ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.09.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
Цена и |
|
|
Положительная |
экономическая |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
себестоимость |
|
|
прибыль, |
которую |
получают |
||
|
LMC(Q) |
|
монопольно-конкурентные фирмы в |
||||
|
|
|
краткосрочном |
периоде, |
на |
||
PLR |
|
LAC(Q) |
долговременном |
этапе |
|
будет |
|
|
|
|
стимулировать вступление на рынок |
||||
|
|
|
других фирм. По мере выпуска ими |
||||
|
D: P(Q) |
новых товаров данная фирма |
будет |
||||
|
MR(Q) |
|
терять свою |
долю реализации на |
|||
QLR |
Q1 |
Выпуск |
рынке. Её кривая |
спроса |
сместится |
||
Рис. 11–3 |
|
||||||
|
вниз, как показано на рис. 11–3. (На |
||||||
|
|
|
|||||
долговременном этапе кривые средних и предельных издержек могут также |
|||||||
сместиться. Для упрощения мы предположим, что издержки не меняются). |
|
|
|||||
Кривая спроса |
D будет |
касаться кривой средних издержек фирмы. Теперь |
|||||
максимизация прибыли достигается при объёме производства |
Q , цене P |
и нулевой |
|||||
|
|
|
|
LR |
LR |
|
|
прибыли, так как цена равна средним издержкам. При этом фирма ещё будет обладать |
|||||||
монопольной властью: кривая спроса по-прежнему наклонена вниз, так как фирменная |
|||||||
марка товара является уникальной. Но вступление на рынок других фирм и |
|||||||
конкуренция свели её прибыль к нулю. |
|
|
|
|
|
||
Вероятно, что спрос на товар каждой отдельной фирмы также будет становиться |
|||||||
всё более эластичным при данной цене. Это происходит потому, что увеличение числа |
|||||||
соперничающих фирм, реализующих товар, увеличивает число имеющихся в наличии |
|||||||
заменителей. Новые фирмы продолжают входить на рынок до тех пор, пока станет |
|||||||
невозможным получать экономическую прибыль. Таким образом, цена товара, |
|||||||
выпускаемого любой монополистической фирмой, должна снизиться достаточно, |
|||||||
чтобы ни один продавец на рынке не мог получать экономическую прибыль. |
|||||||
Следовательно, долгосрочное равновесие на рынке с монополистической конкуренцией |
|||||||
похоже на конкурентное равновесие в том, что ни одна фирма не получает прибыль |
|||||||
больше нормальной. |
|
|
|
|
|
|
|
Этот же процесс работает и в обратном направлении. Если бы спрос на рынке с |
|||||||
монополистической конкуренцией снизился после достижения равновесия, то фирмы |
|||||||
покинули бы рынок. Это происходит потому, что сокращение спроса сделало бы |
|||||||
невозможным для фирм покрывать свои экономические издержки. Они выйдут из |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
236 |
отрасли и переместят свои ресурсы в более выгодные предприятия. Когда это произойдёт, кривые спроса и предельного дохода оставшихся на рынке продавцов сместятся вверх. Выход фирм из отрасли будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнуто новое равновесие, при котором кривая спроса опять является касательной к кривой LAC, а фирмы получают нулевые экономические прибыли.
Итак, в долгосрочном периоде условие равновесия фирмы, работающей на рынке монополистической конкуренции выглядит следующим образом:
MR(Q ) = LMC(Q )
(11.10) P(Q ) = LAC(Q )
Как было показано в §3 восьмой главы, при совершенной конкуренции экономическая прибыль падает до нуля у любой отдельной фирмы, когда P = LRACmin . Следовательно,
при конкурентом равновесии для каждой фирмы P = LRMC = LRACmin . Потребители получают товар по самым низким из возможных ценам. Цены одновременно отражают альтернативную стоимость последней единицы из выпускаемого количества товара и средние издержки на производство единицы этого выпуска.
При монополистической конкуренции экономическая прибыль падает до нуля ранее того, как цены достигают уровня, который всего лишь покрывает предельные издержки. При уровне выпуска, для которого цен равняется средним затратам, цена превышает предельные издержки. Причина этого несовпадения между средними и предельными издержками заключается в контроле над ценами, который позволяет осуществлять дифференциация продукта. Дифференциация продукта обусловливает то, что спрос имеет отрицательный наклон. Это приводит к тому, что предельный доход не достигает величины цены при любом уровне выпуска. В равновесии фирма всегда регулирует цену, пока не установит равенства MR = MC. Поскольку цена всегда превышает MR, то она в равновесии будет превышать MC.
Пока товар дифференцирован, невозможно, чтобы в долгосрочном равновесии средние издержки производства достигли своего максимально возможного уровня. При нулевой экономической прибыли требуется чтобы кривая спроса являлась касательной к кривой средних издержек. Это может произойти при выпуске, соответствующем
LRACmin , только когда кривая спроса является горизонтальной линией, как при совершенной конкуренции. Монопольно-конкурентные фирмы не добиваются всего возможного в долгосрочном плане снижения средних издержек.
237
Разница между количеством товара, соответствующим LRACmin , и количеством,
выпускаемым в долгосрочном плане монопольно конкурентной фирмой, называется
избыточной мощностью. На рис. 11–3 отражена избыточная мощность как разность между Q1 и QLR .
Избыточная мощность в отраслях с монополистической конкуренцией означает, что такой же выпуск можно было бы предложить потребителю при более низких средних издержках. То же количество товара можно было бы произвести меньшим числом фирм отрасли, причём каждая производила бы больше продукции при минимально возможных средних издержках. Таким образом, можно было бы использовать меньше ресурсов, чтобы произвести тот же выпуск. Однако равновесие при минимально возможных средних издержках производства возможно только тогда, когда продукт является стандартизированным. Стандартизация, которая является одной из отличительных черт совершенной конкуренции, подразумевает, что кривая спроса для фирмы является совершенно эластичной, так что в долгосрочном равновесии каждая фирма получает нулевую экономическую прибыль при выпуске,
соответствующем LRACmin . Отсюда следует, что дифференциация продукта, которая подразумевает наклоненные вниз кривые спроса на продукцию отдельных продавцов, несовместима с экономией ресурсов. Избыточная мощность является зачастую частью затрат на дифференциацию продукта при монополистической конкуренции.
Монопольно конкурентное равновесие похоже на чисто монопольное равновесие в том, что цены превышают предельные издержки производства. Однако при чистой монополии цена может также превышать в долгосрочном плане и средние издержки изза барьеров для входа на рынок новых продавцов. При монополистической конкуренции свободный вход предотвращает длительное существование экономической прибыли. Прибыль является приманкой, которая привлекает новые фирмы, и удерживает цены ниже уровня, который существовал бы, если бы рынок снабжался единственным продавцом. Цены на товар, поставляемый монопольно конкурентными фирмами, ниже тех, которые существовали бы, если бы была только одна монополистическая фирма, торгующая им. Но цены превышают те, которые существовали бы на стандартизированные товары, поставляемые конкурентными фирмами.
Пример. Можно выделить четыре главных вида дифференциации продукта. Вопервых, производители могут выбрать местоположение завода или магазина удобнее (с
238
точки зрения времени поездки или транспортных издержек), чем конкуренты. Примером может служить местоположение аптек. Во-вторых, существуют физические различия в качестве продукта. Костюм может быть сделан из тонкого сукна или из грубой шерсти; пиво может быть пенящимся или мягким; с компьютером можно общаться посредством сложных инструкций или при помощи картинок и т.д. В- третьих, фирмы могут предлагать исключительно хорошее (или плохое) обслуживание. Одни розничные торговцы нанимают большой хорошо обученный штат сотрудников для быстрого, интеллигентного и качественного обслуживания, в других магазинах стоят длинные очереди, а чеки пробивают ворчливые кассирши; последствия же такого обслуживания смягчаются чрезвычайно низкими ценами. Одни программисты выделяют время для того, чтобы дать совет пользователям, как решать проблемы при пользовании их программными продуктами; других просто невозможно найти. Наконец, продукты дифференцируются с точки зрения субъективного имиджа, который они создают в голове потребителя. Продавцы стремятся улучшить имидж товаров, используя маркировку, рекламу, привлекательную упаковку и продавая товар только в престижных магазинах. Большая часть усилий по дифференциации продукта, которые наблюдаются в современных частных предприятиях, представляет собой естественный и здоровый ответ на требования потребителей. Желание у людей различны. Редко встречается потребитель, который не оценивает удобство расположения поставщика, а многие готовы заплатить премию даже в размере цены за определённые удобства расположения. Почти каждый потребитель предпочитает хорошее обслуживание плохому, хотя цены, которые индивиды готовы платить за дополнительные услуги, сильно различаются. Разброс предпочтения относительно внешнего вида и функциональных качеств товара особенно велик. Некоторые мужчины предпочитают хлопчатобумажные рубашки, другие – шёлковые, третьи – с ворсом, а четвёртые не любят рубашек вообще. Точно также различные потребители приписывают различные веса субъективному имиджу, связанному с продуктами, которые они покупают.
Это обоснование дифференциации продуктов повсеместно принято потребителями и научными школами. Если споры возникают, то они сосредоточены на том, какая степень дифференциации продуктов должна существовать, и могут ли определённые рыночные условия привести к излишней или неадекватной дифференциации.
239