Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности как вида деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теперь вспомним вышеуказанные признаки правоох­ранительной деятельности и посмотрим на оператив­но-розыскную деятельность через призму этих призна­ков. Элементарный анализ показывает, что оператив­но-розыскная деятельность осуществляется путем воздействия юридических мер, в соответствии уста­новленными нормами и специально уполномоченными на то государственными органами, т.е. соответствует трем из четырех основных признаков правоохрани­тельной деятельности. Но один из признаков правоох­ранительной деятельности, а именно реализация, мер юридического воздействия, в установленным законом порядке осуществляется к сожалению в неполном объеме.

Один из основных направлений правоохранительной деятельности является борьба с преступностью, кото­рая в свою очередь состоит из нескольких видов. По­тому, что быстрое и полное раскрытие всех, особенно совершенных организованными группами, тяжких и особо тяжких преступлений, зависит от организации управления и эффективного использования всех имеющихся сил и средств правоохранительных орга­нов. Результативное противодействие преступности, возможно только при комплексном применении госу­дарством специальных сил, средств, форм и методов.

Среди основных видов этой деятельности, кроме осуществления правосудия по уголовным делам и исполнения его решений, можно назвать предвари­тельное расследование и оперативно-розыскную дея­тельность. Все перечисленные виды этого направле­ния правоохранительной деятельности, как известно, четко осуществляется в рамках уголовно­ процессуального и уголовно-исполнительного кодек­сов, где в достаточно полной мере определена проце­дура проведения следственных действий и исполне­ние наказаний. А вот оперативно-розыскная деятель­ность не имеет законодательно закрепленной процедуры его осуществления, ФЗ «Об ОРД» только регламентирует оперативно-розыскные мероприятия, посредством проведения которых реализуется эта деятельность. Ведь все оперативные подразделения являются составными элементами единой системы правоохранительных органов и призваны решать одну из важнейших задач - борьбу с преступностью. Да­же административные дела, заводимые по менее тяж­ким правонарушениям, рассматриваются в рамках ад­министративного процессуального кодекса. Поэтому напрашивается необходимость законодательного за­крепления процедуры осуществления оперативно­розыскной деятельности. Конечно, эта идея не явля­ется новой, об этом уже давно пишут многие специа­листы в области ОРД и уголовного процесса. Законо­дательное закрепление процедуры осуществления оперативно-розыскной деятельности безусловно об­легчило бы использование его результатов в доказы­вании по уголовным делам.


Таким образом, ОРД является разновидностью пра­воохранительной деятельности. Поэтому в ФЗ «Об ОРД» можно было бы дополнить «ОРД - вид правоох­ранительной деятельности, осуществляемой ...». Предложенная формулировка о понятии ОРД наибо­лее полно отразило бы ее сущность, как вида право­охранительной деятельности. Возможно, подтолкнула бы законодателя привести оперативно розыскную дея­тельность в соответствии с иными видами правоохра­нительной деятельности, а именно к законодательно­му регулированию процедуры его осуществления. Оперативно-розыскная деятельность как особый вид правоохранительной деятельности всегда осуществ­лялась в целях борьбы с преступностью и с целью обеспечения процесса доказательства.

Заключение

В курсовой работе и была исследована оперативно-розыскной деятельности как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов.

Согласно определению, данному в ст. 1 ФЗ «Об ОРД», оперативно­розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченными на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Анализируя предложенное законодателем определение, необходимо отметить следующее:

Во-первых, деятельность как таковая - это занятие, труд, а оперативно-розыскная - разновидность социально полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридической, т.е. часть опосредованной правом государственно-властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций.

Во-вторых, ОРД присущи специфические отношения - оперативно-розыскные. Они отличаются от других правоотношений прежде всего субъектами, в качестве которых выступают специально уполномоченные государством органы и их должностные лица.

В-третьих, данная деятельность в настоящее время имеет открытое законодательное регулирование, содержащее правовое обоснование действий оперативно-розыскных органов.

В-четвертых, ОРД проводится в двух взаимодополняющих формах (гласной и негласной). В зависимости от складывающейся ситуации и конкретной цели должностные лица оперативных подразделений имеют право гласно (официально) представлять интересы соответствующего государственного органа или выступать от его имени. Вместе с тем оперативный сотрудник или гражданин, содействующий проведению ОРД, могут осуществлять свои права, предоставленные федеральным законом, негласным путем.


В-пятых, рассматриваемый вид деятельности представляет собой систему организационно-управленческих и оперативно-розыскных мероприятий. Они проводятся в строгом соответствии с законом, подзаконными нормативными актами и осуществляются в пределах полномочий оперативно-розыскных органов.

Под полномочиями понимается компетенция и правовой статус оперативного подразделения и его должностных лиц. В соответствии с предоставленными полномочиями оперативное подразделение имеет право проводить ОРМ, обозначенные в ст. 6 ФЗ об ОРД, и принимать юридически значимые решения. Полномочия имеют соответствующий предел, который определяется в соответствующих законодательных актах.

ФЗ «Об ОРД» (ст. 1) предусматривает, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется в следующих социально полезных целях:

1. Защита человека (гражданина) от преступных посягательств (его жизни и здоровья, прав и свобод).

2. Защита собственности от преступных посягательств. С помощью ОРД государство осуществляет также охрану собственности (собственность - экономическая категория, отражающая право владения имуществом).

3. Обеспечение безопасности общества и государства (в аспекте защиты от лиц, совершающих преступления). В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Задачи ОРД можно разделить на общие и частные. Общие задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вытекают из содержания ст. 2 ФЗ «Об ОРД»:

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

- установление имущества, подлежащего конфискации.

Общие задачи ОРД (ст. 2 ФЗ об ОРД) взаимосвязаны, но каждая имеет характерное содержание, поэтому их правильно рассматривать как вполне самостоятельные.

Принципы ОРД - это руководящие идеи, основополагающие начала, выработанные сыскной практикой, закрепленные в законодательных и иных нормативных актах, регулирующих общественные отношения в области ОРД, а также нравственные представления общества относительно сущности, цели и задач, организации и тактики применения оперативно-розыскных сил, средств и методов.


Значение принципов ОРД состоит в том, что именно в принципах находит свое выражение сущность этого вида государственной юридической деятельности. Причем определение данных принципов имеет не только теоретико-познавательное, но и прикладное значение. Так, руководствуясь ничем иным, как принципами, правоприменитель должен оценивать поведение субъектов ОРД.

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ)/ Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 31. - Ст. 439
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (в ред. от 29.05.2019г.)//Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.04.2019) //Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921
  4. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оперативно-розыскной деятельности"//Собрание законодательства РФ", 14.08.1995, N 33, ст. 3349
  5. Атмажитов В.М., Бобров В.Г. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности. - М.: Норма, 2013.-289с.
  6. Алиева С.Д. Сущность и значение оперативно - розыскной деятельности//В сборнике: наука и научный потенциал - основа устойчивого развития общества сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 145-147
  7. Астишина Т.В., Омелин В.Н К вопросу о методах оперативно-розыскной деятельности//Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2018. № 2 (31). С. 41-46.
  8. Боев С.В., Гаврицкий А.В. Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности//В сборнике: современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XIX Международной научно-практической конференции. Пенза, 2019. С. 165-167.
  9. Волгин Ю.Г., Шлее И.П. К вопросу о понятии "цели оперативно-розыскной деятельности"//В сборнике: Теория и практика инновационной стратегии региона Международный межвузовский сборник научных трудов . Кемерово, 2018. С. 59-65.
  10. Габриелян Т.Т. О необходимости формирования нравственных основ оперативно-розыскной деятельности//Ростовский научный журнал. 2017. № 2. С. 156-167.
  11. Горяинов К.К., Кваша Ю.И., Сурков К.В. Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности. - М.:БЕК, 2014.-361с.
  12. Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебник. - М.: Зерцало, 2017.-211с.
  13. Кананов Г.Э. К вопросу о понятии оперативно-розыскной деятельности//В сборнике: Научно-технические и социально-гуманитарные проекты: от идеи к результату Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. Научное партнерство «Апекс». 2018. С. 36-40.
  14. Кваша Ю. Ф., Матвеев С. Е., Сурков К. В. Оперативно­розыскная деятельность органов внутренних дел. Словарь-справочник. - Новгород - Москва, 2015-255.с.
  15. Кваша Ю.Ф., Зубов И.Н. Сущность разведывательно-поисковой работы в сфере и инфраструктуре социально­аномальной среды. Оперативный поиск: в Кн. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник для юридических вузов под ред. В.Б. Рушайло - СПб, 2016.- 467с.
  16. Нагиленко Б.Я., Вандышев А.С. Теория оперативного поиска: В кн. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ре. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова - М.: ИНФРА-М,- 2015.—446с.
  17. Никитин Е.Л. Законодательное регулирование оперативно-розыскной деятельности как основа обеспечения ее законности: историко-правовой и сравнительно-правовой аспекты//Юридическая мысль. 2018. № 1 (105). С. 88-96
  18. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник для юридических вузов / Под ред. В.Б. Рушайло. - СПб, Изд-во Лань, 2016.-172с. .
  19. Румянцев Н.В., Омелин В.Н. О законодательном регулировании оперативно-разыскной деятельности//Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 1 (41). С. 197-201.
  20. Соколов Е.С., Кононенко Д.Б. Понятие, принципы, правовая основа и целевое назначение оперативно-розыскной деятельности в российской федерации//Ростовский научный журнал. 2018. № 1. С. 234-240.
  21. Соколов Е.С., Макарский М.В. Понятие, сущность, цели, задачи оперативно-розыскной деятельности и история ее правового регулирования//Ростовский научный журнал. 2018. № 1. С. 226-233.
  22. Тебуев К.Х. Понятие принципов оперативно-розыскной деятельности и их значение в деятельности органов внутренних дел//В сборнике: Актуальные проблемы и перспективы развития транспорта, промышленности и экономики России Сборник научных трудов. 2018. С. 96-99.
  23. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского. - М.: Зерцало, 2017.-301с.
  24. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник. / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова - М., 2014.- 448 с.
  25. Фирсов О.В. Правовые основы оперативно-розыскных мероприятий: учеб. пособие. - М.:Норма, 2015.-145с.