ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
ЦЕНТРАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА
Государственное бюджетное учреждение культуры города москвы « дом культуры «гайдаровец»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБУК ДК «Гайдаровец»
_______________________А.Н. Тахтаров
«___»_________________________ 2014 г.
Направление: вокально-хоровое
ПРОГРАММА
Творческая местерская «Музыка без границ»
Фортепиано
Возраст: от 18 лет
Руководитель
А.А.Попов
МОСКВА
2014 год
Программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение».
Цель программы:
сформировать правильный художественный вкус к музыкальной культуре;
развить музыкально-творческие способности, образное мышление, слух (интонационный, гармонический), чувство ритма, музыкальной памяти, исполнительской воли и выдержки.
Задачи:
индивидуально осуществлять музыкальное развитие каждого ученика. Развить способность и желание вслушиваться в музыку и размышлять о ней, значительно активизируя работу с репертуаром.
способствовать овладению основными пианистическими приёмами игры на инструменте, развитию музыкального слуха и памяти, чувства ритма.
научить ученика самостоятельно разбирать и грамотно выразительно исполнять (по нотам и наизусть) на фортепиано произведения.
сформировать у него навык чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в ансамблях.
приобщить к музыкальному творчеству посредством слушания и исполнения произведений.
привить культуру звукоизвлечения, научить понимать характер, форму и стиль музыкального произведения, т.е. способствовать становлению культуры исполнительского мастерства;
сформировать пианистическую базу для дальнейшего самостоятельного музыкального развития.
Структура программы
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Хоровое пение».
Обучение игре на фортепиано неотделимо от воспитания характера учащегося в целом. В результате обучения игре на фортепиано происходит развитие способностей человека в различных областях, порой не связанных с музыкой.
Работая с учащимися, педагог воспитывает эстетический вкус, развивает способности, музыкальное мышление, учит словесно охарактеризовывать исполняемые произведения. Часто в представлении ученика, пение связано с выразительностью музыкальной или речевой интонации, а игра на фортепиано воспринимается отдельно от вокального искусства.
По окончании обучения, учащийся сумеет грамотно разбирать нотный текст. По нотам или наизусть исполнять музыкальные произведения, научится игре в ансамбле. Получит навык чтения с листа.
В учебном процессе педагог учитывает индивидуальность каждого, пытаясь найти наиболее правильные методы работы. Независимо от степени одаренности учит понимать характер, форму, штрихи, стиль музыкальных произведений.
Репертуар программы отражает не только академическую направленность. Большой интерес проявляется к произведениям современных композиторов, джазовой музыке. Такое разнообразие дает возможность выбора для одного и того же класса различных по трудности вариантов программ.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Фортепиано» для взрослых составляет 3 года.
Объем учебного времени на реализацию учебного предмета – 120 или 240 часов. В зависимости от уровня способностей и музыкальной подготовки учащегося.
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Реализация учебного плана по предмету «Фортепиано» проводится в индивидуальной форме.
Для учащихся по предмету «Фортепиано», получившихначальное музыкальное образование в ДМШ или ДШИ предусмотрены 1 раз в неделю по 1 часу.
Для учащихся с нулевым уровнем подготовки занятия два раза в неделю по 1 часу.
В процессе обучения учащиеся должны:
- овладеть навыками индивидуальной и групповой работы, концертной деятельности, навыками игры на фортепиано;
- уметь грамотно, выразительно исполнять фортепианные произведения основных жанров и стилевых направлений как сольно, так и в ансамбле
- читать нотный текст с листа;
- владеть знаниями в области музыкального искусства;
- уметь словесно проанализировать фортепианное произведение, т.е. сделать его анализ.
Обоснование структуры программы учебного предмета
Программа «Фортепиано» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.
Программа содержит следующие разделы:
распределение учебного материала по годам обучения;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
Программа обучения построена таким образом, что каждый год имеет единую стержневую тему, вокруг нее объединяются остальные разделы содержания, постепенно укрупняется масштаб изучения, нарастает сложность поставленных задач (концентрический метод).
Первый год обучения посвящен введению ученика в мир музыки; знакомство с музыкальным инструментом, его возможностями; постановка пианистического аппарата; познание принципа нотописания, запоминание расположения нот на нотоносце; хорошего ориентирования на клавиатуре фортепиано; первые представления о характере мелодии, фразе, цезуре (дыхание), сходстве и контрастности мелодических построений; выработка слуховых различий простейших длительностей; основные приемы звукоизвлечения (legato, non legato, staccato); развитие элементарных навыков выразительного исполнения легчайших одноголосных мелодий.
А также овладение элементарными, двигательными навыками (экономичность и пластичность движений, удобство и легкость исполнения); знакомство с иностранными обозначениями темпов, динамики; добиваться выразительного интонирования мелодии и осмысленного исполнения фразировки; развивать слуховое и исполнительское усвоение двухэлементной ткани двумя руками одновременно; совершенствовать мелкую технику и овладевать элементарными приемами аккордово-интервальной техники.
Второй год обучения – добиваться темповой устойчивости, ритмической и динамической четкости и ровности, артикуляционной ясности исполнения; понятие основных темповых и динамических обозначений; осознание учащимися характера, образа исполняемых произведений; накопление музыкально-слуховых, технических и организационных навыков при разучивании произведений; привитие самостоятельности в разборе текста; развитие гармонического, тембро-динамического слуха; естественное усвоение двигательных навыков на базе изучения художественных произведений; понятие основных темповых, динамических обозначений; освоение пунктирного ритма; понимание музыки, ее формы и содержания; музыкального компонента: эмоционального воздействия и переживания музыки; осмысление закономерности развития музыкальной ткани, логики гармонических последовательностей и движения голосов; развитие технических навыков (упражнения, этюды, гаммы); других видов фортепианной техники; совершенствование единства двигательно-технических задач с художественно-музыкальными; понятие основных темповых и динамических обозначений; формирование активного, самостоятельного, творческого мышления; владение интонационной сферой звучания, динамической и агогической нюансировкой, ритмо-темповой выразительностью.
Третий год обучения предполагает формирование масштабного музыкального мышления при исполнении произведений крупной формы; овладение навыками полифонического мышления и исполнения (имитационная полифония); добиваться естественной связи педализации с интонированием мелодии, сменами гармонии и темпо-динамической нюансировкой; работа над разными видами мелкой и крупной техники; подбор песен с аккомпанементом; чтение 2-х и 3-х-голосных партитур; привитие творческого музыкального мышления, осознанного исполнения музыки; чтение гармонических схем, записанные буквенными или цифровыми символами; освоение ритмических фигур, мелизмов (мордентов, группетто, коротких трелей и т.д.); воспитание музыкального вкуса, ориентации в стилевых и жанровых особенностях музыки; подбор песен с аккомпанементом; чтение 2-х и 3-х-голосных партитур; овладение новыми, более тонкими и дифференцированными средствами выразительности; педализация исполняемых произведений; работа над развитием способности мыслить более масштабно; сочетать контрастные образы и темы, владение различными видами фактур; подбор песен с более сложным аккомпанементом; чтение 2-х, 3-х-голосных хоровых партитур.