Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности как вида деятельности.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общие положения оперативно-розыскной деятельности в России
1.1 Понятие оперативно-розыскной деятельности
1.2 Цели и задачи оперативно-розыскной деятельности
Глава 2. Общая характеристика оперативно-розыскной деятельности
2.1 Принципы оперативно-розыскной деятельности
2.2 Оперативно- розыскная деятельность как вид правоохранительной деятельности
- всесторонность подразумевает выдвижение всех возможных оперативных версий по делу и их равноценную проверку; причем оперативник вправе перекладывать обязанность отработки выдвинутых оперативных версий на иных участников ОРД;
- полнота означает такую степень глубины исследования (отработки) оперативных версий, которая позволяет однозначно
принять соответствующее обоснованное и мотивированное
юридически значимое решение;
- под объективностью подразумевается непредвзятый подход к толкованию исследуемых обстоятельств, недопущение однобокости, отсутствие как обвинительного, так и оправдательного уклона в ходе оперативной проверки и разработки. Кроме того, оперативник обязан принять меры к установлению причин и условий совершения общественно опасного деяния (если таковое будет установлено).
Данные обстоятельства обусловливают необходимость проверки первичной информации с использованием всех имеющихся в распоряжении оперативного работника возможностей.
5. Принцип привлечения конфидентов к ОРД отражает один из ее сущностных аспектов (см., например, ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 15, ст. 17 и 18 ФЗ об ОРД).
Конфидент - обобщенное название категории физических лиц, участников ОРД, которые вступили на основаниях и в порядке, предусмотренных оперативно-розыскным законодательством, в отношения тайного сотрудничества с оперативно-розыскным органом с целью оказания содействия в решении конкретных задач (см. ст. 2 ФЗ об ОРД).
Принцип привлечения конфидентов основан на законодательном закреплении права оперативных розыскных органов устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать этим органам содействие на конфиденциальной основе (ст. 15, ст.17 ФЗ об ОРД,).
Без использования в ОРД конфидентов она как таковая перестанет существовать и воплотится в иной вид социально полезной юридической деятельности (прежде всего в уголовное судопроизводство).
6. Принцип научности является основополагающим и ведущим в организации деятельности оперативных аппаратов и предполагает использование в практической деятельности достижений различных наук (теории ОРД, криминологии, уголовного права и уголовного-процесса, психологии, теории научной организации управления); разработка методических рекомендаций, которые не только обобщают эмпирический материал, но и вскрывают тенденции, закономерности борьбы с преступностью, что позволяет практическим работникам глубже проникнуть в суть негативных социальных явлений, а значит, способствует эффективности борьбы с ними.
Принцип научности применяется во внедрении в ОРД современных оперативно-технических средств, компьютерных технологий, разработке прогрессивных методов и тактических приемов предотвращения и раскрытия преступлений, организации постоянно действующей системы поступления оперативной информации от конфиденциальных источников.
7. Принцип коллегиальности и единоначалия. Данный принцип управления оперативными аппаратами находит отражение в подготовке и принятии управленческих решений, организации их исполнения.
Оперативные работники принимают участие в подготовке решений. Они могут обсуждать любые вопросы, вносить предложения, давать свои оценки. Решение же вправе принимать только руководитель оперативного аппарата. Он же проводит принятое решение в жизнь. Оперативные работники по долгу службы обязаны выполнять принятое руководителем основанное на законе решение.
2.2 Оперативно- розыскная деятельность как вид правоохранительной деятельности
Оперативно-розыскная, не является новеллой современной эпохи, данная деятельность имеет свои корни в истории и развивалась на историческом пути. Жизнедеятельность рода, племени и государства, а также реализация их интересов предполагали постоянную разведку своего окружения с целью предотвращения и защиты от враждебных элементов. К примеру, Горяинов К.К утверждает, что на одной из обожженных дощечек с древними письменами, найденной на территории Сирии и датированной XIII в. до н. э., имелось следующее содержание: «правитель одного города- государства жалуется правителю другого, что он отпустил его соглядатаев согласно уговору, но выкупа за них до сих пор не получил» [11, C. 1]. Как отмечает В.П. Илларионов, инстинкт самозащиты рода, племени, государственной общности выделил тех, кого в Библии называют «соглядатаями», относя к ним лиц, исполняющих тайное, скрытое выведывание, высматривание и розыск.
Процесс правового регулирования имеет прямую связь со становлением и развитием государственности в нашей стране. Предполагается выделить основные этапы развития правового регулирования и осветить наиболее значимые события в рамках этих временных эпох с целью освещения вопроса развития. Так, основными этапами будут являться: Древняя Русь, период Российской империи, эпоха реформ, послевоенный (включая советский) период и настоящее время.
Древняя Русь и период Российской империи;
Стоит подчеркнуть, что первоначально установление лица, совершившего преступление, и поиск похищенного имущества было обязанностью и заботой самого потерпевшего. Данное положение вещей основывалось на частном характере разбирательства конфликтов. Однако с принятие Русской Правды (XI—XII вв.) некоторые функции и обязанности были возложены на государственный аппарат. Примером может послужить должность «вирника» - представителя княжеской администрации, осуществляющего розыск лица, совершившего преступление и доказательств его вины, а также судили и исполняли наказание. В данном историческом памятнике содержались положения о некоторых сыскных методах того периода: «закличи», «свод» и «гонение следа».
В качестве официальной деятельности сыск был закреплен в Псковской Судной грамоте 1467 года. Данная деятельность получила последовательное развитие в Судебниках 1497 и 1550 годов, а также в Соборном уложении 1649 года. Согласно Соборному уложению процесс сыска начинался с «извета» (заявления пострадавшего), однако были возможны ситуации анонимных сообщений «подметные письма». Лица, осуществляющие сыскную деятельность в данном нормативно-правовом акте именуются «сыщиками» или «обыщиками».
При правлении Екатерины II были введены нормативные акты: «Учреждение для управления губерний» и «Устав Благочиния». Данные акты не вносили изменения в процесс сыскной работы (производством по уголовным делам осуществляла сыскная полиция, которая была учреждена в начале 18 века), однако ими формально отделялись судебная власть от управления.
эпоха реформ (19-20 вв.);
1802 год ознаменовался реформами государственного управления, в аспекте сыскной деятельности важным моментом является создание Министерства внутренних дел (объединение полиции и сыскной работы). А в 1826 году было учреждено одно из отделений собственной канцелярии императора, осуществлявшего политический сыск и следствие. Переход России от феодальной формации к буржуазной ознаменовался существенной судебной реформой, повлекшей за собой и изменение правового статуса, форм и методов сыскной работы. Началом реформы можно считать утверждение Александром II 8 июня 1860 года проектов: «Учреждение судебных следователей», «Наказ судебным следователям», «Наказ полиции о производстве первоначальных исследований», согласно которым для производства расследования обо всех преступлениях и проступках были назначены особые чиновники - судебные следователи, подведомственные Министерству юстиции и судебным местам; расследование было изъято из компетенции полиции, которой предписывалось лишь производство первоначальных изысканий для определения того, что в происшествии есть состав преступления или проступка. Принимается серия иных нормативных актов, регулирующих работу полиции, в том числе и ее сыскную деятельность. Среди них можно отметить: Временные правила об устройстве полиции в городе и уездах губерний (1862 г.), Инструкция полицейским урядникам (1878 г.), Положение о негласном полицейском надзоре (1882 г), Об устройстве полиции в Империи (1883 г.) и др.
послереволюционный и советский периоды (1917-1991 года);
Важным событием данного периода является упразднение института судебных следователей, который был закреплен в декрете Совета народных комиссаров от 24 ноября 1924 года. Функции данного института передавались рабоче-крестьянской милиции, учрежденной декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1920 г. Позднее производство предварительного расследования и сыскной деятельности было поручено НКВД положением «О о следственно-розыскной милиции» август 1920 года. Для данного периода времени характерно отождествление розыскных и следственных функции в компетенции одного органа. Однако ситуация изменилась с принятием 25 мая 1922 года Уголовно-процессуального кодекса РСФСР. Новеллы включали в себя изменения, заключающиеся в организационной и процессуальной независимости следователя и органов дознания. Аналогичную концепцию восприняла и новая редакция УПК РСФСР 1923 года.
Ранее названные этапы демонстрируют насыщенный путь развития правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, в рамках данных периодов были как времена спада, так и подъема данного вопроса.
Современный период.
В настоящее время в нашем государстве действует Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оперативно-розыскной деятельности", который вступил в силу 14.08.1995 года (с момента официального опубликования). Данный нормативно-правовой акт состоит из 6 глав (23 статей) и определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Таким образом, в результате проведенного исследования выяснилось, что исследуемые вопросы имеют правовую основу в виде специального федерального закона. В данном нормативно-правовом акте содержится официальное определение данной деятельности, ее цели и задачи. Вопросы сущности и истории правового регулирования оперативно-розыскной деятельности раскрываются в трудах отечественных авторов, которые были проанализированы в данной работе.
Используемый ныне термин «оперативно-розыскная деятельность» был введен в практический оборот только после принятия в 1958 году Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и УПК РСФСР от 27 октября 1960 года. Впервые научное обоснование понятия ОРД как вида общественной практики было дано Соколов Е.С. в 1966 г: «ОРД есть основанная на законах и подзаконных актах система разведывательных (поисковых) мероприятий, осуществляемых преимущественно негласными средствами и методами в целях предотвращения и раскрытия преступлений и розыска скрывшихся преступников» [20. с. 234].
Практически, одновременно в начале 60-х годов 20го века в юридической среде появилось понятие «правоохранительная деятельность». В настоящее время отсутствует законодательно закрепленное понятие «правоохранительная деятельность». Однако, уже существуют разные теоретические взгляды о сущности этого вида деятельности. Наверное, одним из наиболее известных и научно обоснованных является определение предложенное профессором К.Ф. Гуценко «Правоохранительная деятельность эта государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка». В соответствии с существующими теоретическими разработками правоохранительная деятельность связана с охраной права и обладает определенными признаками.
Во-первых, один из признаков проявляется в том, что правоохранительная деятельность осуществляется с помощью применения юридических мер воздействия.
Второй признак состоит в строгом соответствии принимаемых юридических мер воздействия предписаниям закона.
В-третьих характерным для правоохранительной деятельности является то, что она реализуется в установленном законом порядке, т.е. с соблюдением определенных процедур.
Наконец, еще один существенный признак правоохранительной деятельности проявляется в ее реализации специально уполномоченными на то государственными органами.
Несмотря на отсутствие в настоящее время законодательно закрепленных задач правоохранительной деятельности, нельзя утверждать об их отсутствии. Эти задачи можно обнаружить в уголовнопроцессуальном кодексе, Законе «О полиции», Законе «Об ОРД» и других нормативно-правовых актах. Не углубляясь на указанную тему можно констатировать, что основные задачи правоохранительной деятельности направлены на защиту прав и интересов личности, общества и государства.
Исходя из указанных направлений, правоохранительной деятельности определяются ее функции, они многогранны начиная от защиты конституционного строя страны до оказания правовой помощи гражданам. Снова разные авторы к этому вопросу подходят по разному, кто-то указывает большее количество, кто-то меньшее количество функций. Для выполнения этих функций специально созданы государственные органы, которые называются правоохранительными органами.
На основе вышеизложенного материала можно построить силлогизм («умозаключение» - в котором из двух данных суждений (посылок) получается третье (вывод)). Раскрытием и расследованием преступлений занимаются правоохранительные органы. Органы внутренних дел (полиция) занимаются раскрытием и расследованием преступлений. Значит, ОВД (полиция) является правоохранительным органом.