ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
Мессиан_Пробуждение птиц
1.1953 - год написания
2.самая яркая особенность соч - тематизм (нет ничего, кроме пения птиц)
3.музыкальная ткань как по горизонтали, так и по вертикали сплетена из множества различных мотивов, фраз, выкриков и возгласов птиц
4.состав оркестра
-малая флейта, 3 флейты, 2 гобоя, английский рожок, малый кларнет, 2 кларнета, бас-кларнет, 3 фагота
-2 валторны, 2 трубы
-4 китайские коробочки, тарелка, деревянный брусок, тамтам, челеста, ксилофон, колокольчики
-фортепиано соло
-по 8 первых скрипок, вторых, альтов и виолончелей, 6 контрабасов
5. звуковая атмосфера
-исп. преимущественно высокой тесситуры
-интересно, что почти вся партитура написана в скрипичном ключе
-редко прибегает к звучаниям низких регистров: фаготы и контрабасы почти всегда молчат, тамтам вступает лишь два раза (причем на ppp)
6. программность
-разыгрывается целый концерт из жизни птичьего царства, он охватывает картину долгого и шумного пробуждения пернатых обитателей леса; партитуре предпосылается подробная программа, в которой представлены 38 птиц Франции
-программа выступает не только в виде литературной преамбулы, но и дублируется непосредственно в нотах 7. вопросы формы
-нет экспозиционных структур
-нет контрастных сопоставлений
-нет самого принципа симфонического мышления
-понятия тематизм и образность не являются главными в процессе формирования формы, т.к. тематизм весь разноплановый, а образность вся одноплановая
-ведущий принцип формообразования - это контрастное сопоставление солиста и орк.
-четырехчастность произведения (полночь — рассвет — восход солнца — полдень)
8. схема
-Каденция: соловей
-Раннее утро 1 (цц. 3—6)
-Каденция: зарянка
-Раннее утро 2 (цц. 7 - 16)
-Каденция: серая славка
-Рассветный хор (цц. 17—28)
-Каденция: черноголовая славка
-Позднее утро 1 (цц. 2 9 - 34)
-Каденция: черный дрозд
-Позднее утро 2 (цц. 35—39)
-Каденция: различные птицы
-Кода
9. изложение муз. материала
-воспроизведение голоса какой-либо птицы поручается одному инструменту или двум однородным в унисон
-фактурное нововведение Мессиана, названное им «эффектом резонанса», заключается в том, что к основному мелодическому голосу добавляются дополнительные звуки, создающие впечатление обертоновых призвуков 10. роль фортепиано
-играет особую роль в драматургии
-его многочисленные каденции постоянно нарушают последовательный ход событий
-эти каденции - авторские комментарии, посвященные наиболее любимым птицам
11. кульминации
-две
-оркестровая - рассветный хор: 16 разных птиц выступают одновременно (по вертикали)
-последняя фортепианная каденция: также 16 разных птиц, но выступают последовательно (по горизонтали)