ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2024
Просмотров: 674
Скачиваний: 0
Л.М. Кокорева
КЛОД ДЕБЮССИ
л. КОКОРЕВА
КЛОД
ДЕБЮССИ
МОСКВА-МУЗЫКА
2010
Издание подготовлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда
Проект № 1 0 - 0 4 - 1 6 2 4 1 Д
Издание подготовлено Научно-издательской музыкальной коллегией им. П.И. Чайковского
Кокорева Л.
К 55 Клод Дебюсси: Исследование. — М.: Музыка, 2010. — е., нот.
ISBN 978-5-7140-1206-8
Капитальный исследовательский труд известного музыковеда, доктора искуствоведения Л.М. Кокоревой, долгие годы посвятившей себя изучению французской музыки XX века. В настоящей книге автор предлагает новую концепцию творчества Дебюсси и с этой точки зрения рассматривает все его произведения.
Книга снабжена солидным справочным материалом.
|
ББК 85.313(3) |
ISBN 978-5-7140-1206-8 |
© АНО «Научно-издательская музыкальная |
|
коллегия им. П.И. Чайковского», 2010 |
Моим ученикам посвящаю
Предисловие
Живой символ искусства, пронесенный историей свозь века, преломляет в себе многообразные чувствования, многообразные идеи. Он — потенциал целой серии идей, чувств, волнений.
А н д р е й Б е л ы й
Настоящая книга посвящена творчеству Клода Дебюсси. Биография композитора уже достаточно подробно раскрыта в русскоязычной литературе и еще более подробно во французской'. К этой литературе я и отсылаю своего читателя. Думаю, что вся жизнь Дебюсси — это его музыка. О ней моя книга.
Родилась она в долгих многолетних размышлениях о новом, необычном мире звуков, в попытках понять, что же стоит за ними. К этому побуждал меня мой лекционный курс в Московской государственной консерватории. Талантливые студенты, которые вместе со мной разрабатывали отдельные проблемы творчества композитора (в творческих семинарах, курсовых, дипломных и диссертационных работах) стимулировали и мои собственные изыскания.
В последние десятилетия интерес к музыке Дебюсси небывало возрос, о ней пишут много, особенно во Франции. В России — напротив. После фундаментальной монографии Ю. Кремлева, единственная книга русских авторов, не считая небольших брошюр, это — сборник статей Дебюсси и музыка ХХвека^, в которых рассматриваются отдельные вопросы творчества композитора. Переведена на русский язык и опубликована прекрасная, хотя во многих воп-
' Я имею в виду монофафии: АльшвангА. Клод Дебюсси. М., 1935; Кремлев Ю. Клод Дебюсси. М., 1965; Мартынов И. Клод Дебюсси. М., 1964. Во Франции самое фундаментальное исследование жизни композитора содержится в книге историографа Ф. Лесюра: Lesure F. Claude Debussy. Biographie critique. Paris, 1994. Им же опубликовано последнее издание писем композитора: Debussy С. Correspondance 1884-1918. Paris, 1993; Lockspeiser Е., Halbreich Н. Claude Debussy. Paris, 1980. В конце данной книги помещен Хронограф с указанием важнейших событий в жизни композитора, а в Заключении изложены основные этапы творческого пути.
^ Дебюсси и музыка XX века. Л., 1983.
росах спорная, книга польского историографа С. Яроциньского
Дебюсси, импрессионизм и символизм^. И это все.
Современные французские музыковеды анализируют творчество Дебюсси в разных аспектах: одних интересует его гармония или форма, других — отдельные жанры, третьих — проблемы эстетики и т.д. Во всех изысканиях можно натолкнуться на прямо-таки полярные точки зрения. И это понятно. Писать о Дебюсси очень непросто. Композитор «невербальный». Как Моцарт. Хотя почти все его произведения имеют названия, музыка их окутана некой тайной. Неслучайно название книги В. Янкелевича — одного из самых тонких исследователей музыки Дебюсси — Дебюсси и тайна мгновения'^.
Э. Курт в своей знаменитой книге Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера сделал по этому поводу остроумное замечание: «Когда теория, стремясь охватить рассматриваемое явление в целом, старается найти четко обрисованные технические признаки, то она подвергается опасности, подобной тому, как если бы мы пытались осветить сумерки, желая рассмотреть их поточнее»^.
Данная монография есть только попытка приблизиться к тайне музыки Дебюсси, попытка понять ее суть, понять, что стоит за названиями произведений, которые так часто вводят в заблуждение тех, кто слишком доверяет им. Как не поразиться тому факту, что такие произведения как Море или Иберию кто-то мог отнести к натурализм}^.
Впрочем, я не могу тешить себя надеждой, что моя точка зрения на эту музыку и концептуальная основа, на которую я опираюсь, — единственно возможные. Совсем нет! И с уверенностью могу сказать, что у нее найдутся противники.
Разумеется, представления о Дебюсси со временем меняются, как и меняется представление о значении его искусства в истории музыки, об эстетике композитора, о сущности его произведений. Все дело в бездонной глубине и потаенном смысле того, что Дебюсси вкладывал в свою музыку, может быть, до конца сам того не осо-
' Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. М., 1978. " Yankelevitch V. Debussy et le myst^re de I'instant. Paris, 1989.
'Kypm Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера. М., 1975.
С.361.
'См.: Кассу Ж. (при участии П. Брюнеля, Ф. Клодона, Ж. Пийемана, Л. Ришара). Энциклопедия символизма. М., 1999. С. 314.
знавая. Это заставляет вслушиваться в нее и всматриваться в нотный текст все пристальнее и пристальнее.
Искусство Дебюсси открывает для каждого исследователя безграничные возможности рассматривать его в различных аспектах: в плане эстетики, понимания смысла каждого произведения, анализа его языка. Поэтому неизбежна множественность точек зрения на творчество Дебюсси.
Что касается концептуальной основы данной книги, то она заключается в нескольких ключевых моментах:
1. Все творчество Дебюсси я представляю как целостный организм во взаимосвязи всех жанров, центром взаимопритяжения которых стала опера Пеллеас и Мелизанда. Она исток всего. К ней стягиваются нити от более ранних произведений, от нее расходятся лучи, освещая почти всё последующее. Ассоциации с нею делают возможным истолковывать потаенный смысл многих сочинений.
2.В связи с этим в анализах я опираюсь на ассоциативный метод, или, иными словами, — на метод звукового символизма как главный у композитора. Мне нравится высказывание (от которого я оттолкнулась) одного из французских критиков о музыке Дебюсси:
«Это собор, полный символов, движущихся во времени»''. Прекрасный афоризм!
3.Эстетическая основа творчества Дебюсси, по моему убеждению, — это синтез многих составляющих: импрессионизма, символизма, неоклассицизма, даже экспрессионизма. Я не могу согласиться ни с С. Яроциньским, который весь пафос своей книги направил на то, чтобы доказать, что импрессионизм к эстетике Дебюсси не имеет никакого отношения, ни с А. Букурешлиевым^ который, напротив, не видит в музыке Дебюсси никакого символизма. (Андре Букурешлиев — современный французский композитор, пианист и музыкальный критик, которому принадлежит одна из последних книг о Дебюсси.)
Вместе с тем, книги С. Яроциньского, А. Букурешлиева (добавлю еще фундаментальный совместный труд Э. Локспейсера и Г. Хальбрейха^, как и многие другие работы) являются важной основой для осмысления искусства Дебюсси. Среди использованной литературы на мои позиции более всего повлияла книга Дебюсси и
' Emmanuel М. PelMas et Melisande de Debussy. Etude et analyse. Paris, 1924. P. 35. ^ Boucourechliev A. Debussy. La r6volution subtile. Paris, 1994.
' Lockspeiser E., Halbreich H. Claude Debussy. Paris, 1980.
тайна мгновения В. Янкелевича, тонкие и глубокие наблюдения и обобщения которого вплотную подвели меня к анализу музыки Дебюсси с позиций музыкального символизма.
Работа предназначена для студентов музыкальных вузов, изучающих курс современной музыки. Она может оказаться полезной и для преподавателей, ведущих этот курс. Надеюсь, что и исполнители музыки Дебюсси смогут расширить свое представление об этом композиторе и содержании его музыки. Книга может представить интерес и для просвещенных любителей музыки.
Все идеи данной работы были апробированы на нескольких конференциях. Поддержку им оказали профессора Парижской национальной консерватории, которым я бесконечно признательна: месье Christian Accaoui (Христиан Аккауи) — специалист по музыке Дебюсси, читающий курс эстетики, а также композитор и теоретик мадам Edith Jel6t (Эдит Желе), ведущая курс анализа.
Текст книги был обсужден на кафедре истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. За ценные замечания и уточнения выражаю благодарность заведующему кафедрой профессору Михаилу Александровичу Сапонову, профессорам Ирине Васильевне Коженовой, Георгию Вильгельмовичу Крауклису, Екатерине Михайловне Царевой, доценту Евгении Давьщовне Кривицкой.
На всех этапах работы над книгой бесценную помощь в ее редакции мне оказывали мой муж Анатолий Александрович Кокорев, а в контакте с компьютерной техникой помогал мой внук Богдан Кокорев.
Выражаю также огромную благодарность всем, кто принимал участие в подготовке книги к печати: Л.Ф. Новиковой, И.Б.Власовой, И.А. Вицинской, Е.А. Базилевской-Головкиной.
Моя особая признательность главному редактору издательства В.В. Рубцовой.
Переводы французских текстов, когда в книге не приводятся имена переводчиков, принадлежат автору данной монографии.
1 zak218
Глава первая
Дебюсси и XX век. Эстетика. Истоки стиля.
Великий творец всегда идет впереди своего времени, он отвечает на не
поставленные еще вопросы.
М. Б а х т и н
Смысл искусства великого творца раскрывается далеко не сразу, а в «долгом» времени. Современники не в силах оценить его открытия и достижения. Требуется минимум сто лет, чтобы раскрылся истинный смысл того, что сделал он для истории. И когда флюиды его открытий разойдутся по разным направлениям и войдут в плоть и кровь творчества многих художников, тогда становится ясно, кто был у истоков этих открытий, каково его историческое место и чем ему обязаны последующие поколения...
Судьба Дебюсси сложилась счастливо. Он познал радость признания при жизни. Его музыка, едва только была поставлена опера Пеллеас и Мелизанда, покорила Европу, вытеснила (по крайней мере, из умов) Вагнера, тяжелый пресс которого к началу XX века достиг апогея.
Однако могли ли современники в полной мере представить, кем станет Дебюсси для всей музыки XX века, какое влияние он окажет? Ведь многие идеи, которые вьщвинула новая музыка и прародителем которых был Дебюсси, для его современников просто не существовали. Могли ли они во всей глубине понять, что вложил в свои произведения композитор, что зашифровал? Думаю, что в начале XXI века мы только приближаемся к пониманию Дебюсси.
Фигура Дебюсси в настоящее время несказанно выросла в наших глазах. Он был великим новатором, основоположником новой эры в искусстве. Именно он открыл дорогу новому музыкальному мышлению, предвосхитив едва ли не все течения и направления музыки XX века. И это мнение уже утвердилось в литературе о Дебюсси.
«Открыв окно, Мелизанда выпустила на свет современную музыку», — лаконично и красиво, как умеют сформулировать мысль французы, сказал об этом Андре Мессаже, первый дирижер оперы Пеллеас и Мелизанда. Эволюция музыкального искусства на протя-
10
жении предшествующего века и до наших дней только подтверждает сказанное.
Подобно тому, как французский символизм оказал влрыние на мировую поэзию — русскую, немецкую, австрийскую, как живопись импрессионистов заняла центральное место в искусстве конца XIX — начала XX веков, так и Дебюсси вывел французскую музыку в лидеры европейского искусства. Музыкальным центром Европы становится в Париж.
Воздействие гения Дебюсси на современников было мощным. Его прямыми наследниками стали французские композиторы: Равель, Мийо, Пуленк, Мессиан, Жоливе, Булез, Дютийе... Его влияние распространилось во всем мире, о чем свидетельствует творчество Стравинского, Бартока, Шимановского, Фальи, Берга, Веберна и многих других.
Именно с Дебюсси берет начало мощное движение в искусстве XX века, которое разветвилось по многим направлениям, но сущность их одна: уход от романтизма, отказ от романтического способа постигать и отражать мир. То, что одним словом называют антиромантизм.
Великий русский философ Николай Бердяев в своей книге Смысл истории, написанной еще в 30-е годы прошлого века, но опубликованной в Париже в 1969-м году, а в России — в 1990-м, делает очень ценное для понимания новой музыки открытие, говоря о
гибели |
целостного |
человеческого |
образа как |
вели- |
чайшей |
темы и с кус |
cm в а. «Человекперестаетигратьту |
цен- |
тральную и обособленную роль, которую он играл в ренессансный, гуманистический период истории, он вступает в иные космические планы, начинает чувствовать себя управляемым демонами или ангелами»^".
Н. Бердяев чутко уловил, хотя и не был музыковедом, что начало этому положил Дебюсси. И именно он первый сказал, что с Дебюсси начинается новая музыка.
Действительно, в творчестве Дебюсси исчезает романтический герой, тем более и романтический супергерой, исчезает одна из важнейших тем романтического искусства — тема исповедальности, столь важная для его современника Малера. А сам Дебюсси «появляется как антигерой, антисуперчеловек. Его речь — без крика, без жестов, без труб и литавр», — метко сказал А. Букурешлиев".
|
Бердяев Н. Смысл истории. М., 1990. С. 136. |
|
" Boucourechliev А. Debussy. La rdvolution subtile. P. 17. |
r |
11 |