ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.09.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6 лекции от 22.3 про Лукреция, раннюю Риторику и Цицероне ораторе не будет. 7 лекция: 29.03 Цицерон - билет 13 Более 800 писем Сборник изначально для публикации не предназначался, опубликован после смерти. Опуб-л Тит Помпоний. Содерж: заметки, записки, рекомендации, отчеты, трактаты. Стиль меняется в зависимости от того, кому письмо адресовано. Адресаты: Тит Помпоний, семья, полит друзья и враги, покровители и покровляемые. С течением времени меняется оценка событий и людей. Все письма условно делятся на: - Письма к Титу Помпонию Аттику: наиболее откровенные, более половины – обсуждение разных темы. Цицерон раскрывается как человек неуверенный, просит совета, жалуется на противников. - Послания к друзьям и близким: меньше откровений, чувств и намерений - Письма брату Квинту: наставления по управлению провинцией, а также на лит темы Письма самый субъективный источник. Нет стилистической обработки, очень много обращений к самому себе. Язык сильно приближен к разговорному. Часто встречаются шутки, остроты, каламбуры. Ирония в свой адрес. Научные и научно-популярные соч-я Условно делятся на философские, пол и ритор. Но в каждом есть элементы друг друга «Соч о гос-ве» Сохранилась 1\3. В форме диалогов. Пределанный вариант гос-ва Платона. Идеализирует современную ему действительность. Рассуждает о непрочности земной славы и о небесной славе, к кот надо стремиться. Упадок гос-ва из-за морального разложения знати. «Законы» Отталкивается от законов Платона. В форме беседы. Основные персонажи: Цицерон, его брат и Помпоний. Подробно расписывает законы рим права. Рассуждает о высшем разуме. «Тускуланские беседы» Диалоги. Проблема смерти, страданий, добра и зла. «Трактат о природе богов» скептического хар-ра, существуют ли боги неизвестно, но гос религию необходимо охранять. Добродетель не от богов, она – собственность человека. «О дружбе» «Об обязанностях» - о полезных обязаннастях рим гражданина. В империи ораторское ис-во остается, но полит красноречие сходит на нет.

- историографию в период респ из этой же лекции выложу чуть позже. Золотой век Августа (Золотой век рим лит-ры) (период принципата) - билет 19 Создание класс рим литры. Расцвет поэзии: Вергилий, Гораций, Овидий Историографии: Тит Ливий Оратор ис-ва: торжественное красноречие особенно Мим и пантомимы Идеи: осуждение войны и гражданской в-ны в частности. Личное должно быть ниже общественного (пример - Август). Миф об Энее част, потому как Август себя с ним отождествляет, ибо восстановил Рим, как Эней его создал. Золотой век. В Риме в это время: - были созданы первые библиотеки (Азиний Поллион) - распространились рецитации – публич выступления для рим аудитории (основатель Азиний Поллион) - офиц лит кружки: 1) Меценат (друг Августа, направлял творчество поэтов в нужную сторону, правда за составление эпоса об Августе никто так и не взялся): Вергилий, Гораций, Ливий - официальный 2) Азимий Палеон 3) Марк Валерий Мессала? – более самостоятельный хар-р: Тибул и Овидий Ориентир: греч классика, подраж ей, а также попытки создать превосходящие произ


Лекции 8 от 01.04 о Вергилии и начале Горация не будет Лекция 9: 05.04 Гораций - билеты 23,24 «Эподы» - 31-30е Включает в себя 13 стихов. Написаны по принципу двухстиший. Второй слог короче первого – сознательный ориентир на ямбы Архилоха. Цель: познакомить римлян с ямбической поэзией. Тема: проклятья и причины гражд войны, Золотой век – утопия на островах блаженных. Построены на личной инвективе (оскорбление), которые иногда сужаются до насмешек в адрес конкретного адресата. Также затрагиваются проблемы общественно-полит жизни. 10й эпод – против лит соперника поэта Ливия, вариант лит пародии. Пародия на греч форму послания с пожеланием счастливого пути, только Гораций желает беды и смерти. 11й эпод – пародия на сентиментальную греч лирику «Сатиры» - 34-30е годы до нэ Первая книга 10 сатир, вторая – 8. Первый сборник сатир, целиком дошедший до нас, начинается с обращения к Гаю Луцилию, что стало традицией. Тема: высмеивает частное поведение чел-ка, чаще всего похоже на бытовые сценки: опис пира, суда, путешествий. Выводятся персонажи из палиаты. Много автобиографий и размышлений о хар-рах. Но не переходит на личности, почти все люди вымышленные. Сатиры в виде вышленных бесед. Импровизированные устные беседы, сентенции, морали, примеры из жизни. Много сатир и в повест форме Первый: тема золотой серидины – счастье может быть только в золот середине, довольствоваться надо малым, чтобы жить внешней и внут независимостью. Тема погони за мнимым счастьем, - должности и почесть ведут к порокам. Есть сатиры, высмеивающие философов – стоиков. Много сатир посвящено алчности; в основном это описания судебных процессов. Три сатиры, посвящ лит теме: сравнение своей сатиры и Гая Луцилия: удивляется почему ему меньше любят. Аннулировал сам жанр сатиры, задается к чему сатира ближе к поэзии или комедии. Мысль в сатире не должна разливаться. Речь сурова, иногда весела, указание что смешное действует сильнее, чем грубое и резкое. Его стаиры имеют более общий хар-р, но широко представляю проблемы полит, культ, бытовой жизни. «Оды»: В 23 г до нэ выпускает 3 книги лирических стихотворений «Carmina». 1,2,3. 4ая позже. С сов понятием об оде не связаны, далеки от высокого стиля. Единственная тема: гос-во и его интерес Алкеева строфа, в каждой книге единая композиция, заимствовано из Гр, т.е. 1 и последний стих имеет равное кол-во строк и созвучен по теме. Форма: обращение к рим народу, в кот говорит о деградации общества и предлагает един выход: надо думать о гос-ве, пример Августа. Много обращений к прежним временам республики. Тема гражд в-ны спадает. Тема золотой середины заключается в осуждении благ, роскоши и жадности. Выход – уничтожить богатство вообще. Много од: Размышления о смысле жизни, фраза: «надо жить сегодняшним днем» – его цитата, часто встречается образ богини удачи и фортуны. Надо осознавать, что ты можешь умереть в любой день. Зачем тогда наживать богатство, если все равно в загробный мир их не унесешь. Надо наслаждаться тем, что есть, осознавая что счастливые моменты недолговечны. Любовную тему почти не трогал. Застольная лирика продолжает Алкея. Прославление Лакха. Дружеская лирика – лучше всего проявляет чувства, в основном в приветствиях, прощаниях, напутствиях. Пишет Корнелию Галлу Меценату. Оды – в форме обращения к конкретным людям. Иногда – к богу, неодушевленным предметам. Диалоги в одах очень редки. Часто обращения к собеседником (к себе тоже), высказывает советы, пожелания, отрицания. «Юбилейный гимн» - в 17м году заказал Август, что было почетно. Гимн традиционен, начинается обращения к богам: Апполону и Диане: 1 часть: молитва о благополучии Рима, просьбы об урожае, увеличении населения 2 часть: возраждение общества благодаря Августу. Тема: бить мечом непокорных, но прощать поверженных.


2 книги эпистол: 1 книга – 20е годы до нэ: включает 20 личных писем, размыш на филос и лит темы, много о путешествиях, много описаний своей внешности, перекликается с тематикой Сатир только менее язвителен. Нужно посвятить жизнь достижению истины и благополучию. Первый писал в поэтич форме. 2 книга: в последние годы жизни. Включает три письма – все проблемы современно лит-ры. 1ое письмо посвящено Августу: вопросы сов лит-ры: против архаики, попытки возродить драматургию. 2е – другу Горцаия Крору? – проблема дилетантизма в лит-ре. 3е – Луцию Калкурнию Пизону и его двум сыновьям «Арт-поэтика» - наука поэзии. Условно делится на три части: 1ая – посвящается поэзии 2ая - о личности поэта 3я – о драме Требования Горация к поэтич мастерству: стройность и цельность, отн к греч образцам по принципу: с ними нельзя расставаться, но и самому думать надо. О драме – говорится об актерах, о хоре, о стиле, конфликтах и т.п.Первый сказал, что Трагедия должна быть из 5 актов и пролога. Стало обязательным Поэт – это мудрец и учитель жизни. Основной источник для писателя – здравая мысль. Надо изучать жизнь, тогда можно создать совершенное произ. Что формирует поэта? «гений природный с наукой должны быть в согласии тесном». Задачи поэта: услаждать и радовать, учить и наставлять и волновать. Требования к произ: гармоничность, стройность и идея. Тема: чистка языка от архаики. Сравнивает жизнь слов с жизнью листьев. Александрийский стиль. Отсюда много уточнений. Принцип маятника: наиболее эмоциональная часть – начало, потом напряжение спадает. После смерти стал обязательным для изучения.Множество комментариев и афоризмов о нем.Его творчество было названо - холодные оды. Много переводов, в особенности – оды. Его «Арт-поэтика» очень известной была, рассматривается как отдельный трактат. Было много подражаний ему, может посоперничать в этом с Аристотелем. Европа ориентировалась на него.

Лекция 7. 22.03.10 Тит Лукреций Кар (прибл. 98 до н.э - неизв) – точных данных нет По легенде отравился приворотным зельем или самоубийство, но это поздняя версия • «О природе вещей» - назв.заимствовано из греческого философского эпоса. Стремился познакомить римлян с греческой фильсофией (Эпикур, в основном) • Тема – смертность души => естественность смерти => отсутствие загробного мира • Пересказывает Демокрита «теорию об атомах» - они распадаются и тело умирает, и душа тоже. Загробный мир – суеверие, смерть – естественное окончание жизненных страданий. => не надо бояться • Природа развивается не от богов, а по своим законам, можно объяснить все природные явления => суеверия – низшая ступень цивилизации Структура «О природе вещей»: 6 книг: 1-2 – устройство мира, 3 – учение Эпикура «О душе» 4 – учение о человеке и его чувствах (нужно верить своим чувствам) 5 – космогония и история развития языка и человека 6 – развенчание всех суеверий и страхов путём комического объяснения всех явлений природы КОСМОС: Вселенная создана или из огня или из воды. Строится по особ.законам, в кот. чел-ку отводится та или иная роль. Законы природы неизменны, нерушимы ТЕМА ПАДЕНИЯ НРАВОВ: Связывает пороки со смертностью души. Ч-к слишком серьёзно думает о том, что будет с ним после смерти. Честолюбие, алчность и разврат ведут ч-ка к преступлениям. Нужно с ними бороться при помощи разума. Чувство – основной критерий знания и жизни. Но люди часто ошибаются, и в этом виноват разум, который неправильно понял, что ему говорили чувства. СТИЛЬ: Принцип аналогии – атомы показ. Как движение пылинок в луче света По 2-3 версии на объяснение каждого явления природы Продолжатель эпоса Энния, сохранил гекзаметр, при эизни не популярен – опередил время. В эпоху Августа (ч-з 50 лет) – считается чуть ли не первым пр-ем РЛ-ры, потом интерес падает, а с 15 в. снова растёт. Риторика • Сохранность – дошло немного речей. • Источники: 1) речи ораторов (Сцепион, Цицерон, от ост. - фрагменты) 2) биографии с цитатами (Плутарх) 3) очерки по истории римского ораторского иск-ва (Цицерон, Тацит) В Риме – Сенат, нар.собрания => надо уметь говорить. Много подражаний первой софистике (речи Вергилия, Петроний, Апулей). И здесь тоже борьба м/у подражаетлями и теми, кто против. 1. Аппий Клавдий – первая известная нам речь против союза римлян с царём Пиром. 2. Марк Порций Катон – хорошо знал греч.риторику, но выступал против подражания. - использовал приём усиления для пафоса, принял из Гр.л-ры первым в Риме. - синонимы, риторические вопросы. -исторические сравнения - важна личность самого оратора – «знай дело, слова придут». Нужно хорошо знать предмет. «За рожоссцев»- самая известная из дошедших речей. Во время войны Рима с Македонией жители о.Родос не пришли на помощь римлянам, но ведь они не пошли и на помощь к Македонии => их обвиняют за то, что они не сделали. * Всякую речь заканчивал фразой «Впрочем, я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен». 2 пол. 2 в до н.э. Братья Тиберий и Гай Гракх. Легендарны, отстаивали права плебеев в Сенате => ораторы. Тиберий исп.принцип УМЕСТНОСТИ – говорить о предмете сообразно обстоятельствам. Гай – с ним связано введение в рим. Риторику принципа «субъекцио» - разговор вслух с собой или воображ.противником с вопросами и ответами. Поздняя республика (период четвёрки великих рим.ораторов) ЛУЦИЙ ЛИЦИЛИЙ КРАСС МАРК АНТОНИЙ КВИНТ ГОРТЕНЗИЙ МАРК ТУЛИЙ ЦИЦЕРОН


Л.Л.Крас – ярый эллинофил. Ближе всего к Исократу => подбор слов, ритм во фразе. Высокая эрудиция. «Лучший стилист своего времени». Предпочитал стойкую убедительную речь. «субъекцио» - исп. анафоры, риторич.вопросы. Юмор, ирония – для опровержения аргументов противника. Противник: Марк Антоний – малообразован, главное – практика. Стиль – корявый, небрежный. Ругал всё греческое. «+»: - неожиданные повороты, - жесты, - игра голосом, - брался за безнадёжные дела и выигрывал их, (* коррупционер-ветеран. А МА рассказывает не о взятках, а о его военной карьере, демонстрирует его шрамы и пр. – неужели такой чел-к мог опуститься до преступления. И выиграл дело.) Квинт Гортензий - все приёмы азианского стиля - риторические вопросы - цитаты (особ. из греч.трагедий) - Эллинофил - между политическим и торжественным красноречием (* оратор с театр. игрой. Проходил выучку у двух актеров своего времени: голос, приёмы, жесты + костюм, причёску, макияж – специальные!) => одни его очень любили, другие ненавидели, но равнодушных не было. Марк Тулий Цицерон – 106-43 до н.э. Из семьи рим.всадников. Образование получил в Греции. С 80-х гг – начал карьеру в виде ритора Сначала занимался вольными переводами – философы, история, юридич.пр-я) Обучался манерам движения, театр.приёмам. Прошёл выучку в ораторской школе на о.Родос. Стиль собственный – средний м/у азианским и аттицинским Оставил: целиком 58 речей, серия научно-популярных трактатов (+ по риторике) и первый сборник писем (около 800 штук). ПО РИТОРИКЕ: Трактаты: 1.«О подборе материала», 2. «Об ораторе», 3. «Подразделение риторики», 4. «Оратор», 5. «Брут», 6. «О лучшем роде ораторов», 7. «Тоника» «ОБ ОРАТОРЕ» I. Главное – знания оратора: право, история, литература, философия (в ней главное – логика и этика. Первая – чтоб обработать содержание речи, вторая – чтобы выбрать нужный приём). +опыт. 5 обязанностей оратора: - inventio - найти, что сказать - разложить найденное в нужном порядке - придать найденному повествовательную форму - запомнить всё - произнести + - уметь расположить к себе слушателей - чётко изложить суть дела - правильно определить спорный вопрос - подкрепить примерами доказательства - опровергнуть противника - закрепить свои положения и принизить доказательства противника - говорить чисто и ясно, языком и стилем соответствовать содержанию предмета II. Природные навыки - быстрота и подвижность ума - находчивость - хорошая память - внешние данные: высокий рост, сред.телосложение, звучный голос – говорил об учителе ЛЛ. Красе III. Об использовании смешного – использ. Мнение Краса. Юмор – один из эл-тов речи, впервые проявляется в трактаке «Об ораторе». Юмор резкий, но редкий. ? – откуда взялся юмор, нужен ли он, виды смешного (делились на слова и предметы). IV. Правильно воздействовать на чувства аудитории. Особенно во введении и заключении. V. Стиль – тихий, низкий (для убеждения), - средний (для услаждения слуха), - высокий (для волнения). Выбирает высокий VI. Принцип «декорум», уместности. Дело простое – доказательство краткое, убедительное, речь разговорная Дело сложное – пышность, все приёмы красноречия VII. Ритм. Система периодов Исократа, полностью заимствована.


На практике. Речь сначала произносилась, а после её записывали => они имели существенные отличия. Если оратор проигрывал, он редактировал речь, понимая, что в ней не так. Часто несколько ораторов составляли 1 речь (у кого что лучше получалось). Степень виновности подзащитного не важна. Доказ-ва: прямые – улики, свидетельства; косвенные – слухи. Если подзащитный точно виновен: косвенные доказательства выставляют свидетелей дураками, умолчание. У Цицерона есть речи «за» и «против» по одному и тому же делу. Часто пренебрегает своими же принципами, изложенными в собственных трудах.

Лекция 1. 8.02.2010 Римская литература – произведения авторов, которые писали с сер. 3 в до н.э. по 5 в н.э. на латинском языке (в основном) – это художественная литература. Юридическая литература – 5-4 вв до н.э. 3 в. – Рим входит в Италийское государство 5 в. – Падение Западной Римской империи Искусство Рима связано с Грецией. Влияние Греции на Рим (3 в до н.э.) – культурно-греческая экспансия (с одной стороны Рим Грецию захватил, а с другой – всю литературу взял). *Оригинально из жанров – САТИРА. Много нового в драме; Эпистолярный жанр; Новые виды историографии + ЖАНРЫ ГРЕЦИИ 3-2 вв. до н.э. – Греция эпохи эллинизма – Золотой век и лит-ры и полиса. 1-1 в. н. э. – Рим – золотой век литературы Степень сохранности: небольшой процент лит-ры. По тем же причинам, что и в Греции, В Риме ещё и христиане покуролесили (драматургия сильно пострадала, ораторы тоже плохо дошли). *Греч. Л-ра – самобытна, Рим – много заимствовал, => борьба за подражание и самобытность (2-е силы). *Много биографий, словарей и т.п. Пишут на пергаменте, папируса уже мало. Христианские авторы удаляли и писали на пергаменте уже новое, особенно пострадала ранняя римская драма. Периодизация: 1) Литература ранней республики. Середина 3 – 2 вв до н.э. Установление республики; Борьба патрициев и плебеев; Покорение Италии => Образование Италийского государства, завоевание Средиземноморья (Македонии, Греции и т.д.) Первые римские поэты, драматурги и прозаики, дошло мало, историческая проза. 1-й римский эпос. Целиком дошли комедии Плавта и Теренция. Трактат Марка Порция Катона «О земледелии». Ливий Андроник – драма; Аппий Клавдий – оратор; Гай Луцилий – сатира; Квинт Флавий Пиктор – историография. Ориентир на классическую греческую лит-ру, Вопрос о самостоятельности Р.Л. 2) 130-30 гг до н.э. Период поздней республики (период гражданских войн) - кризис и падение Р.республики, Гр. война - развитие поэзии (Катулл); философский эпос (Лукреций); многотомные труды (Варрон). 1-й этап римской историографии; расцвет политического римского красноречия (Цицерон). - подражание греческой лит-ре эпохи эллинизма. - эпистолярный жанр в Риме 3) 30 г. до н.э. – 14 г. н.э. Золотой век Р.Л. (период Августа) - конец Гр. Войны - политическая тематика ушла, т.к. не республика - расцвет поэзии и историографии (Виргилий, Гораций, Овидий) + новый жанр – Любовная римская элегия Нов. Направления: Тит Ливий – дидактическая историография, художественная Сочинения об архитектуре - замечательно сохранились памятники – шла их поздняя обработка, комментарии - подражание классич. Греч. Л-ре. - появление первых библиотек и лит.кружков – Меценат 4) 14 – 96 г. – Серебряный век Ранняя Рим.Империя – Юлиев Клавдиев, Флавиев, имп – Тиберий - Появилась точка отсчёта Р.Л. Авторы середины века назвали предыдущий период классическим и теперь им надо подражать (след. Точка отсчёта РЛ – золотой век) - борьба новаторов и эпигонов -степень сохранности неплохая - Рост интереса к эпосу: Марк Лукан; Стаций, Федр (басни); Марциал (эпиграмма); Сенека-мл (драма) - появляется РОМАН – самый ранний (Петроний - Сатирикон) - Корнелий Тацит – историограф - продолжается интерес к описанию архитектуры -юрид.трактаты, сочинения по истории 5) Л-ра династии Антонинов (прилб. 1 в) «Счастливое время РИ» - Ювенал – поэт-сатирик (имя стало нарицательным), - Апулей «Метаморфозы» - Клиний-мл. «Письма» 6) 3- 5 в н.э. Поздняя РИ Ярких имён нет 3 в. – рост юрид. л-ры 4 в. – поздняя рим.поэзия – Авсоний, Клавдиан Историч.проза Но самое большое количество комментаторов, биографий