ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.10.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интересно, что мало исторических сведений сохранилось о роли музыки в греческой комедии. Хотя известно, что хор участвовал и в ней. В соответствии с общим характером жанра, музыка комедии тоже носила более легкий и живой характер: плавная эммелия (танец трагедии) сменилась здесь вакхическим кордаксом.

V и IV века – переломные: - из общей среды любителей искусства выделяются группы профессиональных поэтов и музыкантов. Вместо любительского хора в трагедии выступают профессиональные певцы и танцовщики; строгость жанра смягчается. К началу IV века в Афинах создается особое общество, союз дионисийских художников, куда входят актеры и музыканты, передающие свои профессиональные традиции исполнителей большой группе учеников (школы).

В эллинистическую эпоху искусство всецело профессионализируется. Современники (Платон) еще в IV веке жалуются на отход от принципов ясного, строгого искусства, на музыкальные новшества, на виртуозность, которые отрицательно действуют на воспитание юношества, вообще на общественные нравы. Например, использование высоких регистров в музыкальных произведениях, увеличение числа струн на кифаре воспринималось как излишнее усложнение искусства, нарушающее прежний его чистый стиль, его мужественность, его эмоциональное равновесие.

Если сопоставить немногие музыкальные образцы, которые сохранились в записях от V века до н. э. по II-III века н. э., мы увидим, что перед нами – совершенно разрозненные явления, не позволяющие проследить за процессом художественного развития, какой вырисовывается хотя бы на основе свидетельств литературных памятников.

Сохранились крупицы муз. образцов античной эпохи: фрагмент пифийской Оды Пиндара, музыка к «Оресту» Еврипида, три гимна Мезомеда, несколько гимнов Апполону, а от кон. III века н.э. – раннехристианский гимн.

Нотированы все эти произведения и фрагменты буквенной нотацией, позволяющей прочесть их мелодии. Античные греки пользовались нотацией двух родов: более старой по происхождению инструментальной и более новой вокальной. Ритм в записи точно не фиксировался, поскольку в вокальных мелодиях он зависел от стихотворного размера. Однако некоторые обозначения пропорций (один к двум или один к четырем-пяти) могли быть даны с помощью особых значков.

Музыкальное искусство античной Греции было основано на представлениях о мелодике (по преимуществу связанной с поэтическим словом). Это очевидно из содержания специальных теоретических работ и из общих этико-эстетических высказываний крупнейших греческих мыслителей. Полностью подтверждается принцип одноголосия, всецело характерного для древнегреческого музыкального искусства.


Важно, что среди античных суждений о музыкальном искусстве особый интерес представляет учение об этосе, выдвинутое Платоном, развитое и углубленное Аристотелем. Объединение вопросов политики и музыки античная традиция связывает с именем Демона Афинского, учителя Сократа и друга Перикла. От него Платон воспринял идею о благодетельном воздействии музыки на воспитание достойных граждан, разработанную им в книгах «Государство» и «Законы». Платон отводит в своем идеальном государстве первую (среди других искусств) роль музыке в воспитании из юноши мужественного, мудрого, добродетельного и уравновешенного человека, то есть идеального гражданина. Платон, с одной стороны, связывает воздействие музыки с воздействием гимнастики («прекрасные телодвижения»), а с другой - утверждает, что мелодия и ритм более всего захватывают душу и побуждают человека подражать тем образцам прекрасного, которые дает ему музыкальное искусство.

Особо следует сказать, что философ Пифагор и его последователи, осмысливая структуру Универсума и места в нем человека с математических позиций, указывали, что космос организован по принципу музыкальной гармонии – они ввели понятие «музыки небесных сфер». Математические позиции пифагорейцев тесно переплетались с музыкой как математической дисциплиной, изучавшей ритмические закономерности. Космос (движение планет, расстояния между ними, периоды их обращения, скорости и проч.) организован на основе таких математических принципов, которые затем легли в основу человеческой музыки. То есть исполняемая музыка подражает на микроуровне «музыке небесных сфер» и этим доставляет людям радость и наслаждение. Также и душа человека, по учению пифагорейцев, представляет собой некую гармонически организованную числовую структуру. Музыка, резонируя с душой, вводит ее в некий глобальный резонанс (гармонию) с космосом, чем и доставляет человеку радость. Через это душа может постигать законы космоса.