ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.09.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рання Республика: краткая хар-ка: 1. Подражание героич эпосу и комедии 2. Первые истор труды и речи ораторов 3. Первое сохранившееся целиком произ (трактат о с\х) 4. Встает вопрос о самостоятельности рим литры. Поздняя Республика - билет 7 Главная тема: наступление конца света. Кризис республиканских институтов, менталитета и религии. В религию в это время вплетается большое кол-во восточных культов. С тоской и идеализацией вспоминается история Древнего Рима. Речи о возвращении к патриархальному Риму, критика современности. Так как Рим-это весь мир, то и конец света. Основные темы литры: - Проклятие гражданской войны и войны вообще - Порицание разврата, алчности, жадности - ориентир на александрийский стиль Театр: Снизилось значение палиаты, ибо все греческие сюжеты уже разобраны и переделывать нечего. Зато увеличилось значение комедии тогаты. В трагедия пока ориентируются на Еврипида. Спадает интерес к серьезной литре. Развиваются ателлана и мим. Появляется поэзия малых форм: элегии, эпиталамии, эпиграммы. Создаетс филос эпос (Лукреций «О природе вещей») Развитие рим сатиры Много сочинений посвященных ранней рим литре: сравнение, списки, краткие содержания. Антикварные сочинения Историч мемуары, монографии и портреты. Расцвет политич ораторского ис-ва, 4ка ораторов. Первый сборник писем. Трагедия Марк Пакувий – 220-140 до нэ Племянник Квинта Энния. По прозвищу Доктус – ученый. Переделывал не только Евприпида, но и Эсхила и Софокла. Считал себя основателем высокого стиля рим трагедии. В высокий стиль вошли архаизмы, новые термины, очень большой объем прилагательных, сложные мифологические образы и запутанные намеки, а также редкие науч слова. Его произведения могли воспринимать только очень образно мыслящие люди и поэтом ученым его прозвали не в хорошем смысле слова. Зато ему хорошо удавались патриотические сцены и сцены безумия. Трагедия в бородавках – слишком много всего неясного. Луций Акции – 170-85 до нэ. Сын вольноотпущенника. Дошло 45 котурнат и названия 2 претекст. Ему приписывают несколько филологич трактатов. Есть миф, что в 140 году было состязания Акция И Пакувия, в кот второй отказался участвовать. После смерти Пакувия стал считаться королем рим трагедии. Но так как у него не было последователей, с его смертью трагедия окончательно ушла. Тоже использовал труды разных авторов, соединял тексты нескольких. Контраверсия? От трех и более. Но и самостоятельное творчество тоже есть, состояло в новых эпизодах, кот он всовывал в эти трагедии и в новых трактовках старых эпизодов: Нап, в Орестее он сделал полит группировку Агамемнон-Эгист – противостояние друг другу, а Клитемнестры и родового проклятья не было. Особо уделял внимание троянскому циклу. Занимался возвращением трагедии простому народу. Был простой язык, не использовал терминологию. Любимыми были проблемы семейного хар-ра. Участвовал в войнах и политике. В Компании по возвращению Цицерона. Народ его ценил за патриотизм. Имел очень много врагов. После его смерти интерес к котурнате исчез.


Комедия Тагата: действие в Италии, реже в Риме. Но там уже все римское. Имена, рабы, менталитет, быт. Было отменено решение Сената о невозможности выводить на сцену римлян и италийцев. Тагаты до нас целиком не дошли, ибо интерес к ним быстро исчез. Известно, что основные персонажи – горожане, ремесленники среднего достатка. Главного героя часто называли по профессии. Увеличилось значение женских образов. Появился образ передовой, независимой, образованной гражданки. Рабы на заднем плане. Авторы: Тит Квинций Атта, Луций Аффраний и Титиний. Все только во фрагментах. Народный театр: Аттелана – 4 персонажа. Вышла на сцену благодаря борьбе с эллинофильством, чисто римское изобретение и была очень проста. В 1м веке до нэ была одним из самых популярных представлений. Действие обычно в Италии, персонажи – низшие слои общества. Кроме 4х основных масок туда добавились еще парасит и некоторые другие маски новой бытовой комедии. Характерно: грубый язык, шутки, бытовые и полит сюжеты, борьба с эллинофилами. Авторы: Новий и Луций Помпоний Часто шла перед постановкой трагедии. Ателлану вытеснил мим. Мим берет начало от сельских праздников. Чаще – на сборе урожая демонстрировался. Там всегда было 2\3 персонажа. Описывался быт, скандалы, измены, грабежи. Любовная тема – неожиданно приехавший муж. Пародии на судебные процессы и изредка полит тематика. Авторов мима не уважали и презирали. Харак-но: актеры без масок, принимали участие женщины. Язык прост, вульгарности. Самое известное и скандальное состязание: Децим Лаберий и Публий Сир. Первый – всадник, писал мимы тайно, но однажды обидел Юлия Цезаря и тот заставил его публично состязаться с Публием Сиром, за что его исключили из сословия рим всадников. Потом Цезарь оттаял и его простил, но репутация уже была испорчена. Публий Сир - Вольноотпущенник. Ему можно было пописывать. Состязание выиграл, считался одним из лучших в своем деле. Из него дошло много афоризмов. В эпоху Империи ателлану и мим вытеснил самый низший из драматических жанров: понтомим.

Лекция 5: 15.03 - билет 10 Поздняя Республика Развитие получают драматич и филологич направления труда. Луций Элий Стилон Самый крупный ученый своего времени, по словам современников. Ему приписывают: Первые списки комедии Плавта с кратким содерж Первые комментарии гимнов, посвященных богу Марсу Ряд грамматич сочинений о форме предложений в латин языке Комментарии к законам Ряд речей, в основном торжественного характера. Имел много учеников, самыми известными из кот были Цицерон и Варрон. - Формируется сатира как новый оригин жанр, родоначальником которого является Квинт Энний, но у него была еще не совсем сатира. Первый офиц представитель: Гай Луцилий Родом из богатой семьи, не работал, карьерой не занимался, был независим и как следствие, мог много себе позволить в плане высказываний. Первый римский поэт из высшего общества. Писал только сатиры. Приписывают около 1400 коротких сатир, которые потом условно поделили на 30 томов. Дошло немного, т к в период Золотого века был забыт, - пришел Гораций. В его сатирах видна личность автора, много писал о себе, друзьях, семье. В последствие эта тема стала обязательной. Темы: 1) Выделение пороков современного Рима, таких как алчность, мотовство, жадность, хвастовство, суеверие, спесь. 2) Прославление древнего Рима как идеального Рима 3) Много посвящено наукам: история, философия (не как абстрактная наука, а как осмысление современной жизни), поэтика, грамматика, физика, медицина 4) Бытовые сценки: гладиаторские бои, похороны, пиры, ораторские выступления. 5) Сатиры, посвященные литре: ругался на эпос, самое важное – это сатира, так как в современном обществе надо говорить о пороках. Критика современных поэтов. Характер сатиры полемический, то есть дается разбор ситуации, отношение к проблеме, аллегории через одно на другое. Например, суд богов – отсылка к Сенату. Часто встречается образ алчной и сварливой жены либо гетеры. «Жена – это приятное зло» - его выражение. Намечает кодекс любовного ухаживания. Люди должны сначала выполнять свои общественные долги. При нем впервые рим сатира стала реальным орудием критики в руках поэта против современной жизни. Поэт не должен отрываться от современности. Писать только про настоящее. Без всякого вымысла. Потом многие авторы сатир будут обращаться к нему.


Марк Теренций Варрон Реатинский – 116-27 гг до нэ - билет 11 Первый энциклопедист своего времени. Современники говорили, что он так много читал, что непонятно, когда собственно писал. Начал карьеру как военный. Принял участие в противостоянии Цезаря и Помпея. Проиграл, вернулся в Рим и занялся лит-рой. Приписывают около 600 томов произ-ний. Дошло: Трактат о латинском языке О сельском хозяйстве И много фрагментов Условно его творчество можно поделить на след блоки: 1. Проза - историческая и антикварная: «О жизни Римского народа», там он описывает нравы и обычаи и «Древности», где он говорит о географии, этнографии, истории и богах Рима. - грамматические: трактат «О латинском языке»: Состоит из 3х частей: 1) Учение о том, как предметам дали название 2) Как эти названия склоняются по падежам 3) О том, как соединять слова в предложениях Формируется понятие о том, что нужно образованному римлянину. Ему нужна: грамматика, риторика, диалектика и музыка. - портреты: в свое время именно ими и прославился. Дошло во фрагментах. Было около 700. Описывал граждан, прославивших свою Родину в разным областях (римляне и греки). Многие ему подражали. «Исследование комедий Плавта»: Кроме пересказа содержания, он пытался определить подлинность некоторых произ. «О поэтах» Он, начиная от Энний и Невия в хронологическом порядке указал всех поэтов ранней и поздней республики. «Логическая история» - 76 томов. В форме диалогов на различные темы. Сохранилось 16 названий диалогов. В основном названия двойные: первое – название лица, второе – тема. Например, «Марий и счастье». «Сентенции» - сборник. 160 афоризмов: «Несчастен лишь тот, кто сам себя таковым считает», «Все знать невозможно, а немного знать не стоит труда» «О сельском хозяйстве»: 1 часть – о земледелии 2 – скотоводство 3 – домоводство В отличие от Катона в форме диалогов. Поэзия: 6 книг псевдотрагедий 10 книг поэм 4 книги сатур «О природе вещей» Сборник «Менипповы сатуры» - 150 книг. Название по имени греч философа Мениппа. Каждая из книг имела опред название, сюжет и форму. Задача: показать римлянам греч философию в занимательной доступной форме. Тема: упадок нравов. Например, сатира, в кот говорится, что чел заснул на 50 лет, проснулся теперь и ужасается окружающему миру, и в последствии был убит за занудство. Его терминологию будут использовать многие авторы Золотого века. Например, сравнение Триумвирата с трехглавых Цербером, а форума с рынком. Язык архаичен. Очень много цитат из Плавта и Энния. Увлекался азианским стилем. Ему первому поставили при жизни памятник в первой рим библиотеке. Много трудов утеряно. Т к поэзию вытеснил Гораций. И много похожих научных трудов еще было написано. Больше всего известен в антикварной области.



Новый поэтический стиль - билет 18 Сложился под влиянием александрийского стиля – Неотерики. Гай Валерий Катулл, Лициний Кальв и др. Писали по принципу лучше меньше, но лучше. Предпочитали эпилии – малый эпос. Писали одну эпилию по 1, 2 года. Предпочитали редкие мифологич сюжеты. Любили высказываться намеками, впрямую не говорили, что за персонаж, иногда излишне часто. Плюс: это новая форма в рим литре и они первыми провели реформу рим литерат языка – повыбрасывали старые слова. Критикивали Гнея Невия за азианский и шероховатый стиль. Во главе неотериков – Валерий Котон Родом из Галлии. Ему дали латинское прозвище «серена». Правда, прославился как создатель этого кружка, а не как поэт. Был богат. Финансово поддерживал поэтов. Потом разорился. Дошли только названия его поэм. «Лидия» и «Диана». Вообще от неотериков большей частью дошли названия. Гай Валерий Катулл Родился в 87. Умер в 57 или 54. До н.э. Семья богатая, из рода римских всадников. Образование получил в Греции, писать начал еще в юношестве. Ему приписывают много стихов, которые мы делим по нумерации: 1-60: небольшие поэтич произ, написанные на лирические темы и размышления: элегии, идиллии, эпиграммы 61-68: произвед большого размера 69-116 – эпиграммы сатирического характера Самый известный цикл любовной лирики, кот назывался по имени возлюбленной Лесбия. («Будем любить друг друга пока живы и пока любит душа, сплетни не стоят ни гроша»)Это римская патрицианка, которая была замужем, но имела несколько любовников. Делится на 3 части: 1) Знакомсвто, увлечение, страсть 2) Размолвки, ревность, огорчение. Но пока еще друг друга прощают. 3) Разрыв отношений. Это было первое обращение к любовной тематике к рим литре. Он близок к поэзии Сапфо и многое принял от александрийского стиля. Первый приблизился к современному понятию любви. Не только физическое увлечение, но и душевная близость. Пытается разобраться в том, что такое любовное чувство. Первый период: много любовной теминологии. Оттуда пошли термины: безответная любовь, упиваться поцелуями. Туда же – «на смерть птички», умирает птичка Лесбии и он ее жалеет Второй период: наиболее интересен. Имя Лесбии редко встречается, в основном абстрактное: она. Противоречие чувств: люблю\ненавижу, не могу быть с ней и без нее и что дальше делать не знаю. Подобное после Катулла будет часто встречаться. Третий период: наиболее мрачен. От чувства любви – к чувству ненависти. Молит богов избавить его от любви.