ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
Мессиан_Турангалила-симфония
1.1948 - год написания
2.единственная симфония
3.два солирующих инструмента: фп и "волны Мартено"
4.присутствует (довольно редкое для Мессиана) развитие тем
5.образ
-зашифрован в названии
-в слове Турангалила (с санскрита) заложено множество значений а) лила - игра созидания и разрушения б) игра жизни и смерти в) означает еще и любовь
г) туранга - бегущее время д) турангалила - песнь любви, гимн радости, движению, ритму жизни и смерти
е) индийский вариант "Тристана и Изольды" 6. цикл
-из десяти частей
-для тройного состава орк. с расширенной группой ударных с двумя солирующими инструментами 7. архитектоника симфонии
-имеет место повторение названий частей
1)Интродукция
2)Первая песнь любви
3)Турангалила
4)Вторая песнь любви
5)Кровавое ликование звезд
6)Сад сна любви
7)Вторая Турангалила
8)Развитие любви
9)Третья Турангалила
10)Финал
-все четные части воплощают главную тему - любви (медитативная сфера)
-три Турангалилы посвящены теме игры жизни и смерти (драматическая сфера)
-центр симфонии (первая кульминация) - пятая часть/кровавое ликование звезд
-вторая кульминация и итоговое обобщение - финал
-обе эти части - гигантское скерцо
8. лейтмотивы
-через всю симфонию проходят четыре лейтмотива а) тема статуи б) тема цветка в) тема любви
г) тема аккордов
9.тема статуи - цифра 2
- в аккордовом изложении - поручена тромбонам и низким духовым - звучит всегда fortissimo
- образ: fatum (древние мексиканские монументы)
10.тема цветка
-цифра 9
-лаконичная
-поручена двум кларнетам
-динамика - pianissimo
-образ: нежная орхидея, красный гладиолус, гибкий вьюнок 11. тема любви
-комплекс лирических тем
-звучат в разных частях
-интонация варьируется
-темп (Lento) везде
-тембр солирующей скрипки и "волн Мартено"
-излагают мелодию в унисон
-аккордовое сопровождение 12. тема аккордов
-служит в качестве фонового материала
-тесситурный диапазон охватывает верхний и нижний регистры 13. форма частей
-состоит из чередования нескольких тематических блоков
-иногда контрастных, иногда развивающего типа
14. оркестровка
-очень красочная
-линия французского симфонизма
-широко исп. ударные (часто имитируют яванский гамелан)
-особую роль играют фортепианные каденции а) в Интродукции каденция подготавливает центральный раздел
б) в 4-й части каденция связывает репризу и коду в) в 5-й каденция вступает перед генеральной кульминацией
г) каденция открывает 7-ю часть 15. эстетико-стилевой синтез
-импрессионизм
-неоромантизм
-фовистские черты, "варварская" ритуальная пляска, идущая от Стравинского