Файл: Савицкая - Лекции по микроэкономике - Глава 07.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.09.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 7.

Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли.

Функции издержек, рассмотренные в предыдущей главе, описывают минимальные издержки, при которых фирма может выпускать различный объём продукции. Зная это, мы можем обратиться теперь к основной проблеме, с которой сталкивается любая фирма: какой объём продукции следует выпускать? В данной главе мы увидим, как совершенно конкурентная фирма выбирает оптимальный объём производства, который позволяет получить максимальную прибыль. Мы также увидим, как выбор объёма производства отдельных фирм приводит к кривой предложения целой отрасли промышленности.

§1. Максимизация прибыли совершенно конкурентной фирмой.

Совершенная конкуренция – вид отраслевого рынка, на котором много фирм продают стандартизированный продукт и ни одна фирма не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволила бы влиять на цену продукта. При совершенной конкуренции доля каждой фирмы в общем выпуске продукции, продаваемой на рынке, составляет менее 1%. Поэтому конкурентные фирмы не могут воздействовать на рыночную цену изменением объёма продаж, что имеет место в условиях олигополии. В силу того что на совершенно конкурентных рынках продаётся не дифференцированная (как при монополистической конкуренции), а стандартизированная, т.е. лишённая особых качественных характеристик, продукция, фирмы также не могут влиять на рыночную цену, а вынуждены принимать её как заданную извне, самим рынком. Ни

145

одна из фирм не рассматривает конкурентов как угрозу её рыночной доле продаж и, следовательно, не интересуется производственными решениями своих конкурентов. Информация о ценах, технологии и вероятной прибыли доступна для любой фирмы, и существует возможность быстро реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых производственных ресурсов, т.е. продажи одних факторов производства и вложения вырученных средств в другие. Для продавцов вход на рынок и выход из него абсолютно свободны, так как не существует барьеров, не позволяющих фирме продавать свой товар на данном рынке; нет и трудностей с прекращением операций на рынке. Нарушение любого из перечисленных требований приводит к подрыву совершенной конкуренции и возникновению несовершенной конкуренции.

P (цена)

 

P (цена)

 

 

 

 

Отрасль

 

Фирма

 

 

P(Q)

 

P=const

d

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

D

Рис. 7.1-а

Выпуск (q)

Рис. 7.1-б

Выпуск (Q)

 

 

 

 

Все перечисленные выше признаки совершенной конкуренции обуславливают тот

факт, что фирма, работающая на

совершенно

конкурентном рынке, никоим

образом не может повлиять на цену своей продукции. Она принимает цену как заданную извне, самим рынком, на котором эта цена формируется под воздействием рыночных спроса и предложения. Следовательно, совершенно конкурентная фирма не в состоянии сама устанавливать цену на свою продукцию. Именно поэтому кривая спроса для конкурентной фирмы – это горизонтальная линия, проходящая на уровне заданной рынком цены. Такая конфигурация кривой спроса означает, что цена, по которой продаёт каждую единицу продукции идеально конкурентная фирма, абсолютно не зависит от того, сколько продукции произведёт и доставит на рынок каждая фирма; вся продукция будет выкуплена потребителями по одной цене. Это объясняется тем, что идеально конкурентная фирма очень мала, а её доля в общем объёме рыночных продаж просто ничтожна. Поэтому при увеличении объёма производства (в полтора, в два и даже три раза) ей не нужно снижать цену на свою

146


продукцию, чтобы потребители согласились выкупить дополнительно произведённое количество товара, - оно практически незаметно с точки зрения рынка в целом.

Итак, условия совершенной конкуренции приводят к тому, что цена, по которой продаёт свой товар фирма, работающая в этих условиях, оказывается постоянной величиной, не зависящей от объёма выпуска фирмы. Это – ключевой момент в анализе идеально конкурентной фирмы. Сравните кривую спроса для фирмы, обозначенную d на рис. 7.1–а, с кривой рыночного спроса D на рис. 7.1–б.

Кривая рыночного спроса показывает, сколько купят все потребители по каждой возможной цене. Кривая рыночного спроса имеет наклон вниз, так как больше товара потребители купят по более низкой цене. Кривая спроса отдельной фирмы, однако, представляет собой горизонтальную линию, потому что объём её производства никак не повлияет на рыночную цену. Предположим, что фирма увеличит сбыт со 100 до 200 единиц товара. На рынок это почти не повлияет, если, например, объём производства отрасли составляет 100 млн. или даже 1 млн. единиц товара при данной цене.

Условие максимизации прибыли совершенно конкурентной фирмой.

Предположим, что целью производственной и торговой деятельности фирмы является получение максимальной величины прибыли; других целей у нашей фирмы нет. Для разрабатываемой здесь модели необходимо сделать ещё одно ключевое упрощающее допущение. Мы будем исходить из того, что фирма производит только один продукт. Конечно, в реальной жизни современные фирмы выпускают множество продуктов. Однако для простоты анализа мы абстрагируемся от данного факта. Предположим также, что количество продукта, произведённого фирмой за определённый период времени, в точности равно количеству, проданному фирмой на рынке за этот период времени. То есть фирма продаёт всё то, что производит. Соответственно, объём выпуска, как и объём продаж фирмы, будем обозначать буквой Q.

Прибыль – это разница между выручкой, полученной фирмой от реализации произведённой продукции, и общими издержками, т.е. затратами фирмы на производство данного количества продукции. Следует специально подчеркнуть, что в микроэкономике речь всегда идёт об экономических, а не о бухгалтерских показателях. Следовательно, здесь и далее мы будем иметь в виду экономические издержки и экономическую прибыль. Последняя подсчитывается путём вычета всех экономических издержек из выручки фирмы. Общая выручка фирмы – это цена единицы продукции

147


(обозначим её буквой P), умноженная на количество продукции, проданное за данный период времени:

(7.1) TR(Q) = P Q.

Из определения следует, что общая выручка (мы обозначим её как TR) зависит от

объёма выпуска Q и от цены товара. Однако для совершенно конкурентной фирмы p = const, следовательно, выручка в этой модели является функцией от количества

проданной продукции.

Величина общих издержек изменяется в зависимости от объёма производства, поскольку переменные издержки фирмы возрастают с увеличением количества выпускаемой продукции. Таким образом, величина прибыли фирмы в каждый момент времени определяется количеством произведённого товара, т.е. прибыль является функцией от объёма выпуска:

(7.2) Π(Q) =TR(Q) TC(Q),

где Π(Q) прибыль фирмы;

TC(Q) общие издержки;

Тогда задачей менеджера, управляющего фирмой, является выбор такого объёма выпуска Q, при котором величина прибыли будет наибольшей за данный период времени (например, за месяц). На первый взгляд может показаться, что, чем больше продукции выпускает фирма, тем бóльшую прибыль она получает. Однако это – сильное заблуждение. Чрезмерное увеличение объёма выпуска может привести к сокращению прибыли и даже принести убытки. Вспомните, например, что кривая общих издержек демонстрирует резкое увеличение затрат при возрастании выпуска продукции. Поэтому задача максимизации прибыли решается совсем не так, как может показаться неискушённому обывателю.

Средняя выручкаAR показывает, какой доход получает предприниматель от продажи одной единицы продукции в среднем. Легко видеть, что средняя выручка всегда равна цене товара:

(7.3)

AR = TR(Q)

=

P Q

= P

Q

 

Q

 

 

Для совершенно конкурентной фирмы она является постоянной величиной. Предельная выручкаMR(Q) показывает, на сколько изменится общая

выручка фирмы в результате изменения объёма выпуска на одну единицу продукции. Она определяется по формуле:

148


(7.4)

MR(Q) =

TR(Q)

,

 

 

Q

 

где TR(Q) приращение общей выручки; Q приращение объёма выпуска. По этой

формуле легко подсчитать предельную выручку, зная первоначальный объём выпуска

Q1 и соответствующую ему величину общей выручки TR1(Q1), а также изменившийся объём выпуска Q2 и соответствующее ему значение выручки TR2 (Q2 ). В таком случае

TR(Q) =TR2 (Q2 ) TR1(Q1) и Q =Q2 Q1.

В общем случае, когда цена является переменной величиной, т.е. кривая спроса фирмы имеет отрицательный наклон, предельная выручка не равна цене при каждом возможном объёме выпуска. Однако в случае совершенной конкуренции, когда цена для фирмы является постоянной величиной, а кривая спроса с точки зрения фирмы – горизонтальная линия, предельная выручка равна цене при каждом возможном значении объёме выпуска. Действительно, предельная выручка – это изменение общей выручки в результате изменение объёма продаж на одну единицу. Если фирма может продать дополнительную единицу продукции без снижения цены, то её общая выручка увеличится как раз на величину, равную цене:

(7.5)

MR =

TR =

TRi

TRi1

=

P Qi

P Qi1

=

P (Qi Qi1 )

= P.

 

Qi1

Qi

Qi1

 

 

 

Q Qi

 

 

Qi Qi1

Следовательно, предельная выручка совершенно конкурентной фирмы оказывается величиной постоянной (не зависящей от объёма продаж) и при этом равной цене. Отсюда нетрудно догадаться, что кривая предельной выручки в этом случае совпадает с кривой спроса для конкурентной фирмы, т.е. будет горизонтальной линией.

Условием первого порядка максимизации функции прибыли является равенство нулю её первой производной по объёму выпуска.

(7.6)

max (TR(Q) TC(Q)) при Q > 0, или

Q

 

 

(7.7)

max (p Q TC(Q)) при Q > 0.

Q

 

 

(7.8)

dπ

= p dTC

= 0

 

dQ

dQ

 

Как известно из главы 6, первая производная функции общих издержек – предельные издержки фирмы. Тогда необходимое условие максимизации прибыли приобретает экономический смысл:

149


(7.9) p = MC(Q ), или MR = MC(Q ),

где Q оптимальный объём выпуска.

Итак, фирма, работающая на совершенно конкурентном рынке и стремящаяся максимизировать прибыль, должна производить такое количество продукции, при котором предельные издержки производства последней единицы продукции равны рыночной цене единицы продукции.

Для того, чтобы Q определял действительно максимум, а не минимум функции

прибыли, необходимо рассмотреть ещё и условие второго порядка:

(7.10)

d 2π

 

 

< 0

dQ2

 

Q =Q

 

 

 

 

 

 

 

 

(7.11) p TC(Q ) Q < 0

(7.12) TC′′(Q ) < 0, или TC′′(Q ) > 0

P,

MC

MC(Q)

P1 d: P = MR

Q1

Рис. 7.2

Q2

Q

 

 

 

Экономический смысл достаточного условия чрезвычайно важен: в точке оптимального объёма выпуска предельные издержки должны возрастать.

Представим условие максимизации прибыли совершенно конкурентной фирмы графически.

На рис. 7.2 видно, что кривая предельных издержек пересекает линию спроса в двух точках: при объёме выпуска Q1 и при объёме выпуска Q2. Это означает, что при цене p1 функция прибыли имеет два экстремума. Однако при Q1 фирма получает минимальную прибыль, а при Q2 величина прибыли становится максимальной.

150