Файл: Борис Годунов. Редакции оперы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

"Борис Годунов". Редакции оперы

1. сюжет

-основан на трагедии Пушкина 1.1 Никольский

-историк русской словесности подсказал сюжет

2. работа над оперой

-началась в конце 1868 2.1 год спустя

-первоначальная партитура была полностью готова 2.2 первая редакция

-подвергалась значительному расширению и переработке

-были добавлены польские сцены"

-наиболее существенные изменения коснулись "действия в тереме"

-была полностью изъята сцена у "Василия Блаженного"

-была введена заключительная картина народного восстания ("сцена под Кромами") а) отсутствует у Пушкина б) переносит акцент с "драмы совести" на народную трагедию

2.3 вторая редакция - была закончена в 1871

3. жанр оперы - блестящий образец музыкально-драматического реализма 3.1 в опере -преодолены

а) условно-романтическая театральная живопись "Саламбо" б) мелочный, скрупулезный натурализм "Женитьбы"

4. текст Пушкина

-подвергся ряду существенных изменений 4.1 опыт "Женитьбы"

-доказал невозможность механического подчинения законам словесной драмы 4.2 отсюда

-стремление к компактности драматургической структуры 4.3 не все линии трагедии Пушкина развиты М.

-отбрасывает почти все, что связано с дворцовой интригой

-опускает роли большинства ее участников

-образ Самозванца не имеет такого значения, какое - у Пушкина

-по сути, в опере два основных действующих лица - Борис и народ 4.4 образ Бориса

-имеет иную трактовку

-М. подчеркивает состояние его души, жаждущей покаяния, реализацию которого блокирует страх, не дающий ничего кроме содрогания при воспоминании о содеянном

-поэтому появляясь впервые в сцене венчания на царство (пролог, 2 картина), Борис произносит слова, которых нет у Пушкина: "Скорбит душа!"

-это и есть отправная точка

5. структура - 4 части из 7 картин с прологом

5.1 вторая часть "В тереме"

-не делится на сцены 5.2 отказ от увертюры

-опера открывается маленьким орк. вступлением на теме, кот. больше не повторится (в 1-й ред. она повторяется в конце первой картины)

-функцию увертюры на себя берет 1 картина пролога

5.3 части ПРОЛОГ

Картина 1. двор Новодевичьего монастыря; народ просит Бориса Годунова принять царство. Картина 2.Московский Кремль; венчание Бориса на царство.

ДЕЙСТВИЕ I

Картина 1. Келья Чудова монастыря; сцена Пимена и Григория Отрепьева.

Картина 2. Корчма на литовской границе; беглый монах Григорий скрывается в Литве, чтобы затем достичь Польши. ДЕЙСТВИЕ II

(На картины не делится)

Ряд сцен в царском тереме в Кремле. ДЕЙСТВИЕ III (ПОЛЬСКОЕ)

Картина 1. Уборная Марины Мнишек в Сандомирском замке. Картина 2. Сцена Марины Мнишек и Самозванца в саду у фонтана. ДЕЙСТВИЕ IV Картина 1. Заседание боярской думы; смерть Бориса.

Картина 2.Народное восстание под Кромами (с эпизодом с Юродивым, заимствованным — частично — из первой редакции).

6. драматургия - очень сложная


6.1 несколько аспектов

-"драма совести" Бориса - центральный

-историческая драма: трагедия Бориса - народ - Самозванец

-мистериальный: связан с образом Царевича

6.2 образ Царевич

-играет большое значение в драматургии 6.3 по сути

-в опере есть только один "настоящий" лейтмотив

-лейтмотив Царевича, кот. проходит через всю оперу

-при этом самого Царевича в опере нет (!)

7. интонационность - в основе своей имеет народную линию

7.1интонационное зерно - народный плач

7.2церковная интонационность - также широко применяется

а) тема в начале оперы б) пение калик перехожих: "Слава Тебе, Творцу Всевышнему": стилизация духовного стиха

- связана с погребальным циклом - принципиально не цитировал церковные песнопения, но стилизовал - искл.

а) "Со святыми упокой" - в начале "Полководца" из цикла "Песни и пляски смерти" (первый, кто исп. эту цитату) б) "Елицы во Христа креститеся" - в "Богатырских воротах" из цикла "Картинки с выставки"

7.3интонационность простонародной бытовой речи

- в сцене у Новодевичьего монастыря (1 картина, пролог)

8. Ницше

-трактат "Рождение трагедии из духа музыки" (1872) 8.1 борьба двух начал

-аполлоническое - олицетворение гармонии

-дионисийское - олицетворение деструкции

8.2 Глинка не читал трактат, кода писал оперу

-но драматургическую канву выстраивает на противопоставлении этих двух начал а) приступы Бориса и его покаяние б) гармония Пимена и хаос Варлаама...

9. символизм

-к примеру, часто используется звучание колокола 9.1 колокол

-как идея скорбного пути

9.2 шаг (хождение)

-как символическое значение смутного времени ("Хождение по мукам" А. Толстого)

-ритм шага часто исп.

10. трактовка образа царя

-у М. иная

10.1 до М.

-царь есть главное действующее лицо

10.2 у М.

-главное действующее лицо это народ 10.3 между тем

-М. выделяет образ Бориса среди прочих, наделяя его особенными интонациями 10.4 тему покаяния

-М. проводит через всю оперу

-нигде царь Борис не меняет своего языка

-кроме сцены с Юродивым, где Борис повторяет интонации Юродивого, отказываясь от своего языка (!)

-Борис смиряется перед Богом в лице Юродивого

-это есть начало его покаяния