ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.09.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И. С. Бах. Weihnachts–Oratorium bwv 248 («Рождественская оратория»)

Части

Речитативы Евангелиста

Речитативы

accompagnato

Хоры

Арии

Хоралы

Синфония

Часть первая

«Рождение»

(№№ 1 ­ 9)

№ 2, № 6

№ 3 (alto)

№ 7 (basso + choral)

№1

№4 (alto)

№8 (basso)

№ 5

№ 7

(choral + b.)

Часть вторая

«Благая весть»

(№№ 10 ­ 23)

№ 11,

№ 13 (tenore + soprano),

№ 16, № 20

№ 14 (basso)

№ 18 (basso)

№ 22 (basso)

№ 21

(ангелы)

№15 (tenore)

№ 19 (alto)

№ 12, № 17, № 23

№10

(инструм. вступление)

Часть третья

«Пастухи у яслей младенца»

(№№ 24 ­ 35)

№ 25, № 30, № 34

№ 27 (basso)

№ 32 (alto)

№ 24,

№ 26 (пастухи)

(№ 24)

№ 29 – duetto

(S.+B.)

№ 31 (alto)

№ 28,

№ 33,

№ 35

Часть четвертая

«Младенец наречен Иисусом»

(№№ 36 ­ 42)

№ 37

№ 38

(basso + choral)

№ 40

(basso + choral)

№ 36

№ 39

(soprano+echo)

№ 41 (tenore)

№ 38

№ 40

Часть пятая

«Волхвы у Ирода»

(№№ 43 ­ 63)

№ 44, № 48, № 50

№ 45 (alto + coro)

№ 49 (alto)

№ 52 (alto)

№ 43

№ 45 (coro + alto)

волхвы

№ 47 (basso)

№51 – terzetto

(S.,A.,T.)

№ 46,

№ 53

Часть шестая

«Поклонение волхвов»

(№№ 54 ­ 64)

№ 55 (tenore + basso)

№ 58, № 60

№ 56 (soprano)

№ 61 (tenore)

№ 63 (S.A.T.B.)

№ 54

№57 (soprano)

№ 62 (tenore)

№ 59, № 64


1

История создания.

«Рождественская оратория» оформлена как единый в духовном отношении цикл из шести церковных кантат, сочиненных к рождественскому времени, а конкретно – это святки 1734-1735 годов (280 лет назад). Поздний Лейпцигский период. Исполнение кантат было разделено на несколько дней. Первые три части были исполнены в первые три дня празднования Рождества Христова – 25, 26, 27 декабря, затем 4 кантата прозвучала на Новый год (праздник - Обрезание Господня), в первое воскресенье Нового года – 2 января – была исполнена 5 кантата и на Богоявление (06.01.) – шестая кантата. Согласно сохранившемуся печатному либретто 1,2, 4 и 6 части прозвучали дважды в течение дня. Существовала такая традиция в Лейпциге (кантаты исполнялись на утр.службах в одной из двух главных церквей Л. по очереди, но могли еще исполнять и вечером). Исполнялись кантаты в церквях св. Николая и св. Фомы. Практика исполнения подобных сочинений в течение нескольких богослужений весьма древняя (началось все с дрезденского придворного капельмейстера, предшеств.Шютца и Сканделло). Можно предположить, что Бах, обозначая свои сочинения ораториями, мыслил их потомками лютеранских «историй».

Еще есть «Пасхальная»(BWV 249) и «Вознесенская»(BWV 11) оратории. «Вознесенская» была исполнена в том же году, что и «Р.О.». И вот мы видим, что Бах затронул все основные сюжеты, характерные для трад. лютеранских историй. Надо заметить, что все пассионы Баха к этому времени были уже созданы (произошли от «историй Страстей» 16-17вв.).


Единство, целостность частей.

Обычно указывают на тональную организацию оратории (D-G-D-F-A-D) добавить – см. 4 ссылку на стр.54 1 статья Насонова про «Р.О.», равномерное использование исполнительских составов, встречаются повторы мелодий церковных песен (чаще это в первых трех частях).Включение музыкального материала начального номера каждой части в заключительный хорал используется композитором в 4 из 6 частей «Р.О.». Цель двояка: с одной стороны – средство придать музык.завершенность каждой части, с другой стороны – поддержание праздничного настроения.

Но большее значение имеет духовная цельность оратории. Мало того, что надпись на титульном листе гласит: «Оратория, исполненная во время святок в обеих главных церквях Лейпцига» (т.е. период церковного года с единой духовной тематикой, воспринимается уже как нечто связное). Но и другой фактор очень важен – параллельно развитию евангельского сюжета композитор выстраивает линию его осмысления.

Многие западные ученые отмечают несовпадение библейского повествования в либретто оратории порядку чтений евангелия в данные церковные дни. Но необходимо в таком случае понимать, что «части» «Р.О.» объединены не тем, что каждая из них должна соотносится с конкретным праздничным днем, а особой ИДЕЕЙ автора!

Идея – последовательно изложить и сопроводить нужными, правильными размышлениями два знаменитых евангельских сюжета – Поклонение пастухов (Еванг. от Луки гл.2) и Поклонение волхвов (Еванг. от Матфея гл.2).

Сюжет. Замысел.Евангельская история Рождества не дает много оснований для того, чтобы трактовать ее драматически. Цель Баха является не характеристика того или иного персонажа, а раскрытие определенного аспекта христианской веры. В данном случае Бах и его либреттист привлекают в свое сочинение образы и настроения, характерные для данного церковного периода. Все арии, ансамбли, хоры, речитативы, поющиеся разными голосами и окрашенные различными инструм. тембрами, сливаются в единый поток, развитие и осмысление христианской веры, основа которой заключается в Священном Писании. Основная же коллизия «Р.О.» абсолютно не во внешних обстоятельствах рождения спасителя. У Баха это получается своего рода драма человеческой веры (есть в пассионах!!).Духовный смысл – образ Христа. «Р.О» заключается в том, что родившийся Спаситель предстает перед нами во множестве образов, но при этом традиц. образа Христа как почивающего в яслях Младенца (ребеночка), в большинстве частей не находит яркого воплощения. Создатели оратории стремятся увести слушателя от привычных, очевидных рождественских образов вглубь христианской веры, таким образом, открывая самую ее суть. Подобный метод действует во всех частях произведения.


Связь с пассионами. Стремление увидеть сквозь каждую деталь евангельского текста основные положения лютеранской веры – «Страсти по Иоанну». Встречающиеся в либретто призывы заключить Иисуса в самое сердце – «Страсти по Матфею».

Различие!! Элемент драмы является диалог между персонажами и их группами, играющий большую роль в пассионах. В «Р.О» очень мало этого. На первый план выступают здесь комментирующие и осмысляющие элементы. В большей степени акцентируется размышление, а повествование и действие в меньшей степени. Из 6 случаев прямой речи, только 3 трактованы в драматическом ключе (т.е. есть диалог!): хвалебная песнь Небесного воинства (№21), хор пастухов (№26), речь ирода (№55). И есть случай, где часть слов Ангела поручается сопрано соло (№13), а продолжение слов доносит Евангелист (№16).


Музыка оратории!

В оратории много переработок уже существовавшей музыки композитора. Большинство арий (+ансамбли) – 11! и вступительных хоров оратории являются пародиями номеров светских и церковных кантат, сочиненных Бахом в этот период (1734-1735). [ Идея такого собрания, цикла кантат у Баха возникла в 1733 году. В это время Бах стремился получить титул саксонско-польского придворного композитора и сочинил целый ряд произведения в честь королевского дома. И чтобы музыка не пропала даром, Бах решил использовать этот материал для создания «Рождественской оратории». (Номера из «Геркулес на распутье» (№213) - 29и «Музыкальная драма в честь королевы»:Гремите литавры, звучите трубы» №214).Ораторию Бах написал в слишком короткие сроки и уже на святки 1734-35 годов все 6 кантат были исполнены под руководством самого композитора.]

Композитор твердо придерживался принципа использовать для хоров и арий произведения лучшее из уже написанной музыки. 6 часть, по всей видимости, завершалась в спешке; в ней слишком много пародий.

Заново написаны все 16 речит. Еванг., 12 хоралов канционалов, и три хорала с речитатив.вставками, синфония и ария альта (№31) из 3 части.

В оратории есть рассказчик – Евангелист. Его партию всегда исполняет тенор. Кроме этого есть еще персонажи - волхвы, Ирод, пастухи, ангелы, Дева Мария.

Разновидности форм, ансамбли, жанры.

Торжественные хоры, открывающие 5 из 6 частей оратории, создают подходящую великому празднику атмосферу, но, к сожалению, этим их задача и ограничивается.

Зато речитативам на мадригальные тексты (аккомпанированные) в оратории отведено особой место и поручена выдающаяся роль. Всего их 11, девять из них требуют участие инструментов помимо кантинуо. №7, 38, 40 – речитативы баса сочетаются с хоралом (исп. сопрано); № 45 речитатив альта вступает в диалог с хоровыми репликами волхвов. Предпоследний номер 63 – участие всех четырех голосов (сопрано, альт, тенор, бас) + один континуо (прообраз предпоследний номер Страстей по М). Мадриг. речитативы Бах поручает либо альту, либо басу – кроме 6 части. Функция мадригальных речит.: вторгаясь в развитие действия, они то поучают библейских персонажей (речит. баса, в 6 части речитатив сопрано), либо исповедуют свою веру (речитативы альта, в 6 части речит. тенора).

Тексты в оратории.