ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.09.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
ГЛАВА 9.
Монополия.
§1. Основные признаки рынка чистой монополии.
Монополия – тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Под монополией понимается и сам продавец. В отличие от рынка совершенной конкуренции, на котором большое количество конкурирующих продавцов предлагают стандартизированный товар, у чистой монополии нет конкурентов на рынке её товара. Чистая монополия в реальной жизни встречается довольно редко, чаще она присутствует на местных рынках, а не на национальных или мировых. Так, например, в маленьком городе может быть только один-единственный дантист, и в силу этого он становится монополистом.
Важным признаком рынка совершенной конкуренции является стандартизированность, т.е. однородность, продаваемого на нём продукта. Продукт монополии должен быть уникальным в том смысле, что не существует хороших и близких заменителей данного продукта. В такой ситуации у покупателя нет приемлемых альтернатив потребления данного товара: он должен покупать его монополиста либо обходится без данного товара. Предположим, что какой-нибудь учёный изобрёл эликсир жизни и продаёт его по баснословной цене: хочешь – покупай и живи вечно; не можешь заплатить такую цену, тогда хоть умри, но ни у кого другого подобного эликсира ты уже не купишь. Обратите внимание, учёный, являясь монополистом, может сам устанавливать цену на эликсир жизни, следовательно, он является ценопроизводителем и тем самым отличается от совершенно конкурентной фирмы, принимающей рыночную цену как заданное.
Поскольку фирма-монополист получает высокие прибыли, то другие фирмы захотят вступить в эту отрасль, чтобы открыть там своё производство. Следовательно,
186
для поддержания монопольной власти необходимо установить барьеры для входа в отрасль новых фирм. Среди основных видов барьеров, предотвращающих появление дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы, следует назвать патенты и авторские права.
Патент – это документ правовой защиты интеллектуальной собственности, подтверждающий как авторство изобретателя, так и исключительное право собственности на изобретение патентообладателя. Последнее означает, что любое другое лицо может пользоваться запатентованным изобретением только в том случае, если на него будет продана лицензия владельцем патента. Отсюда следует, что патентная система фактически приводит к образованию монополий на рынке научнотехнических знаний.
Конечно, патенты могут обеспечить изобретателя монопольным положением только на время действия патента. Патентный контроль сыграл видную роль в росте многих современных индустриальных гигантов, таких, как «Полароид», «Дженерал моторс», «Ксерокс», «Дюпон». Деятельность компании «Юнайтед шу машинери» - яркий пример того, как можно злоупотребить патентным контролем, чтобы достигнуть монопольной власти. «Юнайтед шу машинери» стала исключительным поставщиком некоторых важнейших станков для изготовления обуви благодаря патентному контролю. Она распространила свою монопольную власть на другие типы сапожного оборудования, требуя от пользователей её патентованных машин подписывать «привязывающее соглашение», в котором производители обуви соглашались бы также брать в аренду всё другое сапожное оборудование у «Юнайтед шу машинери». Это позволило компании монополизировать рынок.
Среди других барьеров, способствующих появлению монополии и помогающих её поддерживать, можно выделить следующие: исключительные права, полученные от правительства или местных властей, благодаря которым фирма получит статус единственного продавца; право собственности на все важнейшие источники какоголибо производственного ресурса, например сырья (так, знаменитая компания «De Beers» владеет большинством алмазных рудников, что позволяет ей контролировать около 90% всех мировых продаж необработанных алмазов); преимущество низких средних издержек крупного производства в отельных отраслях, которое приводит к образованию естественных монополий.
Одной из основных причин появления и существования монополии является наличие столь значительной экономии на масштабе производства, что возможно
187
присутствие на рынке лишь одного поставщика, получающего положительную прибыль. В этом случае говорят о естественной монополии. Современная технология в некоторых отраслях такова, что предприятия, функционирующие в этих отраслях, могут весьма значительно увеличиваться в размерах, продолжая получать положительный эффект от роста масштаба производства. Последнее обстоятельство выражается в том, что по мере увеличения размеров фирмы снижаются средние издержки производства продукции. Другими словами, чем большее количество продукции за определённый период времени выпускает фирма, тем ниже оказываются издержки производства одной единицы продукции.
Если фирмы могут последовательно снижать средние издержки и получать прибыли путём расширения производства, чтобы удовлетворить рыночный спрос, то в конечном счёте как основной поставщик утвердится одна фирма. Таким образом, преимущества в затратах, имеющиеся у очень крупных фирм, могут позволить одной фирме, обслуживающей весь рынок в качестве единственного продавца, производить продукцию с более низкими издержками, чем это было возможно, если бы рынок обслуживался двумя или более продавцами. Это способствует не только укреплению сильной монопольной власти утвердившейся на рынке фирмы, но также становится практически непреодолимым барьером для входа на рынок других фирм.
Итак, естественная монополия – это фирма, которая в состоянии удовлетворить весь рыночный спрос на продукт с меньшими издержками, чем те, которые были бы возможны, если бы две или более фирм поставляли точно такое же количество товара. Такого типа монополию называют естественной потому, что в этом случае входные барьеры основываются на особенностях технологии, отражающих естественные законы производства, а не на правах собственности или правительственных лицензиях.
Примерами естественных монополий являются электрические сети, трубопроводный транспорт (нефтепровод и газопровод), проводная телефонная связь, централизованное теплоснабжение, городская канализация, метрополитен.
Очевидно, что в этих отраслях конкуренция либо затруднительна, либо просто неприменима, так как конкуренция привела бы здесь к значительно более высоким средним издержкам производства, чем те, которые были бы при монополии, ибо поддержание конкуренции потребовало бы существования многих мелких фирм с небольшими рыночными долями. Рассмотрим, например, городской водопровод. Проложив параллельно друг другу две системы труб, можно добиться того, что рядом стоящие дома и даже соседние квартиры в одном доме по выбору жильцов могут быть
188
подключены к любой из двух водоснабжающих компаний. Конкуренция стала возможной, но ценою значительного удорожания каждого литра воды, доставленного потребителю. Очевидно, что намного дешевле иметь одну водопроводную систему.
Следовательно, принудительное рассредоточение производства на нескольких предприятиях в этом случае нецелесообразно, так как оно привело бы к росту средних издержек (издержек на единицу продукции), а значит, и к росту цены единицы продукции. В данном случае производство на одном крупном предприятии оказывается с точки зрения общества более эффективным, чем производство такого же объёма продукции на нескольких мелких или средних предприятиях. Именно поэтому
P P
D
D
Спрос на продукцию |
y |
Спрос на продукцию |
y |
совершенно |
|
монополии |
|
конкурентной фирмы |
|
|
|
Рис. 9–1
существование естественных монополий не запрещено антимонопольными законодательствами. В то же время правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы не допускать злоупотребления монопольной властью, которую оно предоставило. Например, правительство может контролировать качество услуг и цены, уставнавливаемые естественными монополиями. Речь об этом пойдёт в §3 данной главы.
Итак, чистая монополия – это рынок, имеющий только одного продавца и множество покупателей. Поскольку фирма-монополист является единственным продавцом товара, кривая спроса для этой фирмы будет не чем иным, как кривой рыночного спроса. Отсюда понятно, что данная кривая имеет отрицательный наклон,
как показано на рис. 9–2. Это принципиальное отличие между монополистом и фирмой, работающей в условиях совершенной конкуренции (рис. 9–1), во многом определяет и различия в их поведении.
189
Идеально конкурентная фирма может продавать столько, сколько захочет, по рыночной цене. Монополия же не принимает цену как нечто данное. По мере увеличения объёма выпуска цена непременно должна снижаться, потому что кривая спроса направлена вниз. Ради повышения цены монополист вынужден сократить объём производства (продаж), потому что потребители всегда отвечают на повышение цены уменьшением покупок данного блага. Следовательно, конкурентная фирма, максимизирующая прибыль, должна выявить только оптимальный объём выпуска. Фирма-монополист, преследующая ту же цель, должна не только определить количество товара, максимизирующее прибыль, но ещё и установить такую цену, при которой всё произведённое количество было бы выкуплено потребителями. В этом смысле управлять монополией сложнее, чем конкурентной фирмой. Сразу же отметим, что, максимизируя прибыль, монополист сначала определяет объём выпуска и только после этого устанавливает цену на свою продукцию. А теперь рассмотрим, как он это делает. (Здесь, как и везде, мы будем исходить из предпосылки, что фирма-монополист имеет своей целью максимизацию прибыли).
§2. Максимизация прибыли монополистом.
Монополист при выборе объёма выпуска и цены продукции сталкивается с ограничениями двух видов.
Во-первых, он стакивается со стандартными технологическими ограничениями, которые мы изучали раньше: существуют только определённые комбинации затрат факторов производства и выпуска, которые являются технологически осуществимыми. Представляется удобным суммировать данные технологические ограничения посредством использования функции издержек: C( y). Мы предполагаем, что издержки зависят только от объёма выпуска−y −и не зависят от цен факторов производства−w1 иw2 , −потому что в данной модели мы будем предполагать эти цены фиксированными: w1, w2 = const.
Второй тип ограничений, с которыми сталкивается монополист, это ограничения, накладываемые поведением потребителей. Потребители при разных ценах готовы покупать различные количества благ, и мы представляем эту взаимосвязь в виде функции спроса.
190
Пусть p( y) − обратная функция спроса. Её экономический смысл: цена должна устанавливаться в зависимости от объёма продаж y. Тогда общая выручка, которую
монополист может получить от продажи y единиц продукции составит:
(9.1) TR( y) = p( y) y
Мы можем сформулировать проблему максимизации прибыли монополистом следующим образом:
maxπ( y), или более подробно,
y
(9.2)
max[p( y) y −c( y)]
y
Условиями первого и второго порядков для данной проблемы являются:
p( y) + p′( y) y = c′( y)
(9.3)
(первая производная функции прибыли равна нулю).
(9.4) 2 p′( y) + p′′( y) y −c′′( y) < 0
(вторая производная функции прибыли меньше нуля).
Условие первого порядка (9.3) утверждает, что при объёме выпуска, максимизирующем прибыль, предельная выручка должна быть равна предельным издержкам:
(9.5) MR( y ) = MC( y )
Действительно, выражение в левой части уравнения (9.3) представляет собой предельную выручку монополиста; а в правой части уравнения (9.3) записана функция предельных издержек. Вспомните, что при очень маленьких приращениях объёма выпуска, когда ∆y →0, предельная выручка будет не чем иным, как первой
производной функции общей выручки, а предельные издержки – первой производной функции общих издержек. Действительно,
(9.6) |
lim |
∆TR |
= dTR = MR( y); |
|||
∆y→0 |
∆y |
dy |
|
|||
(9.7) |
MC( y) = lim |
∆TC |
= dTC . |
|||
∆y |
||||||
|
|
|
∆y→0 |
dy |
||
Следовательно, MR( y) = MC( y) в точке максимума функции прибыли. |
||||||
Итак, если предельная выручка показывает предпринимателю, какой доход |
||||||
принесёт |
ему |
последняя, |
дополнительно произведённая, единица продукции, то |
191
P |
|
|
предельные |
издержки – какие расходы должен |
||
|
|
сделать предприниматель, чтобы эту единицу |
||||
|
|
|
||||
D (спрос): P(y) |
|
произвести. |
Сопоставление дохода с |
расходами |
||
|
поможет определить: а стоит ли вообще |
|||||
|
|
|
||||
|
|
|
производить |
эту |
дополнительную |
единицу |
|
|
|
продукции? Если предельная выручка больше |
|||
|
|
|
предельных издержек, то доход от последней, |
|||
|
MR(y) |
y |
дополнительно произведённой, единицы продукции |
|||
|
превышает |
затраты |
на её выпуск и, |
значит, её |
||
Рис. 9–3 |
(предельная |
|
следует производить. Если же предельная выручка |
|||
выручка) |
|
меньше предельных издержек, то расходы на производство дополнительной единицы продукции не окупаются доходом от её реализации. Следовательно, производить её невыгодно – «овчинка выделки не стоит». Вывод напрашивается сам собой: предпринимателю нужно наращивать выпуск до тех пор, пока предельная выручка не сравняется с предельными издержками. Данный объём выпуска и окажется оптимальным с точки зрения максимизации прибыли. Отличие от идеально конкурентной фирмы заключается в том, что равенство цены предельным издержкам не будет являться условием максимизации прибыли в ситуации монополии (так же как и в ситуации монополистической конкуренции, и в случае олигополии). Ибо предельная выручка монополиста не равна цене продукции. Ещё более точно можно утверждать, что при каждом возможном объёме выпуска величина предельной выручки окажется меньше цены товара. Это демонстрирует рис. 9–3, на котором кривая предельной выручки проходит ниже кривой спроса при любом положительном количестве продаваемого товара. Покажем это строго формально. Функция предельной выручки имеет вид:
(9.8) |
′ |
MR( y) = p( y) + p ( y) y |
Поскольку кривая спроса на продукцию монополии имеет отрицательный наклон, то p′( y) < 0. Тогда из выражения (9.8) следует, что
(9.9) MR( y) < p( y) y > 0
Предельная выручка будет равна цене только при нулевом ли бесконечно малом
(близком к нулю) объёме выпуска, что также видно из выражения (9.8).
192