ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
Музыкально-общественная жизнь СССР в
послевоенный период (1945-1956):
:
:
Страна живет радостью победы.:
В ноябре 1945 в Концертном зале им. Чайковского звучит "Ода на окончание войны"
Прокофьева.:
Уже через год после победы опубликованы романы и повести о героях войны::
•"Молодая гвардия" Фадеева:
•"Спутники" Пановой :
•"Повесть о настоящем человеке" Полевого; в 1948 Прокофьев завершает работу над одноименной оперой:
:
Подвиги современников - вот что потрясает художников. :
Образы и картины военных лет отразило кантатно-ораториальное творчество Прокофьева и Шостаковича::
• оратория "На страже мира" Прокофьева на слова Маршака :
• оратория "Песнь о лесах" Шостаковича на слова Долматовского: Эти же образы наполняют песенную лирику::
• "Дороги" Новикова:
• "Где же вы теперь, друзья-однополчане" Соловьева-Седова:
:
К концу 40-х годов проявились негативные тенденции в сфере руководства культурой. : Процесс политизации советского искусства достиг предела. :
Власть грубо вмешивалась в творческий процесс художников.: Наиболее жесткой травле подверглись литература и музыка.:
Так, в 1946 ЦК ВКП(б) принял постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград»,
порочившее Ахматову и Зощенко. :
В 1948 состоялось совещание деятелей советской музыки, на котором, в частности,
выступал идеолог культуры Жданов. :
За совещанием последовало постановление ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба» Мурадели». :
Постановление 1948 нанесло ущерб развитию советской музыки. :
Огульно и бездоказательно обвинялись в формализме самые выдающиеся наши композиторы - Шостакович, Прокофьев, Мясковский, Хачатурян, Шебалин, Попов. : Постановлением были окончательно «узаконены» запреты на зарубежную классику ХХ века (Бриттен, Орф, Малер, Онеггер, Барток, Мийо и др.). :
Все сложное по языку и концепции пребывало под негласным идеологическим запретом. :
:
На чем конкретно отразилось Постановление 1948. 2
:
1.Утверждался приоритет программной музыки над чисто инструментальной. :
2.Единственным типом связи с фольклором признавалось цитирование фольклорного источника.:
3.Смена жанровых ориентиров. Опере предпочитают ораторию, кантату и хоровые циклы. Симфонии - жанры симфонической поэмы и сюиты.:
4.Сильно пострадала сфера музыкального театра. Например, из репертуара были исключены оперы Прокофьева «Обручение в монастыре», «Война и мир», отменена премьера «Повести о настоящем человеке» в ленинградском Театре оперы и балета им. Кирова 1948, в то время как первые послевоенные годы давали надежду на перспективы развития музыкального театра. :
:
Ситуация с музыкальными жанрами.2
:
Опера. :
В опере господствовал жанр «песенной оперы». : Популярной была военная тематика. :
Главным стилевым признаком оперы было наличие сквозной песенной темы. (Например, в
опере Кабалевского «Семья Тараса» сквозной является тема прощальной песни комсомольцев «У старой у околицы»). :
К песенному началу обращено внимание Прокофьева в опере «Повесть о настоящем человеке». (Ключевую роль драматургического центра здесь выполняет песня о молодом
дубке «Вырос в плавнях дубок молодой»). :
:
Балет. :
Балет обогатила героическая тема («Спартак» Хачатуряна, «Жанна д’Арк» Пейко).: Не угасает линия сказочного фольклорного балета («Каменный цветок» Прокофьева,
«Конек-Горбунок» Щедрина). :
:
Симфоническая программная музыка. :
Популярен жанр симфонической сюиты («Молдавская сюита» Пейко).:
«Эпическая поэма» Галынина.:
:
Симфония. :
27-я Мясковского.:
7-я Прокофьева.:
10-я Шостаковича. :
:
Инструментальный концерт. :
Особое место в этом жанре принадлежит концертной триаде Кабалевского (для скрипки с оркестром - 1948, для виолончели - 1949, для фортепиано - 1952).:
Виолончельный концерт Мясковского - 1945.:
1-й скрипичный концерт Шостаковича - 1948.:
Симфония-концерт для виолончели с оркестром Прокофьева - 1952.:
:
:
:
:
:
:
: