Файл: Савицкая - Лекции по микроэкономике - Глава 08.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.09.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РАЗДЕЛ I I I . ВИДЫ РЫНКОВ ГЛАВА 8.

Равновесие конкурентного рынка и эффективность.

§1. Равновесие на совершенно конкурентном рынке в краткосрочном периоде.

В §1 четвёртой главы была выведена функция рыночного спроса на товар x :

(8.1) Qxd ( px ) = n

xi ( px ), где

i=1

 

Qxd количество товара x, спрашиваемого на рынке всеми потребителями; px цена данного товара;

xi ( px ) спрос на товар x со стороны i го потребителя;

n количество потребителей, покупающих товар на данном рынке.

В§3 седьмой главы была определена функция рыночного предложения товара x

вкраткосрочном периоде:

m

(8.2) Qxs ( px ) = qj ( px ), где

j=1

Qxs количество товара x, предлагаемого на рынке всеми продавцами данного товара; px цена данного товара;

qj ( px ) предложение товара x отдельным j м продавцом; m количество продавцов на данном рынке.

Формально рыночное равновесие в краткосрочном периоде можно представить следующим образом:

169

(8.3)

Qd ( p

) =Qs ( p

), или

 

 

x x

 

x x

 

 

 

n

 

m

 

 

(8.4)

xi ( px ) =

qj ( px )

 

 

i=1

 

j=1

 

 

 

D

 

 

 

 

P

(спрос)

 

 

S

(цена

 

 

точка

(предло

единицы

 

 

жение)

 

рыночного

блага) равновесия

P*

E

P

 

 

 

Q S

D

Q*

 

 

 

 

 

Рис. 8-1

 

 

 

(количество

 

 

 

 

 

 

блага)

 

 

 

6=P*

3

дефицит

Qs Q* Qd Q

Рис. 8-2

Рынок находится в равновесии, если цена товара такова, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести, совпадает с количеством товара, которое продавцы готовы предложить к продаже.

P

D S

P1

P*

избыток

 

Qd Q* Qs

Q

Рис. 8-3

Графически рыночное равновесие отображается точкой пересечения кривых спроса и предложения (рис. 8–1), где P равновесная цена и Q равновесное количество блага. Этот график называют «ножницами Маршалла» в честь А. Маршалла, который обобщил и систематизировал различные исследования своих предшественников, касающиеся спроса, предложения и ценообразования, создал на их основе единую теорию, использовав при этом графический метод анализа. Графически процесс формирования цены, по Маршаллу, выглядит как некое подобие ножниц, которые режут, потому что у них два лезвия: спрос и предложение.

Альфред Маршалл родился в Лондоне в 1842 году. Его отец служил кассиром в Банке Англии и мечтал отправить сына в Оксфорд для изучения классической литературы и теологии. Однако самого Альфреда с детства привлекала математика, и он при помощи дяди тайно бежит в Кембридж, где в 1865 году на студенческом конкурсе по математике занимает второе место. В области экономики Маршалл начал работу в 1867 году, в 25-летнем возрасте, и эта наука полностью поглотила его. В 1890 году он опубликовал свой фундаментальный труд «Принципы экономики».

170


Если до Маршалла математика не так уж часто применялась в экономических исследованиях, то теперь практически ни одна книга или статья по экономической теории не обходится без математических формул. При этом сам Маршалл, великолепно владея математическим аппаратом, всегда старался «перевести» используемые им математические формулы на обычный язык, справедливо полагая, что чисто математическое изложение не в состоянии отразить сложности, вытекающие из исторических и социологических элементов. Маршалл также развил графический метод анализа. Хотя другие экономисты уже применяли графики, именно Маршалл сделал их мощным орудием экономического анализа.

Итак, в модели спроса и предложения точка пересечения кривых спроса D и предложения S характеризует рыночное равновесие. Равновесие – это такое состояние системы, которое она сохраняет при отсутствии воздействия извне. Если функции спроса и предложения неизменны, и рынок находится в состоянии равновесия, то у его участников нет причин менять ни количества товаров, ни цены. Равновесие можно рассматривать как ситуацию реализации запланированных решений покупателей и продавцов. Ценой равновесия P называется цена, при которой количество QS блага

(товара или услуги), предлагаемого на рынке, равно количеству QD блага (товара или услуги), на который на рынке предъявлен спрос. Рисунок 8–1 иллюстрирует существование и единственность рыночного равновесия (здесь линии рыночного спроса D и рыночного предложения S пересекаются в единственной точке Е с

координатами Q и P . Любой отход от цены равновесия приводит в действие некоторые силы, чтобы вернуть рынок в прежнее равновесное состояние. Рассмотрим рис. 8–2. Например, при цене p =3 объём спроса превышает объём предложения

(Qd >Qs ) и имеет место дефицит. Дефицит равен разности между количеством товара,

которое покупатели хотят приобрести при данной цене, и количеством товара, которое продавцы хотят продать при этой цене. Дефицит иногда также называют избыточным спросом.

При наличии дефицита конкурирующие покупатели, будучи не в состоянии получить нужное им количество продукта по данной цене, начинают предлагать более высокие цены. Продавцы видят, что жаждущие покупатели желают заплатить больше, и начинают повышать цены. По мере того как цены растут объём спроса снижается, а

171


Qs увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет равновесного уровня: p =6.

Если цены выше цены равновесия, объём спроса не достигнет уровня объёма предложения (Qd <Qs ). В таком случае разность между объёмом спроса и объёмом предложения называется избыточным предложением при данной цене, или избытком. (см. рис. 8–3).

Поскольку конкурирующие продавцы видят, что происходит накопление нераспроданных товаров, они начинают урезать цены. Так как цены начинают уменьшаться, объём спроса растёт, а объём предложения снижается до тех пор, пока не устраняется излишек.

Таким образом, если цены не устанавливаются на некотором фиксированном уровне, то рынок, являясь саморегулирующейся системой, автоматически приводит себя в состояние равновесия.

В рыночной экономике координационным механизмом является механизм цен. Это и есть «невидимая рука», которая позволяет рыночной экономической системе

D1 (a)

S

D0

(b)

S

P D0

P D1

 

P1

E1

E

PE

 

PE

E

E2

P2

 

QE Q1 Q

 

Q2 QE

Q

(c)

S0

 

(d)

S2

 

P D

P D0

S1

 

S0

 

 

 

 

 

 

 

PE

E

E1

P1

 

 

P2

E2

E

PE

 

QE Q1

Q

Q2 QE

Q

а) рост спроса; b) уменьшение спроса;

с) рост предложения; d) уменьшение предложение

Рис. 8-4

172


координировать деятельность сотен миллионов людей без всякого централизованного руководства. Механизм цен – формирование и изменение рыночных цен под влиянием столкновения интересов покупателей и продавцов, принимающих свои решения без принуждения извне.

Именно цены служат для всех продавцов и покупателей главным источником информации о положении дел на рынке, о соотношении предложения товаров и спроса на них. Если цены растут, то это означает, что товаров на рынок поступает меньше, чем покупатели готовы приобрести при первоначальном уровне цен. Если цены падают, то это означает, что товаров на рынок поступает больше, чем покупатели готовы приобрести при первоначальном уровне цен. Если цены остаются неизменными, то это означает, что на рынок поступает столько товаров, сколько покупатели готовы приобрести при этом уровне цен.

Нормирующая функция цен состоит в том, что когда цены достигают равновесной величины они «нормируют» товары в том смысле, что все покупатели, которые хотят приобрести товары по рыночной цене, получают к ним лёгкий доступ. В то же время, все продавцы, которые хотят продать товар по данной цене, легко найдут покупатели для своих товаров.

Но цены нормируют и распределение экономических ресурсов (факторов производства) по отраслям. В условиях совершенной конкуренции ресурсы могут абсолютно свободно перемещаться из отрасли в отрасль. Ценовой механизм обеспечивает их перемещение их тех отраслей, где они избыточны (предложение превышает спрос) в те отрасли, где они недостаточно (спрос превышает предложение). Следовательно, пропорции в распределении по отраслям ограниченных ресурсов устанавливаются автоматически, без помощи специальных государственных органов.

Изменения рыночного спроса и рыночного предложения вызывают изменение рыночного равновесия. Пусть рыночный спрос растёт (рис. 8–4а): линия рыночного спроса D0 перемещается вправо, в положение D1, тогда цена равновесия PE и

равновесный объём QE растут. При уменьшении рыночного спроса (при перемещении линии рыночного спроса D0 влево, в положение D1 : рис. 8–4б) цена равновесия PE и

равновесный объём QE падают.

При росте рыночного предложения (при перемещении линии предложения S0

вправо, в положение S1 : рис. 8 –4с) цена рыночного равновесия PE падает, а

173


равновесное количество QE растёт. При уменьшении рыночного предложения (при перемещении линии рыночного предложения S0 влево, в положение S2 : рис. 8–4d)

цена равновесия PE растёт, а равновесное количество Q E падает. При одновременном перемещении линии рыночного спроса D и линии рыночного предложения S цена равновесия PE и объём равновесия QE могут вести себя по-разному.

§2. Эффективность конкурентного рынка.

Экономическая эффективность. Мы начнём с определения понятия «экономическая эффективность». Слово «эффективность» используется экономистами в нескольких различных контекстах. Так, например, говорят, что японские рабочие работают более эффективно чем, например, российские рабочие. Говорят также, что угольная промышленность технологически менее эффективна, чем радиоэлектронные отрасли. Концепция эффективности, которую мы будем обсуждать гораздо более абстрактна и всеобъемлюща, чем остальные. Мы будем использовать термин «экономическая эффективность», чтобы описать ситуацию, при которой ресурсы размещаются «оптимальным» способом. Что понимают экономисты под словом «оптимальный» мы и рассмотрим.

В экономической теории наиболее часто используется 2 критерия эффективности: принцип максимизации совокупного выигрыша участников экономического процесса и критерий эффективности по Парето. Эти два критерия мы и рассмотрим применительно к анализу частичного равновесия на конкурентном рынке.

Принцип максимизации совокупного выигрыша (в наиболее общей формулировке) гласит: размещение (ресурсов или благ) среди группы людей, чьи предпочтения демонстрируют отсутствие эффекта дохода (т.е. являются квазилинейными) является эффективным тогда, когда максимизируется совокупный выигрыш всех участвующих лиц. Обратите внимание на то обстоятельство, что применение в анализе данного принципа будет корректным только в том случае, если мы введём предпосылку о квазилинейности предпочтения у потребителей.

Конкретизируем этот принцип применительно к анализу частичного равновесия в условиях совершенной конкуренции. Здесь участвующими лицами рыночных сделок являются: потребители товара, следовательно мы должны определить их выигрыш (т.е.

174