ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос 14

Музыкальный театр Франции 17 века.

В начале 17 века Европа была охвачена итальянской оперой – Англия, Германия, Польша, Австрия и др.

Во Франции ведущим жанром был Придворный балет.

Французы были знакомы с разними школами итальянской оперы (Римская – Луиджи Росси, венецианская – Франческо Кавалли. Мозарини – премьер Франции развивал итальянскую оперу во Франции, Росси ставил «Орфея» Монтеверди, также приезжали многочисленные труппы с итальянской оперой. Но этот жанр не привился во Франции.

Балет – это смешанный муз. Драматический жанр, в кот. Чередуются драматич. диалоги сольное пение, ансамбли и танцы в сопровождении оркестра и вокального распева (часто). Придворный балет родился в 16 веке (итальянские истоки). Первый образец – 1581 – «Комический балет Королевы» - Позже в 17 веке, расцвет этого жанра.

Придворный балет 2х разновидностей:

  1. С определённым сюжетом и со сквозным развитием. Сюжеты – рыцарские романы17 века. Это «Приключение Танкреда в волшебном лесу», «Освобожденный Иерусалим» (Тассо).

  2. Балет в Выходах (Антре) – здесь нет единого сюжета, а есть общая тема. Несколько персонажей и несколько сюжетных линий. Разные выходы – сцены раскрывают общую тему – например – «Балет воров», «Балет искусств», «Балет ярмарки» и т.д.

Люлли «Балет Фролы» - либреттист Исаак Бенсират. 1669 год. Здесь 15 выходов. Этот балет весь написан на музыку Люлли (новшество). 1 выход – солнца (Людовик14), 2 выход – Фрола, 3 выход – Нимфы и т.д.

Балет строится как сюита, нет сюжетной линии между выходами.

Балеты изначально были составными и музыку к ним писали разные композиторы – кто-то вокальную, кто-то инструментальную, разные эпизоды, связанные с гостями из разных стран (макаронизм – разные языки, Люлли всегда писал итальянских персонажей с итальянским стилем). В исполнении балета всегда участвовали лучшие певцы (Мишель Ломбер – зять Люлли), лучшие танцоры, а также король со свитой. Балеты танцевали в зале, публика была на балконе, король со свитой сидел на сцене, косвенно участвуя в сюжете. Также существовали конные балеты на открытом воздухе – фигуры перестановка коней. Оркестр – участвовали «24 скрипки короля» - струнная группа, которая появилась в 16 веке для игры на балах и балетах. «24 скрипки короля» - верхние голоса – скрипки, 3 партии альтов и виола дагамба (всего 5 партий). +/- духовики (часто играли на открытом воздухе).


Жан-Батис Люлли (флорентинец) стал создатель придворного балета (в 1650е годы). Он пришёл к тому, что вся придворная музыка балета стала одного композитора (его). В его балетах сложились элементы опер и увертюр.

Французская увертюра – 2х частная (+/- 3х частная). 1 раздел – медленный, 2х дольный с аккордовым складом, 2 раздел – быстрый, 3х дольный и фугированный. Первый образец в балете – Люлли «Альсидианы» 1658 – балет состоит из 3х актов и каждый открывается своей увертюрой.

Комедия-балет – в 1670 годы – это экспериментальный, смешанный жанр. Первый образец – «Докучные» - смешанная музыка дальше это у Люлли. Мальер и Люлли создавали 10 таких произведений. Шедевр «Мещанин во дворянстве» (последний «Мнимый больной»). Здесь на равных драма и музыка.

После 1671 Придворный балет умирает (Болезнь Людовика14), а со смертью Мальера, умирает жанр комедия-балет.

В 1659 году зарождается опера. Первый образец – «Пастораль Исси» - поэт Пьер Перрен, музыка – Ровер Комбер – домашний спектакль оперы. В 1670 году оперы Пэррена и Камбера, далее Королевская Академия музыки – Парижская опера. В 1672г. у Люлли «Пастиччо» (музыка радости любви), в 1673 году трагедия «Кадм и Гермиона» - слова Филиппа Кино – либреттист (они работали вместе до конце жизни Люлли). Филипп Кино считался 3-им либреттистом во Франции после Корнеля и Россина.

Трагедия «Кадма и Гермиона» (мифологический сюжет).

Во французском театре сюжет брались только из мифологии или рыцарских романов, реальных исторических сюжетов не было.

Музыкальная трагедия – состоит из 5 актов и пролога. Нет единства действий. Акты состоят из нескольких речитативных сцен и заканчиваются дивертисментом (сюитой). Оперы писались на французском языке. С каждым актом менялись декорации. Пролог обрамлялся увертюрой. Исполнители – все женские голоса – Сопрано, и 2 партии мужских голосов – Тенор-высокий, Тенор-баритон, Бас (Кастратов не было). Герой-любовник обычно Тенор-высокий или (Тенор-баритон в «Роланде» у Люлли). Хор – 4х голосие +/- дивизи – окола 40ка человек. Оркестр – состав как в «24-ти скрипках короля» - т.е. 5 партий и +/- духовые, (сопровождение континуо только вок. Партии). Состав духовых диктовался сюжетом – флейты и гобои - пастухи, трубы – героические герои…, оркестр составлял до 80ти человек. Оркестр делился на большой хор – игра всего оркестра (Тутти), и малый хор – аккомпанемент солистам, патетические моменты – струнные, т.е. принцип как в кончерто гроссо. Танцы – использовались все популярные – менуэта, гавот, пассакалия, чакона, павана, гальярда.


С 1697 Опера-балет. Первый образец – А.Кампра «Галантная Европа». Это произведение, кот. Не имеет единого сюжета, в прологе дается общая идея, а дальше акты (антре), как выходы в балетах (тот же принцип) – разные линии и сюжеты.