Файл: программа по фортепиано.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.10.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Современные технологии и методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета «Фортепиано» используются следующие технологии и методы обучения:

  • информационно-коммуникационные технологии – анимация, фрагменты мультипликации, звуковые фонограммы, электронные музыкальные презентации и клипы, музыкальные физминутки, дикторский текст;

  • технология образовательного проектирования – программирование планируемого результата по системе: целевой компонент, содержательный компонент, операционно-технологический компонент, диагностико-результативный;

  • интегрально-матричная технология: (цветомузыкальное развивающее обучение цвет +звук+движение) – гармоничное сочетание цвета, звука, движения, обучающие модели и пособия, цветомузыкальные развивающие компьютерные программы, нотные сборники с иллюстрациями, песенки-раскраски;

  • игровая технология;

  • проблемно-поисковая технология - самостоятельность музыкального мышления учащихся в процессе активного познания музыкального искусства;

открытие неизвестного нового.

  • методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

  • метод соучастия;

  • метод импровизации;

  • аналитический метод;

  • инновационные методы;

  • словесный;

  • наглядный;

  • практический;

  • метод активизации зрительного и слухового восприятия;

  • метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений;

  • метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий).

  1. Описание материально-технических условий реализаций учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета оснащаются фортепиано, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью и оформляются наглядными пособиями.

Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.


В процессе обучения учащиеся должны:

- овладеть навыками индивидуальной и групповой работы, концертной деятельности, навыками игры на фортепиано;

- уметь грамотно, выразительно исполнять фортепианные произведения основных жанров и стилевых направлений как сольно, так и в ансамбле

- читать нотный текст с листа;

- владеть знаниями в области музыкального искусства;

- уметь словесно проанализировать фортепианное произведение, т.е. сделать его анализ.

Содержание учебного процесса

Программа по предмету «Фортепиано» реализуется в структуре дополнительной образовательной программы в области музыкального искусства, рассчитанной на 3 года обучения.

  • воспитание у обучающегося интереса к восприятию музыкального искусства, самостоятельному музыкальному исполнительству;

  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

  • знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);

  • знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;

  • знание профессиональной терминологии;

  • наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений различных жанров и форм, несложных хоровых партитур;

  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

  • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

  • наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.


  1. Годовые требования. Содержание разделов

1 Год Годовые требования:

В течение учебного года ученик изучает:

  1. 10 -15 различных музыкальных произведений:

народные песни, пьесы песенного, танцевального характера, этюды, ансамбли.

2. Подбор по слуху от разных звуков песенных попевок, простейших песен.

3. Техника Ознакомление с построением гамм, аккордов и арпеджио.

  1. Подбор по слуху легких мелодий одноголосно.

  2. Транспонирование. Чтение с листа.

  3. Мажорные и минорные гаммы.

Примерный репертуар:

1. «Азбука игры на фортепиано»

Учебное пособие. Составитель Барсукова С.

2. «Азбука юного пианиста»

Автор - составитель Хасанова Ч.И.

3.«В музыку с радостью»

4. «Музыкальные картинки»

Составители: Геталова О., Визная И.

Автор Дьяченко Н.

5. «Здравствуй, малыш!»

Составитель Бахмацкая О.

6. «Малыш за роялем»

7. «Музыкальная азбука»

Авторы-составители: Лещинская И., Пороцкий В.

Составитель Кончаловская Н.

8. «Музыкальный букварь»

Автор Ветлугина Н.

9. «Музыкальные картинки»

Автор Хереско Л.

10. «Первая встреча с музыкой»

Учебное пособие Артобалевской А.

11. «Путь к музицированию».

Школа игры на фортепиано.

Под общей редакцией Баренбойма Л.

12 «Фортепиано»

Интенсивный курс.

Тетрадь 1.

Составитель Смирнова Т.

13. Фортепиано. 1 класс.

14. «Фортепианная азбука»

Составитель Милич .

Автор Гнесина Е.

15. Хрестоматия педагогического

репертуара для фортепиано.

Выпуск 1.

Составители: Любомудрова Н., Сорокин К.,

Туманян А.

17. «Школа игры на фортепиано»

18. Юный пианист. Выпуск 1.

Под общей редакцией Николаева А.

Составление и редакция Ройзмана Л.,Натансон В.


Аллегро. Фортепиано.

Интенсивный курс. Часть 1.

Составитель Смирнова Т.

Артоболевская А.

Первая встреча с музыкой (учебное пособие)

В музыку с радостью.

Составители: Геталова О.,

Визная И.

Педагогический репертуар. Хрестоматия для фортепиано.

1 класс.

Редакторы-составители: Любомудрова Н., Сорокин К.,

Туманян А.

Фортепиано. 1 класс.

Составитель Милич Б.

Школа игры на фортепиано (под общей редакцией Николаева А.)

Юный пианист. Выпуск1

Составители-редакторы:

Ройзман Л., Натансон В.

Бетховен Л. «Немецкий танец»

Крутицкий М. «Зима» (с элементами полифонии)

Парусинов А. «Танец с песней»

Стрибогг И. «Вальс петушков»

Гедике А. «Танец»

Градески Э. «Задиристые буги»

«Контраданс» переложение Ляховицкой С.

Сперонтес С. «Менуэт» (с элементами полифонии)

Гайдн Й. «Анданте»

Блок В. «Медведь в лесу»

Ботяров Е. «Танец»

Казахская народная песня «Степь» (с элементами полифонии)

«Латышский народный танец» в обработке Жилинского А

Слонов Ю. «Веселая игра»

Степовой Я. Пчелка» (с элементами полифонии)

Тюрк Д. «Ариозо» (с элементами полифонии)

Балтин А. «Дождь танцует»

Белорусская народная песня «Бульба»

Власов Л. «Метелица»

Грузинская народная песня «Сулико» (с элементами полифонии)

Дремлюга Н. «О зайчике» (с элементами полифонии)

Курочкин В. «Вальс»

Леденев Р. «Тихо все кругом» (с элементами полифонии)

Майкапар С. «Пастушок»

Мясковский Н. «Беззаботная песенка»

Рюигрок А. «Горе куклы»

Украинская народная песня «На горе, горе»

(с элементами полифонии)

Абелев Ю. «В степи» (с элементами полифонии)

«Башкирская песенка» в обработке Розанова А.

Кабалевский Д. «Ежик»

Колодуб Ж. «Вальс»

Русская народная песня «Калинка»

Вакерлен Ж. «Пьеса»

Моцарт Л. «Менуэт»

Русская народная песня «Ах вы, сени»

(с элементами полифонии)

Русская народная песня «Как под яблонью»

Антюфеев Б. «Дождик»

Бер О. «Темный лес»

Львов-Компанеец Д. «День рождения»


Артоболевская А.

Хрестоматия маленького пианиста (учебное пособие)

Беренс Г.

Гнесина Е.

Лекуппе Ф.

Фортепиано. 1 класс.

Редактор Милич Б.

Черни К.

Шитте Л.

Гедике А. Этюды. Соч. 6: №№ 2, 5-6

Беркович И. Этюд на тему Паганини

Соч. 70. 50 маленьких фортепианных пьес:

№№ 1-30

Фортепианная азбука (по выбору)

Ор. 17. 25 маленьких этюдов: «№№ 1, 5-6

Этюды (по выбору)

Избранные фортепианные этюды

(под редакцией Гермера Г.) Часть 1: №№ 1-6

Соч. 108. 25 маленьких этюдов: №№ 1-10

Соч. 160. 25 легких этюдов: №№ 1-15