ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
"Борис Годунов". Редакции оперы
1. сюжет
-основан на трагедии Пушкина 1.1 Никольский
-историк русской словесности подсказал сюжет
2. работа над оперой
-началась в конце 1868 2.1 год спустя
-первоначальная партитура была полностью готова 2.2 первая редакция
-подвергалась значительному расширению и переработке
-были добавлены польские сцены"
-наиболее существенные изменения коснулись "действия в тереме"
-была полностью изъята сцена у "Василия Блаженного"
-была введена заключительная картина народного восстания ("сцена под Кромами") а) отсутствует у Пушкина б) переносит акцент с "драмы совести" на народную трагедию
2.3 вторая редакция - была закончена в 1871
3. жанр оперы - блестящий образец музыкально-драматического реализма 3.1 в опере -преодолены
а) условно-романтическая театральная живопись "Саламбо" б) мелочный, скрупулезный натурализм "Женитьбы"
4. текст Пушкина
-подвергся ряду существенных изменений 4.1 опыт "Женитьбы"
-доказал невозможность механического подчинения законам словесной драмы 4.2 отсюда
-стремление к компактности драматургической структуры 4.3 не все линии трагедии Пушкина развиты М.
-отбрасывает почти все, что связано с дворцовой интригой
-опускает роли большинства ее участников
-образ Самозванца не имеет такого значения, какое - у Пушкина
-по сути, в опере два основных действующих лица - Борис и народ 4.4 образ Бориса
-имеет иную трактовку
-М. подчеркивает состояние его души, жаждущей покаяния, реализацию которого блокирует страх, не дающий ничего кроме содрогания при воспоминании о содеянном
-поэтому появляясь впервые в сцене венчания на царство (пролог, 2 картина), Борис произносит слова, которых нет у Пушкина: "Скорбит душа!"
-это и есть отправная точка
5. структура - 4 части из 7 картин с прологом
5.1 вторая часть "В тереме"
-не делится на сцены 5.2 отказ от увертюры
-опера открывается маленьким орк. вступлением на теме, кот. больше не повторится (в 1-й ред. она повторяется в конце первой картины)
-функцию увертюры на себя берет 1 картина пролога
5.3 части ПРОЛОГ
Картина 1. двор Новодевичьего монастыря; народ просит Бориса Годунова принять царство. Картина 2.Московский Кремль; венчание Бориса на царство.
ДЕЙСТВИЕ I
Картина 1. Келья Чудова монастыря; сцена Пимена и Григория Отрепьева.
Картина 2. Корчма на литовской границе; беглый монах Григорий скрывается в Литве, чтобы затем достичь Польши. ДЕЙСТВИЕ II
(На картины не делится)
Ряд сцен в царском тереме в Кремле. ДЕЙСТВИЕ III (ПОЛЬСКОЕ)
Картина 1. Уборная Марины Мнишек в Сандомирском замке. Картина 2. Сцена Марины Мнишек и Самозванца в саду у фонтана. ДЕЙСТВИЕ IV Картина 1. Заседание боярской думы; смерть Бориса.
Картина 2.Народное восстание под Кромами (с эпизодом с Юродивым, заимствованным — частично — из первой редакции).
6. драматургия - очень сложная
6.1 несколько аспектов
-"драма совести" Бориса - центральный
-историческая драма: трагедия Бориса - народ - Самозванец
-мистериальный: связан с образом Царевича
6.2 образ Царевич
-играет большое значение в драматургии 6.3 по сути
-в опере есть только один "настоящий" лейтмотив
-лейтмотив Царевича, кот. проходит через всю оперу
-при этом самого Царевича в опере нет (!)
7. интонационность - в основе своей имеет народную линию
7.1интонационное зерно - народный плач
7.2церковная интонационность - также широко применяется
а) тема в начале оперы б) пение калик перехожих: "Слава Тебе, Творцу Всевышнему": стилизация духовного стиха
- связана с погребальным циклом - принципиально не цитировал церковные песнопения, но стилизовал - искл.
а) "Со святыми упокой" - в начале "Полководца" из цикла "Песни и пляски смерти" (первый, кто исп. эту цитату) б) "Елицы во Христа креститеся" - в "Богатырских воротах" из цикла "Картинки с выставки"
7.3интонационность простонародной бытовой речи
- в сцене у Новодевичьего монастыря (1 картина, пролог)
8. Ницше
-трактат "Рождение трагедии из духа музыки" (1872) 8.1 борьба двух начал
-аполлоническое - олицетворение гармонии
-дионисийское - олицетворение деструкции
8.2 Глинка не читал трактат, кода писал оперу
-но драматургическую канву выстраивает на противопоставлении этих двух начал а) приступы Бориса и его покаяние б) гармония Пимена и хаос Варлаама...
9. символизм
-к примеру, часто используется звучание колокола 9.1 колокол
-как идея скорбного пути
9.2 шаг (хождение)
-как символическое значение смутного времени ("Хождение по мукам" А. Толстого)
-ритм шага часто исп.
10. трактовка образа царя
-у М. иная
10.1 до М.
-царь есть главное действующее лицо
10.2 у М.
-главное действующее лицо это народ 10.3 между тем
-М. выделяет образ Бориса среди прочих, наделяя его особенными интонациями 10.4 тему покаяния
-М. проводит через всю оперу
-нигде царь Борис не меняет своего языка
-кроме сцены с Юродивым, где Борис повторяет интонации Юродивого, отказываясь от своего языка (!)
-Борис смиряется перед Богом в лице Юродивого
-это есть начало его покаяния