Файл: V_I_Antipov__Rakhmaninov_i_mirovaya_kultura.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.09.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В.И. Антипов (г. Москва) Рахманинов и мировая культура.

ТЕЗИСЫ К НОВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ В ИЗУЧЕНИИ ТВОРЧЕСТВА КОМПОЗИТОРА //

С.В. Рахманинов и мировая культура: материалы V Международной научно-практической конференции, 15―16 мая 2013 года. - Ивановка: РИО МУРИ, 2014. — 294 с. http://ivanovka-museum.ru/

Обычно тему «С. Рахманинов и мировая культура» рассматри­вают в аспекте влияния самого композитора на современную ему и последующую после него историю музыкального искусства. Но для глубокого осмысления его творчества было бы целесообразным, на­оборот, поднять вопрос о влиянии мировой культуры на самого С. Рахманинова, начиная с его ранних композиторских опытов. Без изучения влияния мировой культуры, которую он впитывал в себя с самого раннего детства, понять его музыку попросту невозможно.

При анализе творчества мы часто стремимся выявить новатор­ские, неповторимые черты стиля композитора. Однако любое нова­торство соотносится с традицией как единичное и общее. Новаторст­ва нет без традиции. И только на данной методологической основе мы можем выявлять действительно то уникальное, что определяет неповторимый стиль художественного мира любого творца.

Подлинное величие С. Рахманинова может быть постигнуто лишь в осознании тех глубинных пластов культуры, к которым он был приобщен с первых шагов в музыке и которые затем были во­площены в его творчестве. Среди таких пластов назовем, в первую очередь, родные для композитора русские крестьянские напевы, цер­ковную музыку, колокольные звоны, а затем — и европейскую клас­сику. Она была воспринята юным музыкантом начиная с первого прикосновения к роялю под наблюдением его матери и в занятиях с Анной Дмитриевной Орнатской, позже — в классе профессоров Владимира Васильевича Демянского в Петербургской консервато­рии, Николая Сергеевича Зверева и Александра Ильича Зилоти в Московской консерватории.

Когда С. Рахманинов проживал в доме Н. С. Зверева, он актив­но посещал концерты и оперные спектакли, на которых звучала как русская музыкальная классика, так и зарубежная. В данном случае необходимо вновь обратиться к текстам самого композитора, по­скольку те или иные открытия совершаются отнюдь не только при обнаружении новых материалов или документов, но в умении и желании исследователей заново прочесть тексты, казалось бы, на первый взгляд хорошо известные.


Так, Рахманинов вспоминал о годах учения в Московской кон­серватории (в книге Оскара фон Риземана): «Мы не пропускали ни одной премьеры, ни в Малом, ни в Большом театрах. Посещали все спектакли с участием иностранных знаменитостей, гастролиро­вавших в Москве. В то время я имел счастье наслаждаться игрой та­ких звезд, как Сальвини... других артистов, пользовавшихся мировой славой. <...> Надо ли говорить о том, как расширялся наш артисти­ческий кругозор. Мы были переполнены незабываемыми воспоми­наниями и впечатлениями, особенно от Малого театра, где видели Ермолову и великолепную плеяду таких актеров, как Садовские, Южин, Ленский и другие. Само собой разумеется, что в Москве мы не пропускали ни одного хорошего концерта»1.

Композитор далее вспоминал: «...Рубинштейн давал свои зна­менитые исторические концерты. Он представил полный обзор фор­тепьянной литературы, от Баха, старых итальянцев, Моцарта, Бетхо­вена и Шопена до Листа и современных русских композиторов. Концерты проходили по вторникам в московском Благородном соб­рании, великолепном здании с белой колоннадой, в одном из лучших концертных залов в Европе. Эти же программы он повторял по утрам в среду в Немецком клубе для студентов, имевших туда свободный вход. Само собой разумеется, что Зверев со своей командой посещал концерты Рубинштейна и по вторникам, и по средам. Благодаря это­му я прослушал исторические концерты дважды, и каждую среду мог проверить свои впечатления от услышанного накануне. Об этих кон­цертах у меня сохранились изумительные, ни с чем не сравнимые воспоминания»2.

Об активном посещение концертов учениками Н. С. Зверева пишет также М. Л. Пресман в своих воспоминаниях: «Мы не ограни­чивались посещением только концертов пианистов.

Для нас было большим музыкальным праздником знакомство с Чешским квартетом, с брюссельским квартетом Шёрга, лейпциг­ским квартетом А. Бродского и, конечно, превосходным, незабывае­мым петербургским квартетом Л. С. Ауэра, в состав которого входил совершенно изумительный и бесподобный виолончелист К. Ю. Давыдов. <...>

Скрипачи, появившиеся тогда на нашем музыкальном горизон­те и оставившие в душе нашей глубокий след, — Эжен Изаи, Л. Ауэр. и другие. <...>

Симфоническими концертами дирижировал превосходный му­зыкант и дирижер Макс Эрдмансдерфер. <...>

В концертах или оперных театрах нам посчастливилось слы­шать таких исполнителей, как супруги Н. Н. и М. Фигнер, Ф. Литвин, А. Мазини, М. Баттистини, Ф. Таманьо, Дж. Кашман и другие» .


Забота Н. С. Зверева о музыкально-историческом кругозоре его учеников проявлялась также в привлечении их к ансамблевой игре: «Для ознакомления с музыкальной литературой он [Н. С. Зверев] пригласил пожилую достойную даму, госпожу Белопольскую, пиа­нистку, которая приходила в его дом один раз в неделю на несколько часов и играла на двух роялях с каждым из трех мальчиков. Таким приятным и вдохновляющим способом они познакомились с класси­ческой и романтической музыкой, переиграв всю камерную литера­туру и симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта и Шумана»4.

Приведенных свидетельств вполне достаточно, чтобы понять общую направленность музыкального воспитания юных учеников Московской консерватории тех лет: она была нацелена на хрестома­тийное, системное и универсальное освоение выдающихся образцов истории мировой музыкальной культуры.

Что касается курса композиции, который С. В. Рахманинов изучал у Сергея Ивановича Танеева и Антония Степановича Арен­ского, то этот курс носил исторический характер, поскольку в Мос­ковской консерватории он был также основан на приобщении учени­ков к истории мирового музыкального искусства.

Изучались следующие предметы:

Контрапункт. Полифония строгого стиля эпохи Возрождения. Сохранились упражнения Рахманинова в сторогом стиле на Index Verticalis. Известен достаточно сложный по полифонической технике Шестиголосный Мотет Deus Meus («Боже мой») на слова из Псалма № 62 на латинском языке.

Гармония. Гармонизации мелодии в стиле 4-голосного протес­тантского хорала.

Канон и Фуга. Полифония XVII—XVIII веков.

Общение с выдающимися музыкантами — А. И. Зилоти и С. И. Танеевым — способствовало изучению С. Рахманиновым творческой лаборатории И. С. Баха и вообще музыки эпохи барокко. В частности, в творчестве самого С. Рахманинова явно слышны принципы музыкального искусства тех времен. Среди них: барочная эмблематика (особенно в вокальных произведениях композитора), музыкально-риторические фигуры и музыкальное воплощение тео­рии аффектов; проблема Времени и Вечности, разрабатываемая в эстетике барокко; многоплановость и полихронность (единовре­менный контраст) как принцип «многоярусной» драматургии.

Данная структура, восходящая к архаическому символу миро­вого древа, как известно, носила универсальный характер на протя­жении всей мировой культуры — от явления «параллелизма» в древ­нем фольклоре до «многоярусной» сценографии средневекового театра; эзотерика и мистицизм как глубинные смысловые состав­ляющие творческих замыслов композитора. В последнем случае не­обходимо специально оговорить, что С. Рахманинову, конечно же, были известны основные постулаты так называемого Великого дела­ния (Opus Magnum) в его прямой соотнесенности с Opus Musicus. Меланхоличность, которой проникнуты многие страницы творчества С. Рахманинова, не может не вызвать в памяти высказывания мысли­теля эпохи Возрождения Марсилио Фичино, посвященные меланхо­лии, а также знаменитую одноименную гравюру А. Дюрера.


Проблемы трансмутационных процессов и в целом герметизма, поднимаемые философами эпохи Возрождения, могут служить осно­ванием для объяснения таких явлений, как монотематизм и лейтмо- тивизм, намеченных еще в музыке эпохи барокко и получивших под­линный расцвет в творчестве самого С. Рахманинова.

Влияние музыки эпохи барокко на художественное наследие великого русского композитора обусловило его колоссальную внут­реннюю динамику и мощь. Принципы формообразования: мотивная цепь на уровне синтаксиса, террасная динамика на уровне компози­ции (особенно в развивающих разделах музыкальной формы) обу­словили напряженность звукового процесса, до сих пор поражаю­щую своей непревзойденной масштабностью и грандиозностью.

Музыкальная форма. Согласно учебнику А. С. Аренского, в рамках этого курса изучались: музыкальный синтаксис, основан­ный на музыкально-риторических формулах (мотивы, фразы, пред­ложения), разработанный на рубеже XVII—XVIII веков и получив­ший свое классическое воплощение в искусстве Венских классиков; композиционные формы: простые и сложные двух- и трехчастные (так называемые, песенные) формы, тема с вариациями, все пять форм рондо, формы и жанры отдельных частей сонатно­симфонического цикла, основы оперной драматургии.

Инструментовка. По принципу историзма — от изучения и сочинения музыки для отдельных инструментов или голоса в со­провождении фортепиано, фортепианных ансамблей, струнных ка­мерных ансамблей, освоения классического парного состава оркестра до освоения большого романтического оркестра тройного состава.

Таким образом, выпускник Московской консерватории получал полное представление о музыкальных жанрах и формах предшест­вующей 500-летней истории европейской музыки5.

Но все перечисленное было только одной частью воспитания учеников Московской консерватории. Не случайно в данной связи в консерваторию (когда в ней учился С. Рахманинов) был приглашен читать лекции тогда еще молодой приват-доцент Московского уни­верситета, впоследствии ставший известным историком, Евгений Николаевич Щепкин (1860—1920), внук великого русского актера. И приглашен он был вести курс под названием «История культуры». Этот предмет выглядит не очень обязательным рядом с такими «три- виями» и «квадривиями», как математика, физика, география, астро­номия, а также русский язык, литература и история, которые при­лежно изучал Рахманинов. Тем не менее предмет «История культуры» отвечал универсализму и историчности — общей методо­логии (и методике) музыкального образования, принятой в Москов­ской консерватории. Во всяком случае, само понятие «культура» для С. Рахманинова после данного курса стало носить глубокий по­нятийно-исторический смысл.


Рахманинов также вспоминал: «Отеческое отношение Зверева к своим воспитанникам простиралось также и на наше интеллекту­альное развитие — в особенности его интересовал круг нашего чте­ния. Мы пользовались полной свободой в его прекрасной и богатей­шей библиотеке; но он следил за тем, чтобы наше чтение не заключалось в том, чтобы взять с полки любую книгу и свести ее чтение к приятному времяпрепровождению, — мы должны были как следует обдумать прочитанное и извлечь для себя пользу. <...>

С понедельника до субботы мы прилежно работали, занима­лись, читали, учили французский и немецкий языки»6.

Известны глубокие познания и любовь Рахманинова к поэзии и живописи. Они определяли и широчайший спектр источников за­мыслов его произведений. Сам композитор говорил по этому поводу: «Помогают творчеству красота и величие природы. Меня очень вдохновляет поэзия. После музыки я больше всего люблю поэзию. <...> У меня всегда под рукой стихи. Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки. Они — как сестры-близнецы. <...>

п

После музыки и поэзии я больше всего люблю живопись» .

Так или иначе, и энциклопедический, по сути — университет­ский уровень, и метод преподавания, а также изучение таких фунда­ментальных предметов, как «История культуры» не могли не ска­заться на творческих принципах и доктринах самого Рахманинова, в том числе на традиционализме, который он позже проповедовал (но традиционализме, не имеющем ничего общего с консерватиз­мом). И в том числе в выявлении осознанно культивируемых и во­площаемых в творчестве Рахманинова традиционных основ истории мирового музыкального искусства. Как это ни парадоксально может звучать, в начале XX века традиция могла восприниматься как своего рода творческая свобода от навязываемой «доктрины новаторства», которой как непреложной догме стали следовать многие молодые композиторы, современники Рахманинова. Традиция как философ­ско-эзотерическая доктрина получила в дальнейшем свое обоснова­ние в фундаментальных трудах великого мыслителя XX века Рене Генона. В рамках этого учения становятся более понятными слова и самого Рахманинова в одном из его интервью: «Если вы, прежде чем отправиться в новый мир, приложите максимальные усилия к тому, чтобы близко познакомиться со старым миром, то может слу­читься, что вы легко придете к выводу: в старом мире осталось еще

о

много возможностей и нет необходимости искать новые пути» .