Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности как вида деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предупреждение преступлений состоит в превентивном воздействии на условия и причины, способствующие совершению преступления, или на поведение конкретного лица (группу лиц) с целью не допустить совершения им общественно опасного деяния. Г лавные направления этой деятельности:

- активное участие оперативных аппаратов в общих профилактических мероприятиях (рейды, совместные комплексные проверки);

- организация и целенаправленное осуществление индивидуальных профилактических мероприятий в отношении лиц, от которых, судя по их антиобщественному поведению, можно ожидать совершения преступлений;

- организация и непосредственное проведение оперативно­розыскных и иных мероприятий, обеспечивающих недопущение совершения замышляемых и подготавливаемых преступлений, а также пресечение покушений на преступление.

Пресечение преступлений предполагает активное вмешательство оперативных работников в деятельность лица и лишение его реальной возможности продолжить осуществление умышленного преступления на стадии приготовления или покушения (ст. 30 УК РФ). Пресечение преступлений подразумевает применение таких оперативно-розыскных мер, при помощи которых прекращается начатая преступная деятельность лица или группы лиц на стадии неоконченного преступления. [2]

Методы пресечения могут быть самыми разнообразными: задержание лица на стадии подготовки преступления; изъятие предметов, приспособлений, веществ, орудий, приготовленных для совершения преступлений; проведение внезапных инвентаризаций (по оперативным данным) и др. В данном случае не имеет значения, какие (оперативно­розыскные, уголовно-процессуальные или иные) меры были приняты. Задаче пресечения соответствуют любые меры, основанные на данных, полученных оперативным путем, при использовании которых прекращается начатое преступление.

Раскрытие преступлений представляет собой длящийся процесс от выявления самого факта совершенного преступления либо действий по уже известному (зарегистрированному) преступлению, но совершенному в условиях неочевидности, когда предстоит установить лицо, его совершившее, и до момента судебного решения по делу.

Применение оперативно-розыскных сил, средств и методов позволяет своевременно выявлять латентные преступления, которые продолжительное время могли оставаться неизвестными; раскрывать неочевидные преступления; устанавливать лиц, представляющих оперативный интерес, и применять к ним соответствующие меры.


Задача выявления и установления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, является составной неотъемлемой частью выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений. Преступление нельзя считать раскрытым, если не выявлено и не установлено лицо его совершившее, невозможно пресечь действия абстрактного субъекта преступления; вряд ли следует считать решенной задачу предупреждения абстрактных преступлений, замышляемых или подготавливаемых неопределенными лицами. Вне зависимости от формы работы необходимость в выявлении таких лиц очевидна. [9, С. 61]

Самостоятельной задачей ОРД является розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания. Решение данной задачи осуществляется посредством применения комплекса оперативно-розыскных и иных мер, проводимых с целью установления места нахождения разыскиваемого и его задержания. В большинстве случаев розыск представляет собой комплекс организационных, процессуальных, оперативно-розыскных и специальных мероприятий, которые осуществляются оперативными подразделениями совместно с органами следствия. В общем плане розыск скрывшихся преступников - это деятельность, направленная на обнаружение известного обвиняемого.

Если лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, то меры по его установлению не входят в понятие розыска, а составляют содержание процесса расследования и раскрытия преступлений.

Розыск без вести пропавшего как задача ОРД заключается в осуществлении поисковых мероприятий, направленных на обнаружение лиц, исчезнувших с постоянного места пребывания по неизвестным для окружающих и родственников причинам. Основанием для начала розыскных действий является заявление заинтересованных граждан (родственников).

Назовем признаки, дающие основание полагать, что разыскиваемый пропал вследствие совершенного в отношении него преступления:

- отсутствие причин к отъезду;

- наличие объяснений опрошенных лиц, указывающих на возможность совершения в отношении разыскиваемого преступления;

- наличие по месту жительства документов (паспорта, удостоверения), личных вещей, без которых пропавшему сложно обойтись продолжительное время;

- наличие угроз в адрес исчезнувшего лица.

Исчезновение или безвестная пропажа граждан не всегда связана с криминальными действиями. Причинами исчезновения лица могут также быть: наступление смерти вследствие несчастного случая, болезни или стихийного бедствия; потеря ориентации в пространстве в связи с престарелым возрастом или психическим заболеванием (маразм, психозы, шизофрения и др.); нежелание уплачивать налоги или алименты; неудовлетворенность семейной жизнью.


Дети чаще всего убегают из дома в результате жестокого обращения с ними родителей; имеют место случаи похищения детей с целью продажи их в бездетные семьи.

В процессе осуществления розыскных действий оперативные работники имеют возможность получить информацию о месте нахождения и роде занятий разыскиваемых лиц, установить местонахождение лица, пропавшего без вести, идентифицировать разыскиваемое лицо, осуществлять контроль за деятельностью и передвижением лиц, скрывающихся от правоохранительных органов.

Добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности, является задачей ОРД, реализация которой возможна при обращении к нормативным актам, определяющим обеспечение безопасности в указанной сфере, и прежде всего нормам Закона РФ «О безопасности», ФЗ «О внешней разведке», Указа Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», Указа Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Указа Президента РФ от 12 мая 2009 года № 537 об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2014 г. № 483).

Под безопасностью государства понимается урегулированная нормами права система общественных отношений, выражаемая в защищенности жизненно важных интересов государства (конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность, обороноспособность и др.) как основного института политической системы современного российского общества от внешних и внутренних угроз, позволяющая ему функционировать и развиваться.

Экономическая безопасность в правовых государствах представляет собой способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчиво снабжать ресурсами экономику, а также обеспечивать всеми необходимыми средствами и институтами государства (включая силовые структуры и спецслужбы) защиту национально-государственных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, материальных ущербов.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Задача ОРД по установлению имущества, подлежащего конфискации, была включена в ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» сравнительно недавно. Это обусловлено принятием в конце декабря 2008 года ряда федеральных законов в рамках политики противодействия коррупции. Согласно действующему законодательству, конфискация является не наказанием, а мерой уголовно-правового характера, и применяется не только в отношении собственности лица, совершившего тяжкое или особо тяжкое преступление с корыстным мотивом. Принудительное безвозмездное обращение в собственность государства распространяется также на имущество, полученное в результате совершения преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, и на доходы от использования этого имущества. [2]


Виды имущества, подлежащего изъятию, различаются по назначению, роли в механизме совершения преступления, времени появления у виновного и иных лиц, у которых оно может быть конфисковано. В пункте «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ говорится о конфискации денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных рядом статей Особенной части УК РФ, и обращении в собственность государства любых доходов от этого имущества. Для применения конфискации имущества необходимо обеспечить действие института наложения ареста на имущество, основой которого являются нормы ст.ст. 115, 116 УПК РФ. Не всегда имущество, подлежащем конфискации, может быть установлено путем проведения следственных и процессуальных действий. В этом случае следователь, руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, может дать поручение об осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по его установлению оперативно-розыскным органам. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут получить сведения о наличии имущества, подлежащего конфискации, из различных источников и разными способами, в том числе путем проведения ОРМ. [3]

Наряду с общими выделяются частные задачи, которые, конкретизируются для каждого органа, осуществляющего ОРД, с учетом специфики их деятельности.

Например, частными задачами оперативных подразделений органов, исполняющих наказание (ст. 84 УИК РФ), являются обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.

Частными задачами оперативных подразделений ОВД соответственно являются предписания сформулированные в ФЗ «О полиции», таким образом, частные задачи отражают специфику оперативного подразделения и в целом не противоречат общим задачам, закрепленным в ФЗ «Об ОРД».

Глава 2. Общая характеристика оперативно-розыскной деятельности


2.1 Принципы оперативно-розыскной деятельности

Понятие и система принципов ОРД. ОРД, как любому другому виду юридической деятельности, присущи определенные принципы, закрепленные в нормах закона, постановлениях правительства, ведомственных нормативных актах, которые должны соблюдаться сотрудниками правоохранительных органов. Эти принципы являются отражением специфических закономерностей в области борьбы с преступностью.

Принципы ОРД - это руководящие идеи, основополагающие начала, выработанные сыскной практикой, закрепленные в законодательных и иных нормативных актах, регулирующих общественные отношения в области ОРД, а также нравственные представления общества относительно сущности, цели и задач, организации и тактики применения оперативно-розыскных сил, средств и методов.

Значение принципов ОРД состоит в том, что именно в принципах находит свое выражение сущность этого вида государственной юридической деятельности. Причем определение данных принципов имеет не только теоретико-познавательное, но и прикладное значение. Так, руководствуясь ничем иным, как принципами, правоприменитель должен оценивать поведение субъектов ОРД.

Другим важнейшим свойством института принципов оперативно­розыскной деятельности является их система, непосредственно определяющая основное содержание и особенности рассматриваемого вида правоохранительной деятельности. Под системой принципов оперативно-розыскной деятельности понимается интегрированная в структурно упорядоченное единство совокупность правовых норм, обладающих относительной самостоятельностью и обеспечивающих наиболее полное и эффективное решение задач по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений, розыску скрывшихся преступников и без вести пропавших лиц, а также реализацию иных задач правоохранительной деятельности с использованием оперативно­розыскных возможностей.

В ст. 3 ФЗ об ОРД непосредственно названы (приведена система) четыре принципа ОРД: конституционные принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Однако в науке о праве известно, что принципы существуют независимо от способа отражения их в законодательных актах. [4]

Анализируя текст ФЗ об ОРД, можно прийти к выводу, что в данном случае законодатель избрал так называемый смешанный вариант. Это означает, что только часть принципов ОРД указана им непосредственно в ст. 3. Остальные принципы, выработанные оперативно-розыскной практикой, вытекают из содержания норм ФЗ об ОРД, других законодательных и некоторых подзаконных нормативных правовых актов в области регулирования ОРД.