Файл: Мессиан_Турангалила-симфония.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мессиан_Турангалила-симфония

1.1948 - год написания

2.единственная симфония

3.два солирующих инструмента: фп и "волны Мартено"

4.присутствует (довольно редкое для Мессиана) развитие тем

5.образ

-зашифрован в названии

-в слове Турангалила (с санскрита) заложено множество значений а) лила - игра созидания и разрушения б) игра жизни и смерти в) означает еще и любовь

г) туранга - бегущее время д) турангалила - песнь любви, гимн радости, движению, ритму жизни и смерти

е) индийский вариант "Тристана и Изольды" 6. цикл

-из десяти частей

-для тройного состава орк. с расширенной группой ударных с двумя солирующими инструментами 7. архитектоника симфонии

-имеет место повторение названий частей

1)Интродукция

2)Первая песнь любви

3)Турангалила

4)Вторая песнь любви

5)Кровавое ликование звезд

6)Сад сна любви

7)Вторая Турангалила

8)Развитие любви

9)Третья Турангалила

10)Финал

-все четные части воплощают главную тему - любви (медитативная сфера)

-три Турангалилы посвящены теме игры жизни и смерти (драматическая сфера)

-центр симфонии (первая кульминация) - пятая часть/кровавое ликование звезд

-вторая кульминация и итоговое обобщение - финал

-обе эти части - гигантское скерцо

8. лейтмотивы

-через всю симфонию проходят четыре лейтмотива а) тема статуи б) тема цветка в) тема любви

г) тема аккордов

9.тема статуи - цифра 2

- в аккордовом изложении - поручена тромбонам и низким духовым - звучит всегда fortissimo

- образ: fatum (древние мексиканские монументы)

10.тема цветка

-цифра 9

-лаконичная

-поручена двум кларнетам

-динамика - pianissimo

-образ: нежная орхидея, красный гладиолус, гибкий вьюнок 11. тема любви

-комплекс лирических тем


-звучат в разных частях

-интонация варьируется

-темп (Lento) везде

-тембр солирующей скрипки и "волн Мартено"

-излагают мелодию в унисон

-аккордовое сопровождение 12. тема аккордов

-служит в качестве фонового материала

-тесситурный диапазон охватывает верхний и нижний регистры 13. форма частей

-состоит из чередования нескольких тематических блоков

-иногда контрастных, иногда развивающего типа

14. оркестровка

-очень красочная

-линия французского симфонизма

-широко исп. ударные (часто имитируют яванский гамелан)

-особую роль играют фортепианные каденции а) в Интродукции каденция подготавливает центральный раздел

б) в 4-й части каденция связывает репризу и коду в) в 5-й каденция вступает перед генеральной кульминацией

г) каденция открывает 7-ю часть 15. эстетико-стилевой синтез

-импрессионизм

-неоромантизм

-фовистские черты, "варварская" ритуальная пляска, идущая от Стравинского