ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
Действие первое
Колхоз «Светлый ручей» только что закончил уборку ржи. На свежеубранном поле расположились на отдых колхозники, довольные успешным завершением уборочных работ. Завоевавшие в колхозе всеобщую любовь затейница Зина, агроном-практикант Петр и старый Гаврилыч раздают подарки особо выделившимся на работе колхозникам. Подарки тут же обновляются, давая повод к веселым импровизированным танцам. Нарастающее радостное оживление выливается в общий хоровод. В танцах принимают участие и Зина с Петром, заметно расположенные друг к другу.
В разгар веселья в поле появляются неожиданные гости – участники бригады артистов, приехавшей в колхоз на предстоящий праздник урожая.
После взаимных дружеских приветствий колхозники приглашают гостей в свой веселый кружок и просят их исполнить что-нибудь здесь же, в поле. Артисты с готовностью исполняют желание колхозников. Их выступление дает толчок нескольким самодеятельным выступлениям, в которых артисты также принимают участие.
Действие второе Картина первая
Полеводческая палатка. В ней назначено собрание участвующих в организуемом на следующий день колхозном празднике. Петр заканчивает работу над плакатом, который он взялся написать. Первой на собрание приходит Зина. Петр и Зина давно уже тяготеют друг к другу и потому охотно пользуются возможностью поболтать наедине. Их беседу прерывает приход приглашенных на собрание участников колхозной самодеятельности и приехавших на праздник артистов.
Начинается распределение костюмов для предстоящих выступлений. Забрав свои костюмы, мужчины уходят переодеваться. Зина остается в палатке с приезжей танцовщицей, ее подругой по балетной школе. Надев балетные туфли подруги, Зина при ее участии воспроизводит некоторые из упражнений, которыми им приходилось вместе заниматься в школе. Тем временем в палатку возвращаются переодевшиеся мужчины и веселой гурьбой, все вместе, отправляются на ближайшую полянку, чтобы прорепетировать предстоящее выступление.
Вернувшись в палатку за какой-то из своих вещей, танцовщица случайно сталкивается с Петром, который принимается шутливо любезничать с ней. Это видит пришедшая за подругой Зина. Ее появление заставляет смутиться расшалившегося Петра.
Картина вторая
Репетиция, которую намеревались организовать собравшиеся на поляне артисты и колхозная молодежь, то и дело прерывается веселыми шутками и забавными выходками. К оживленной компании хочет присоединиться «почтенный» дачник, Модест Петрович. Молодежь уговаривает его протанцевать что-нибудь. Приезжий танцовщик показывает ему несколько сложных танцевальных приемов и движений. Модест Петрович к общему удовольствию добросовестно пытается их воспроизвести.
К поляне приближается жена Модеста Петровича, негодующая по поводу легкомысленного времяпрепровождения своего супруга. Затеяв подшутить над ней, танцовщица и танцовщик, одетые в одинаковые костюмы, принимаются поочередно за ней ухаживать. Сбитая с толку супруга Модеста Петровича все более недоумевает. В конце концов, танцовщица и танцовщик открывают ей «секрет» с переодеванием и вместе с ней присоединяются к остальной компании.
В свою очередь Зина, используя маску и балетный костюм, задумывает подшутить над Петром и вместе с тем проверить прочность его чувства к ней. Шутка завершается примирением Зины с Петром. Это служит примером для Модеста Петровича и его супруги, которые также решают помириться. Возглавляемая артистами остальная компания весело приветствует примирение обеих пар.
Действие третье
Праздник урожая. Колхозный карнавал и концертные выступления, стирающие грани между искусством профессионалов и самодеятельным мастерством колхозной молодежи.
По мнению Шостаковича, музыка «светлого ручья» весела, привлекательна и главное, танцевальна..Он намеренно пытался найти здесь ясный, простой язык, одинаково доступный для зрителя и для исполнителя. Но,к сожалению,ему не удалось создать музыку стилистически однородную и связанную с танцем, как и в других, предыдущих балетах. Необыкновенная легкость сочинения в данном случае оказалась пагубной. Соллертинский раскритиковал новое сочинение друга за поверхностность, склонность к дешевым эффектам, механическое перенесение фрагментов из предыдущих балетов (Шостакович использовал здесь несколько фрагментов из «Болта»). Мясковский в письмах к Прокофьеву тоже негативно отзывался о «светлом ручье». Тем не менее премьера, состоявшаясь 4 июня 1935 года в Ленинграде, была принята с восторгом, а Москва впервые показала новый балет уже 30 ноября в Большом театре. Эти постановки имели значительный успех у публики и заняли почетное место в репертуаре обоих театров.
(Статья Соллертинского. Отзывы Шостаковича)
И. Соллертинский. Светлый ручей в Гос. Малом оперном театре
И.Соллертинский. Статьи о балете
1
Премьера балета Светлый ручей в Малом оперном театре прошла с шумным успехом. Бесконечно вызывали обеих балерин - Ф.Балабину и З.Васильеву. Громкими аплодисментами награждали Федора Лопухова, кстати, оказавшегося юбиляром: 30 лет работы на сцене...
Если измерять масштаб удачи количеством хлопков - это несомненная победа театра.
Победителей обычно судить не принято.
Мы вынуждены отклониться от этого почетного правила. Пусть триумфаторы и останутся триумфаторами, но победа одержана театром не чрезвычайно скользком пути: на пути отказа от осмысленного сквозного действия. Зритель видит непрерывный трехактный дивертисмент. Каждый танец, взятый в отдельности, хорош, иные просто великолепны, но вся беда в том, что любой из них может быть вынут из балета, иметь самостоятельное хождение на правах эстрадного номера или быть вставлен в какой-нибудь другой балет.
Вы хотите непременно найти в балете идею? - восклицали на премьере защитники балета. - Что за педантизм! Да разве в балете важно содержание? Были бы хорошие и бодрые танцы, и все будет в порядке!
Такие вот рассуждения, подкрепленные ссылками на успех Светлого ручья, представляют уже некоторую опасность. Прежде всего, потому, что могут в какой-то мере дезориентировать тех из молодых балетмейстеров, которые, подобно Р.Захарову в Бахчисарайском фонтане или Л.Лавровскому в Катерине, не прельщаясь легким успехом от наворота 64 или 128 фуэте, упорно работают над созданием психологически и сюжетно осмысленного балета. Конечно, это менее эффектно, но, во всяком случае, более близко основным тенденциям развития советского искусства.
2
В не слишком удачном либретто Адриана Пиотровского то, что с некоторой натяжкой можно счесть за интригу, развертывается следующим образом.
В колхозе Светлый ручей, где много веселых и разбитных ребят, живет студент-агроном с женою. Он стопроцентный бодрячок; недавно мы с ним познакомились на экране в Частной жизни Петра Виноградова. Она лирична, склонна к мечтательности и чтению и, кроме того, имеет законченное хореографическое образование, которое почему-то скрывает от мужа и всех окружающих. Это хореографическое образование либреттисту нужно, чтобы мотивировать классические танцы героини. Впрочем, в последнем акте, в изощреннейшем хореографическом трио (или квинтете) трудную классическую поддержку осуществляет сам агроном и два его помощника из колхоза , по-видимому, - по хожу действия - в балетной школе не обучавшиеся. Происходит, как недавно говорили, неувязка.
Далее, в колхозе или поблизости проживает чета пожилых дачников. Они участвуют в колхозных празднествах и даже танцуют там шаконь - старинный придворный танец, который уже в XVIII веке был архаическим. У дачника страшные полковничьи усы a la Вильгельм, но это не замаскированный вредитель, а просто галантный чудак. Он и его супруга во II акте подвергаются осмеянию. Ибо, по словам Пиотровского, их порок в том, что они гоняются за поверхностным блеском, за призрачной романтичностью и не видят настоящей красоты жизни около себя. Это звучит немного выспренне, но... допустим.
В колхоз приезжает бригада столичных артистов. Среди них - балерина, школьная подруга затейницы Зины (жены агронома). Бодрячок-агроном влюбляется в нее. Молодежь его мистифицирует: на ночное свидание к нему приходит его собственная жена в шелковой полумаске. Страсть, по-видимому, ослепила агронома: он танцует с супругой длинный дуэт, так и не признав своей партнерши. На следующий день он видит перед собой уже двух танцовщиц в полумасках. Наконец, лица незнакомок открываются. Восхищенный агроном воочию убеждается, что жена вертит туры не хуже заезжей гастролерши. По-видимому, это обстоятельство (а других мотивировок либреттисты не дают) заставляет ветреного агронома вернуться в объятия супруги. Общее веселье. Танцы.
Мы - за веселую советскую хореографическую комедию. Мы не требуем от нее, чтобы она разрешала сложные социально-этические проблемы или психологические конфликты. Но мы вправе настаивать на живом сквозном действии, на живых действующих лицах, а не стандартных бодрячках.
3
Нет внутреннего единства и в музыке Д.Шостаковича.
В значительной части она построена на кусках из партитуры предшествующего ей балета Болт. Советский слушатель по частым концертным исполнениям знает примерный характер этой музыки - живой, темпераментной, конструктивно очень несложной, всегда виртуозно инструментованной, подчас ядовитой и хлесткой, подчас мягко юмористической, порою грешащей самоповторениями, но всегда занимательной и веселой. Светлый ручей - не из лучших по музыке балетов Шостаковича и, во всяком случае, уступает замечательной по мастерству партитуре Золотого века.
Постановщиками Светлого ручья музыка Шостаковича использована не всегда удачно. В середину II акта, например, введен развернутый финал II акта Болта (в несколько укороченном виде, отчего он конструктивно проигрывает). В Болте на этой музыке шла отвратительная обывательская оргия, с пьяным надрывом, великолепно переданным в музыке, с истерическими слезами, в лихорадочно ускоряющемся темпе; кульминационным пунктом было угарно-драматическое и одновременно пародированное появление мотива О баяде-ра, тарарим-тарарам!. Получилась дерзкая и гротескно-характерная музыкальная картина. В Светлом ручье на этой же музыке добродушно отплясывают школьница Галя, гармонист - тоже очередной бодрячок - и переодетый собакой колхозник. Вся убийственная сатирическая характерность музыки сразу же парализована тем, что делается на сцене.
Снижение театром музыки Шостаковича шло и по другой линии. На каком бы качественном уровне ни находились отдельные страницы его балетной партитуры (разумеется, с точки зрения тех строжайших требований, которые только и должно предъявлять к композитору такого исключительного масштаба), они всегда нарядны, эффектно написаны, остротеатральны и, вульгарно выражаясь, шикарно сделаны. Вот этой-то нарядности и блеска не получилось в исполнении П.Фельдта, культурного и талантливого музыканта, но вялого и бестемпераментного дирижера. В результате темпы оказались расплывчатыми, острогротескные места зачастую смазанными, типичные для Шостаковича контрасты - затушеванными.
Кстати, проблема молодых дирижерских кадров является вообще наиболее уязвимым местом деятельности Малого оперного театра и его художественного руководителя С.Самосуда. А казалось, Самосуд мог бы воспитать в театре целую фалангу талантливых молодых дирижеров.