ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.Индивидуальность личности и проблема индивидуального подхода в профессиональном музыкальном обучении.

Индивидуальность нередко приравнивается к яркости личности, что особенно ценится в искусстве. Индивидуальность невозможно описать просто перечислив особые качества человека – в любом психологическом портрете обязательно имеются совсем не индивидуальные а типовые черты присущие многим людям. Индивидуальность человека часто соотносят с типом темперамента, характера, личности (за время изучения человечества было создано много типологий, многие из которых противоречат друг другу). Индивидуальность проявляется в своеобразии связей между свойствами человека, но сами свойства могут быть присущи многим людям. Тип – образец наиболее вероятного соединения этих свойств. Считается, что определенные черты имеют наследственную обусловленность, но исследования опровергают эту гипотезу.

Признаки индивидуальности человека:

  1. Внешняя выразительность. Мы называем индивидуальным человека, который необычно выглядит, у которого яркая речь, выразительная жестикуляция, то есть по внешней картине.

  2. Особая связь между общими для всех людей чертами. Такие черты как доброта, жадность, щедрость и др. есть у многих людей и индивидуальность заключается в том как эти черты между собой взаимосвязаны. Они взаимосвязаны всегда неповторимым образом.

  3. Неповторимая история жизни. Психический склад и жизненный опыт каждого человека неповторим, даже если они принадлежат одной семье, поколению, культуре. На формирование личности влияют в первую очередь такие факторы среды которые человек способен воспринять осознать и которым придает какое-либо значение.

  4. Умение себя выразить или то, что называется « быть самим собой»

Это тот параметр, который человек отстаивает ежедневно в социальной жизни, т.к. жизнь нас усредняет и умение выразить себя является высшим показателем индивидуальности.

Второй подход к определению индивидуальности: это та психологическая индивидуальность, которая связана с такими понятиями как темперамент, характер, способности.

Темпера́мент — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера. С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека.


Общие и частные свойства: общая динамическая картина поведения человека в наибольшей степени зависит от свойств нервной ткани лобных долей мозга. Здесь локализованы системы саморегуляции поведения и речи, которые относительно независимы от активности отдельных органов чувств, но объединяют нервные процессы всего мозга – поэтому их называют общими свойствами нервной системы. Преобладание у человека зрения или слуха с необычными возможностями двигательной системы являет нам проявление частных свойств нервной системы. Общие и частные свойства нервной системы могут не совпадать.

Свойства силы и слабости нервных процессов: сильная нервная система более вынослива и работоспособна, зато слабая более чувствительна. ( сила и слабость нервной системы не связанна с физическими показателями). У каждого свойства нервной системы есть свои положительные и отрицательные стороны: слабые выигрывают в кропотливой работе, а сильные в экстремальных ситуациях.

Сила и слабость нервной системы достигает устойчивых значений примерно к 9 -10 годам. Особое внимание педагогам следует обратить внимание на обладателей слабой нервной системы. Им трудно в ситуациях требующих: длительного нервно-психического напряжения, высокого темпа работы, усвоения большого объема разнообразной информации, распределение внимания на не связанные между собой объекты и процессы, быстрой реакции на неожиданные изменения в привычной обстановки. Им трудно работать при шуме, суете, дефиците времени, после неудач и конфликтов, а также со вспыльчивыми и импульсивными людьми.

Скоростные свойства нервной системы. 1. Подвижность нервной системы которая зависит от скорости смены возбуждения торможением либо торможения возбуждением. Подвижность содействует формированию таких черт как находчивость, ловкость, гибкость, но и неорганизованность, поверхностность. Малая подвижность – устойчивость вкусов, привычек, но и медлительность, консерватизм. 2. Лабильность отражает скорость возникновения и прекращения нервного процесса. Лабильные быстро схватывают информацию, хорошо приспосабливаются к новым ситуациям, изменчивы в поведении. Напротив, обладатели инертной нервной системы – медлительны, неторопливы, с трудом перестраиваются. 3. Динамичность. Выражается в легкости и быстроте выработки положительной или тормозной реакции на воздействие (условного рефлекса).

Уравновешенность определяет баланс выносливости, чувствительности и скоростных характеристик нервных процессов – это свойство в наибольшей степени соответствует исконному значению слова темперамент – соразмерность.


Хара́ктер — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.

В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера:

  1. отношение человека к другим людям, (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим людям, и противоположные черты — замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям);

  2. черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость, и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность);

  3. черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность, и противоположные ей черты: самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм — как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания,

  4. черты, характеризующие отношение человека к вещам: (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

Способности — это свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивно, обусловливающими возможность их приобретения

Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:

  1. умственные и специальные

  2. учебные и творческие

  3. математические

  4. конструктивно-технические

  5. музыкальные

  6. литературные

  7. художественно-изобразительные

  8. физические способности


. Музыкальные способности в существующий общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. В их основе, как в основе способностей к любому виду искусства, лежит эстетическое отношение к миру, способность эстетически воспринимать действительность, но в случае музыки это будет звуковая, или аудиальная действительность, либо способность трансформировать эстетическое переживание реальности в звуковую реальность (благодаря синестезии). Технологическую составляющую музыкальных способностей можно разделить на две группы:

  1. собственно технические (техника игры на данном музыкальном инструменте или управление голосом в пении);

  2. композиционные (для сочинения музыки);

  3. контролирующие, слуховые (музыкальный слух — звуковысотный, тембральный или интонационный и др.).

В педагогики существует три направления в индивидуальном подходе:

1. Психологический подход (педагог приспосабливает средства, принципы обучения к психологическим особенностям (темпераменту) ученик. «Надо всесторонне изучить ученика». Рекомендуются тесты по определению уровня интеллекта, эмоциональности, воли (лени) мотивационные тесты и др.). После этого педагог «часто пользуется ярлыками: ленивый, заторможенный и т. д. И делает поправки на результаты исходя из этого». «Акцентируется развитие способностей как цель». Подход широко применяется в отечественной педагогике.

2. Индивидуальность ученика проявляется «не в его качествах, а в проблемах» (могут быть «недомотивированными») имеет значение и характер материала, и содержание обучения, и социальная среда, из которой вышел ученик. Этот подход больше развит в западной традиции.

3. Профессиональная педагогика (Педагога не интересуют ни психологические качества учащегося, ни его проблемы в обучении. Его итересуют только профессиональные качества и их развитие, корректировка, связь между этими качествами (Задача этого направления состоит в том, чтобы сформировать «индивидуальный профиль» для данного учащегося или найти место для него.

4. Дифференцированный подход (составление индивидуальных образовательных программ для каждого человека. При этом учитываются возрастные особенности, профиль одаренности, образовательные стандарты.


Ни один из подходов не реализуется последовательно. Все они применяются вместе и только вместе.