ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.09.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первая половина лекции 2: 15.02 Есть ещё периодизация по развитию литературного языка Долитературный период - Культовые гимны – древнейший памятник. Целиком не дошли, в основном, цитаты - Римские обрядовые песни – дошли очень плохо, им.фрагментарный характер. О рабочей и трудовой песне есть т-о упоминания и теуксты не дошли=> особого влияния на литературу не оказали. Детские песни – в трудах о земледелии и домоводстве – есть. Лучше дошли обрядовые песни. НЕНИИ – причитания по усопшему, похвала ему. Профессиональные плакальщицы звались тоже нении. Потом плакальщицы исчезли и термин стал значить просто грустные песни. Фесценнины – шутливые песни на сельских праздниках Триумфальные песни – когда полководец с победой возвр.в Рим, имели фривольный характер (сохранились) Застольные песни – фрагментов нет, сохр.упоминание у Катона, известно, что исполнялись под флейту РИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ – уходит корнями в культы древнеиталийских божеств, этрусские мифы (система гаданий, устройство космоса) + влияние греков (НЕ СЛЕПОЕ КОПИРОВАНИЕ) РМ – бессюжетна, неточна. Не удалось выстроить чёткую иерархию, сюжетов мало – «Миф об основании Рима» - самый известный. - культа героев почти нет (не получил развития): Геркулес – бог торговли, а не герой, как в Греции. Греческое и Римское божество объединены по сходству, небольшому, да и то не все: Афина – богиня войн, Миневра – искусства. Арес – воин, Марс – покровитель Рима, земледелия, войн - интерес к Риму царской эпохи (легендарное истор. Прошлое, не мифы) - малые формы фольклора – есть пословицы, поговорки, афоризмы (из сборников) -обрядовые мимические игры, как примитивная форма римского театра. До 3 в до н.э. развивается Р.проза: 6-5 вв – Первая надпись на архаической латыни, юридич.сочинения С к. 5-4 в - форма летописи, истор. сочинения. Увелич. кол-во речей (юридических, погребальных, гос-х) Развивается проза, т к поэзия не в почете. Поэтов презрительно называли бездельниками. Поэзия – с 3го века до н.э. после культурной экспансии Греции в период эллинизма.

Рим любовная элегия Новый жанр. Продолжил александрийскую поэзию. Говорить надо о радостной жизни, о прошлом не надо. Любовная тема. Заимствовала из Гр саму форму сборника. Можно сравнивать со сборником Мимнерма. Сборник посвящен лишь одной возлюбленной, возможно под псевдонимом, его он ставит в название. Стало обязательным. (Порпеций и Тибулл – имя божества – Немезида или эпитетами Артемиды – Делия, Кинфия, Овидий – Коринна). Любовь не легкое увлечений, элегик мечтает о вечном чувстве и брачном союзе. Правда, новый сборник можно посвятить и новой возлюбленной -) Из эллинизма заимствован алекс стиль, то есть сентиментальность, намеки, использование мифа, прославление женщины. Частые упоминания о любовных богах: Венера и Амур. Общее: любовная тематика, обязательно посвящ возлюбленной, псевдоним ее, размеры элегии, подражание греч жизни, но использование рим нравов и образов. Цель: показать любовь и ее переживания. Была не всплеском в культуре, а стала обязательной. Сложился постоянный набор приемов, обязательных к употреблению, а также образов и сюжетов. Нап, прославление возлюбленной и сравнение ее с мифологическим образом. Также образ любви как рабства, проклятие двери, разделяющей возлюбленных, ложные клятвы, любовные песни. Тема золотого века связана с золотом-алчностью-женской алчностью. Основные авторы: Корнелий Галл, Альбий Тибулл, Секс Проперций, Публий Овидий Назон. Корнелий Галл (69-26 г до нэ) Уроженец Галии, друг Октавиана Августа. Был назначен на должнлостьт в Египте, поклонялся егип богам. Стал плохо отзываться об Августе. Попал в тюрьму и умер. Первый автор рим любовной элегии. Приписываются сбрник «Ликорида», из 4х книг, но после суда все уничтожили.


10й лекции от 12.04 про Тибулла, Проперция и Овидия не будет. Лекция 11: 19.04 Третий период тв-ва Овидия Литература в изгнании на берегу г. Томы на берегу Черного моря. От Овидия отворачиваются друзья и родственники. В горе чуть не уничтожил поэму «Метаморфозы» и предпринял несколько попыток самоубиться. В Риме в это время господствовала идея романоцентризма, а Овидия выслали вон. Вот он и был в горе. К тому же с его т з, Рим был центром и лит мира. 10 лет ссылки – 10 лет депрессии. При путешествии в Томы разразилась буря, Овидий решил, что это знак свыше и что, если он выживет, то надо жить. Выжил.-) Первая книга «Скорбных элегий» была написана уже на корабле. «Тристии» и «Письма с Понта» Написаны в форме посланий. В «Тристиях» нет адресата, чтобы не навлечь на них подозрения. О жизни в Томах упоминает мало. Говорит о бедности, об отражении нападений. В основном пишет о жизни в Риме, туда вошла чуть ли не энциклопедия лит жизни Рима. Со многими писателями мы знакомы оттуда. Включено много просьб: помочь, заступиться, ходатойствовать. Готов просить прощения, хоть и не знает в чем виноват. Постоянны воспоминания о прекрасной жизни в Риме. Тема одиночества, скорби. «Дико жить среди людей, с кот не о чем поговорить». В общем: Почти во всех жанрах открывает новые темы. В любовной элегии: юмор, поучительные пародии, высмеивание штампов, психологич зарисовки. «Фасты» и «Метаморфозы»: Очень много мифов, дает их в хронологич порядке. В большинстве случае сюжеты на любовную тему. В изгнании: пронзительные темы одиночества и скорби. Слово «тристии» стало нарицательным.

Историческая проза Золотого века На высоком уровне развития. Новое направ: художест-дидакт историография. Основатель: Тит Ливий. Тит Ливий: 59 до нэ – 17 нэ Родился на севере Италии, в знатной богатой семье. Потом переехал в Рим, попал в кружок Мецената. Был любимцем Августа. Главный труд – аб урба кОндита – ведется от основания города, еще его называют анналы, ибо изложение ведется хронологически, по годам. Всего 142 тома. Дошло целиком 35 и фрагменты от остальных. Для всех книг самим Ливием были составлены эпитомы, т е краткое содерж всех томов, они дошли. Хронологич рамки содержания от Энея до 9 г н.э. Основная цель: наставление для будущих правителей Рима. Для этого – сильное дидактическое влияние. Чтобы было интереснее читать – художественность. Учил на конкретных примерах. Целью было показать картину, а не объяснять ее. Есть непоказательные моменты. Нап, собрание Сената, кот показывает вскользь. Потому как он не политик и для него это не важно. Логической связи между событиями нет, так же как и у ранних историографов. Лучше всего удаются воен сцены. Хуже дебаты в Сенате. Схема описания батальных событий и воен подвигов: Сначала защитники стояли на своем, защищались Затем устали И наконец сдались Некоторая однотипность описаний. Включает в себя единоличные эпические картины сражения один на один. Часто встречаются неожиданные ситуации. Дается описание чего-то, а потом «и вдруг случайно…» Великолепно Описаны Пунические в-ны, остальные потом подражали Титу. По его описанию было создано много картин. Любил объяснять происходящее: Предзнаменованиями Случайностью событий (призраки, двухголовые дети, драконы). Все это вместо анализа, так же как и в ранних историографиях. Большое значение играли речи. Их много и произносят их везде. Они прекрасно составлены, т к Тит получил риторическое образование. Фиктивны. Цель речи: дать хар-ку персонажей, показать субъективную т з на ситуацию, а также дать на одно событие с двух сторон. Позднейшие историки ему подражали.



Серебреный век (I век н э) Полит жизнь: Период правления двух первых рим династий. Юлиев Клавдиев и Флавиев. Создание ранней имп – принципата. Противостояние имп-ра и сената. Упрочнение имп. Лит-ра делится на 2 группы: офиц и неофициальная. Офиц: переводы греч поэм или написанное под их влиянием, астрономические поэмы, нап Германик (племянник имп Тиберия) – перевод поэмы «Небесные явления», в основном входят астрономия, гороскопы и прогнозы. Толкование звезд и влияния их на судьбы Рима. Неофиц более богата. Суть лит-ры: надо подражать Золотому веку, ибо все лучшее уже было. Прошел в противоборстве новаторов и эпигонов. Причем в первой половине века господствовали новаторы, а во второй эпигоны. Новаторы: Все в Золотом веке хорошо, но надо бы создать нечто лучшее, не останавливаться на достигнутом. Пытаются создать новый стиль в патетике. Эпигоны (неоклассицисты): возвращение к Золотому веку, не надо наваторства, надо лучшего, кот уже было. Всплеск любви к эпосу. Основная идея: филос стоицизма. Из нее авторы приняли: - высшее благо – добродетель - человек – вместилище пороков, с кот надо бороться разумом - нужно пассивно сопротивляться власти Утешение авторы нашли в сатире. Сенека писал полит-кую, Петроний – романтическую, Ювенал и Марциал – социальную. Второе утешение: научные соч-ия. Создаются крупны компиляционные труды. Таций: история Сенека: естественные вопросы Плиний старший: естествен история Модно стало быть поэтом. Создаются компелятивные эпосы. Увеличилась критика мифологич эпоса (потому что он уводит от жизни) Борьба эпоса и сатиры Появляется такое явл-ие как рецитации – публичное выступление поэтов, прозаиков и им подобных. Многие молодые поэты покупали себе ауд-рию и читали ей. Сатира была против рецитаций.

Полибий – представитель научной историографии. Входил в кружок сципионов. Написал «Всеобщую историю» в 40 книгах (сохранились первые 5 и фрагменты остальных). Первый теоретик римского мирового господства, обосновал теорию романа центризма. Считал государственный строй Рима идеальным, потому что он соединял в себе монархию, олигархию и демократию. История, по его мн., - борьба народа против власти судьбы ( в отличие от Тита Ливия, который объяснял ход истории моральными качествами народа и его вождей). Полибий тщательно исследовал, подтверждал фактами изложенный материал ( в отличии от Тита Ливия, который, недолго думая, просто взял, да переписал ранних историков). Предъявил требования к историку: 1) тщательное изучение источников, работа с архивами 2) знакомство с местностью, общение со свидетелями 3) личный опыт в военных и политических делах