о том, чтобы досмотрели до конца. Зрители убегали, дрались, избивали актеров, хамили, похищали женщин. И это рассматривалось как нормальное явление. Если в Гр театр развивался прогрессивно, то в Риме – наоборот. Вначале они переняли все лучшее у греков. Потом в Ранней Респ разработали свои черты и заменили греческие на них. В начале Поздней Респ интерес к трагедии еще повысился. Тогда же распространилась комедия – тагата, нац комедия. В конце позд. Респ серьезную драматургию вытеснил народный театр: ателлана и мим – начался регресс. Начало Империи: Требуют зрелищной стороны постановки, т.е. костюмы, декорации, массовку, дрессированных животных, а не актерское мастерство. В одной ателлане разбойник типа Робина Гуда, которого в конце убивают, казнился прямо на сцене. Актера меняли на преступника. Убивали двух зайцев. В театр вошел цирк и гладиаторские бои, чтобы увеличить зрелищность.

Лекция 3: 1.03 - билет 5 Комедия палиата (переделка греч комедии). Эпоха эллинизма. Развитие характеров. Контаминация. Название – от плаща. Действие всегда в Гр, но с элементами рим культуры.Основные представители: Плавт, Теренций и Цицилий Стаций (последний только во фрагментах). Тит Макций Плавт Биография почти не дошла. А поздние весьма врушны. Умер в 180 годах. Жил во 2м веке до нэ. Возможно родился в 254. Также предположительно является создателем маски мака в ателлане. Ставился в последние десятилетия 3го века. Точно в 200м. Современник 2й Пунич войны, но неизвестно участвовал ли в ней. Комедии: есть разные списки, по одному ему приписывают достаточно большое число, а по другому 25.Дошло целиком 20.В последствии вошли в основу новой европейской комедии.Первый рим писатель, от кот что-то дошло целиком.Писал только комедии-палиаты. Комедия – мотория – комедия действия. За это Плавта бесконечно любила публика. Использовал контаминацию, элементы народного театра и элементы морализаторства. По комедии Плавта мы видим как постепенно меняется пролог. Теперь там есть указание на греч оригинал и его автора, дается краткое содержание комедии, иногда дается представление самого хозяина труппы, но он не обязательно ведет пролог. Просьба не разбегаться, досмотреть до конца. Рим элементы: рим военная культура, рим гражданское право, гос устройство римское и все бытовые моменты (обед, имена, наказания). Почти все – это комедии интриги («Псевдол»). Темы: 1. Образ хитрого слуги, помогающего людям 2. Девушка попавшая в зависимость, с помощью раба ее освобождают 3. Комедия двойников («Два Менехма») 4. Брошенный ребенок 5. Мифологич сюжет 6. Те же сюжеты, что и ново-бытовой комедии. Маски те же, что и в ново-аттической комед. Однако нет четко положительного персонажа. Вообще нет четкого деления на положит и отрицат героев. Характеры смешанные. Практически нет слезливых сюжетов. Вырабатываются спец приемы, чтобы смешить: Приемы комического для раба: 1. Описание внешности, его произносит сам герои и другие герои 2. Прием побоев 3. Насмешки над ленью, воровством и пьянством рабов 4. Бессмысленная комич беготня 5. Хвастовство. Чаще хвастается как великий военачальник. Много образов хвастливого воина. 6. Раб говорит о величестве и славе государства – снижение – пародия на трагедию 7. Или раб сравнивается с мифологич персонажем. Нап, Гераклом. Часто в образе повара. 8. Либо сводники и рабы используют юридич формулы и клятвы. 9. Литературная пародия: слишком пышная речь о всяких достоинствах красивым стилем. Основные черты масок: Парасит – нахлебник – обжорство. Все оценивает с точки зрения еды. Даже хвастается тем, сколько может съесть. (Прекрасно разработана в «Менехмах») Воин – либо хвастается подвигами и всем надоел, или он трус и никогда не был на войне. Повар – сравнивается с миф героями свое искусство, либо вор, объедающий хозяина. Ростовщик и сводник – жадность, любовь к деньгам, повторение одного и того же слова\фразы. Стали яркими героями, в отличие от греч литры. Словесный комизм: каламбуры, игры слов, сложные конструкции из однокоренных слов, множество производных от известных слов. Нап, у Плавта около 70 вариантов слова «надуть\облопошить». Уже в прологе много шуток, колкостей по отн к коллегам, что отличает ее от аттической более торжественной комедии. Также комичен диалог. Горация назвал его «италийский уксус». Говорящие имена, описания внешности и жестов и музыкальность комедии. Именно Плавт вернул в комедию музыку. За счет кантиков – отдельных музыкальных арий, диалогов, трио. Часто имеют филос и нравоучительное содерж.Встречаеются первые пародии на любовную серенаду.Плачи и стенания обязательно сопровождаются музыкой. У современников был очень популярен, имел множество подражателей. Ранние исследования связаны с Плавтом.


Цициний Стаций Биография почти неизвестна. Вольноотпущенник, родился в Галлии. Есть предание, что ему долго не везло, но потом Плавт познакомил его с руководителем одаренной труппы и ему резко начало вести. Сохранилось около 40 названийи несколько отрывков. Практически не использовал контаминацию. Как след, был ближе всех к оригиналу. Подражал Менандру. Высмеивал штампы в комедиях. Хоть современники и любили, ставили иногда выше Плавта от него почти ничего не дошло. Публий Теренций Афр - билет 8 Родился в 190е. Умер в 159г. Попал в плен, как образованный раб провел жизнь около Теренция-сенатора. Был вольноотпущенником. Вошел в лит кружок Сцепионов?, кот пропагандировал греч литру. «Я человек и ничто человеское мне не чуждо» - его фраза, имевая значения не порочности человека, а его великодушия. От него дошли все произведения. Все 6 комедий. «Свекровь ставилась трижды». Два раза публика сбегала. В основном переделывал Менандра. При этом отличие: у него была комедия статичная. Где действие, буфонадла не главное, а важен человек и его характер. Но был ближе всех к новоаттической комедии, ибо не пошел на поводу у публики. Хотел макимально приблизить к греч оригиналу. Интрига строилась из разницы характеров. Куда меньше балаганных приемов типа криков, шума и беготни. Маски те же, что и все, но в мягкой и более гуманной трактовке. В грустных комедия чувствуется сострадание к героям. От каждого показывает больше положит черт. Рабы менее агрессивны, они в осовном создают путаницу, но не более. В конце, как и в новобытовой, происходит какой-нибудь счастливый случай, по кот все разрешается. Приемы: - Парные персонажи: маска одна, а характеров два. - почти у всех говорящие имена - в прологе все что у Плавта есть, плюс новое: 1. Лит критика: он отвечает своим лит противникам на вопросы о праве на контаминацию, о плагиате, о несамостоятельности творчества. В этом его обычно обвиняли в том, что Его Рим комедии похожи на Плавта и Энния, а не на греч оригиналы. А также были слухи, что пишет не сам Теренций, а кружок Сцепионов. 2. Нет обращения к зрителям, в отл от Плавта 3. Мало смешения греч и рим быта 4. Нет резкость характеров 5. Куда меньше музыки Стиль и язык: Так какон был представителем образованной рим элиты у него нет вульгарных шуток, чем он был близок Менандру. И этот язык потом стал образцом чистой латинской речи. Через 2\3 десятилетия его включили в обязательную школьную программу. Современники при этом очень не любили, к тому же Цезарь ему изрядно подпортил репутацию, обозвав его «полуменандром». В средние века изучали его как стиль, а потом уже обратили внимание на сюжет. Судьба его была похожа на еврипидову. Сохранился из-за дедаскалий, где было написано где, когда и о чем произ и из-за периохи (краткое изложение сюжета), его делал во 2м веке нашей эры – Апполинарий – грамматик.


Лекция: 4: 04.03 - билет 9 Марк Порций Катон Цензор – 234-149 г. Первый рим прозаик, от кот дошли произ целиком и кот связан с изучением различных наук. Первый писал только на латыни и первый же поднимает вопр о том, что не надо слепо подражать Греции, то есть надо делать свое. По сути был против кружка Сципионов. Занимал военные и полит должности. Особо прославился как Цензор. Говорил о возвращении к древним патриархальным обычаям. Был против роскоши, кот способна разорить рим. Первые законы для укрепления семьи. Поднял вопрос о казнокрадстве. «Начала» - историч сочинение, написано для своего сына, в кот вошла история Рима и Италийских племен. Трактат «к сыну Марку» - энциклопедия в форме наставлений сыну – состоит их 3х разделов: 1) Сельское хозяйство 2) Медицина 3) Ораторское искусство Целиком сохранилась только первая часть. (Выражение: «Леность – мать всех пороков» оттуда) Трактат «Лечебник» - сочинение о травах. «De re melitare»- о воинском искусстве. Речи и письма – дошли в отрывках. Сборник изречений Несколько трактатов по юриспруденции и грамматике. Поэма «О нравах» ? - в поэтической форме излагал свои реформы. О «Началах»: Были написаны на латыни. Состояли из 7ми частей: 1-3 – от основания города 4-7 – история происхождения Рима и италийских племен. В некотором роде претендуют на научность, более тщательный отбор источников. Делает попытку объяснить, как Рим завоевал всю Италию. Первый писал хронологию не по годам. Есть речи. Не только придуманные, но и подлинные речи консулов, полководцев и ораторов. У него первого романоцентризм – Рим – господин мира. Исследовал рим культуру. Говорил, что она превосходит любую другую, т к направлена на благополучие не одного, а всех граждан. Законы написаны не умом одного чела, а умом многих. Особенности: много военных действий, но редко называет полководцев, по принципу – их итак все знают. Большое описание «Пунических войн», участником которых он являлся. Стиль: создает стиль деловой рим прозы. В последствии долго считался примером архаической латыни. Как историк остался в тени других, более известных писателей периода поздней республики. Зато сохранилось много исследований по самому Катону. Почему целиком сохранился трактат «О сельском хозяйстве»? В Греции дошли только «Труды и дни» и пара упоминаний о произ такого типа. В Рим лит-ре все наоборот: для них были важны права гражданина на землю, борьба патрициев и плебеев за землю. Из-за этого тема с\х-ва будет встречаться часто в рим литре. Стиль дидактический. Рассказывается, когда и как надо пахать землю. Есть заклинания от болезней. Указания по домоводству. Был создан образ Катона, очень сурового прижимостого кулькуля, кот все выжмет из земли. Встречаем культовые гимны, трудовые песни и т.п. Композиция условно делится на несколько частей: в каждой он возвращается к одной и той же теме. Стиль: простой язык, изложено в новеллической, назидательной форме. Многое из этого трактата стало афоризмами. Судьба произ-й: почти вся лит-ра ранней респ была утеряна. Имя Катона стало нарицательным, воплощением простоты и патриархальности.