ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.10.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
«С крепкий дуб тебе повырасти»
Хор из оперы «Сказка о царе Салтане».
муз. Н. А. Римского-Корсакова
либ. В. Бельского
Николай Андреевич Римский-Корсаков (18 марта 1844 - 21 июня 1908) – всемирно известный русский композитор-классик, педагог, дирижер, автор трудов об оркестре, музыкальный писатель. Автор 15 опер, 3 симфоний, целого ряда симфонических произведений, инструментальных концертов, кантат, камерно-инструментальной, вокальной и духовной музыки. Его творчество самобытно, но вместе с тем опирается на классические традиции, творчески развивая и дополняя их новыми для той эпохи идеями.
Римский-Корсаков родился в Тихвине, небольшом городке Новгородской губернии, где жил его отец, отставной губернатор. Живя в Тихвине, будущий композитор слушал русские народные песни, видел старинные русские обряды. Эти детские впечатления оказали влияние на характер будущего композитора и на его дальнейшее творчество. Римского-Корсакова с детских лет обучали фортепьянной игре, и уже в раннем возрасте он начал сочинять музыку. Его способности к музыке проявились с раннего детства, он прекрасно различал мелодии, которые ему пела мать. А уже в возрасте трех лет бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано. Отец часто специально менял темп и ритм, но мальчик безошибочно следовал за ним. Когда ребенок немного повзрослел, он научился нотам и на слух мог назвать любой из тонов фортепиано, мать взялась обучать ребенка игре на этом инструменте. Вскоре он освоил все, что умела мать, и тогда родители пригласили профессиональную учительницу игры на фортепиано. Учеба давалась Николаю легко не только в области музыкального образования. Он очень рано научился читать, быстро освоил арифметику. Родители, видя способности сына, пророчили ему большое будущее, правда, не в творческой сфере - они хотели бы, чтобы их сын стал морским офицером. Он и сам тогда ещё не думал связывать свою жизнь с музыкой. По примеру старшего брата и своего дяди он мечтал о флотской карьере. Поэтому в возрасте двенадцати лет Римский-Корсаков поступил в петербургский Морской корпус — военное училище, готовившее офицеров. Однако очень скоро мальчик понял, что военно-морская служба не столь интересна, как ему представлялось в раннем детстве. Музыка его интересовала гораздо больше, и он параллельно учебе в Морском корпусе продолжил обучаться игре на фортепьяно, стал посещать оперу и концерты, пробовал сочинять собственную музыку.
В 1858 году он впервые услышал оперу Михаила Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Она произвела на него столь потрясающее впечатление, что он ходил на нее несколько раз. Потом последовала опера «Руслан и Людмила», и вновь Николая поражает творчество Глинки. Преклонение перед великим Глинкой Римский-Корсаков пронес через всю свою жизнь. В то время он встретился с известным композитором М.А. Балакиревым. Один из крупнейших деятелей русского музыкального искусства XIX века, он тогда находился в расцвете творческих сил. «С первой встречи, - вспоминал Римский-Корсаков, - Балакирев произвел на меня громадное впечатление. Превосходный пианист, играющий все на память, смелые суждения, новые мысли, и при этом композиторский талант, перед которым я уже благоговел». Балакирев познакомился с сочинениями Римского-Корсакова и понял, что семнадцатилетнему кадету суждено стать великим музыкантом. Он предложил Римскому-Корсакову написать симфонию, и с этого времени Римский-Корсаков решил посвятить свою жизнь музыке. Он с головой окунулся в работу над своей Первой симфонией.
В апреле 1861 года Николай Римский-Корсаков, закончив обучение с хорошими оценками, был направлен гардемарином в кругосветное плавание на военном учебном клипере «Алмаз». 21 мая 1865 года клипер «Алмаз» прибыл в Кронштадт. Римcкий-Корсаков стал мичманом.
Николай Андреевич нес службу на берегу и продолжал сочинять музыку, в декабре 1865 года завершив свою Первую симфонию. Ее исполнение проходило под управлением самого Балакирева. Произведение было еще незрелым, чувствовалось, что молодой композитор находится в творческом поиске и его стиль еще не устоялся. Однако уже в Первой симфонии чувствовался сильный, самобытный талант. Затем последовала «Увертюра на три русские темы» (первая редакция — 1866) и «Сербская фантазия» (1867). Под влиянием Балакирева композитор обратился к славянским народным мелодиям, что придавало его творчеству национальный колорит. В это же время Римский-Корсаков создавал симфоническую картину «Садко» и параллельно писал романсы. Творческий талант Николая Андреевича рос на глазах. В «Садко» композитор нашел свой художественный стиль, определил свойственный его творчеству круг образов. В «Садко» новизна музыки удивляла слушателей, композитору очень точно удалось передать впечатление неторопливого могучего движения волн. Вместе с тем композитор выступил не только как новатор, но и как продолжатель традиций европейского симфонизма, связанных с именами Берлиоза и Листа, творчество которых повлияло на композитора.
«Садко» был триумфально встречен публикой, и, воодушевленный удачей, Римский-Корсаков быстро написал симфоническую сюиту «Антар», в основе сюжета которой лежала восточная сказка Сенковского. Содержание сказки раскрыто композитором как ряд ярких музыкальных картин, сменяющих друг друга. Сюита «Антар» вновь оказалась успешной, и молодого композитора начали признавать мастером симфонической музыки. Интерес к музыке Востока был характерен для русских композиторов XIX века. Тема Востока останется важной линией творчества на протяжении всей дальнейшей жизни Римского-Корсакова.
В 1871 году Римский-Корсаков становится профессором Петербургской консерватории. А в 1872 году добивается очередного крупного успеха - он завершает оперу «Псковитянка». Это произведение о судьбе народа в эпоху объединения Руси и образования мощного Русского государства. Сюжет ее взят из одноименной пьесы известного русского поэта и драматурга Л. А. Мея. Главное действующее лицо оперы —Иван Грозный, показан сложным и противоречивым человеком. Величавая мелодия распева при появлении царя — одна из многих удачных находок, которыми полна «Псковитянка», настолько высоко оценивалась автором, что он повторил ее позже в опере «Царская невеста».
«Псковитянку» называют высшим достижением первого периода творчества композитора. После этого музыкальная деятельность Римского-Корсакова значительно расширилась, он стал инспектором духовых оркестров военно-морского ведомства (1873—84), директором «Бесплатной музыкальной школы» (1874—81). К этому периоду относится и появление новой оперы - «Майская ночь». Николай Андреевич говорил, что Гоголь – это один из его любимых писателей, а его «Майская ночь» - одно из его самых лучших произведений. В «Майской ночи» находит свое оформление важное для драматургии последующих опер Римского-Корсакова соединение двух миров: мира реальности (народно-бытовой сферы) и фантастичного потустороннего мира. Премьера оперы состоялась 9 января 1880 года в Мариинском театре. И вновь публика была в восторге. Следующая опера - «Снегурочка» по сказочной пьесе А. Н. Островского впервые исполняется в 1881 году. И вновь триумф.
Отныне Римский-Корсаков - видная фигура в отечественной музыке, общепризнанный авторитет, почитаемый профессиональными музыкантами и публикой.
В операх начала XX века композитор отдал дань новым тенденциям русского музыкального искусства, это «Сказка о царе Салтане» (1990), «Кощей Бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904). Последняя опера композитора — «небылица в лицах» «Золотой петушок» (1907) - содержала едкую сатиру на самодержавие.
В 1908 году композитор ушел из жизни.
Заслуги Римского-Корсакова общепризнанны. Композитор стоит в ряду выдающихся музыкантов мирового масштаба. Еще при жизни Римского-Корсакова его произведения получили широкую известность не только в России, но и в Европе. Их исполняли в Брюсселе, Париже и Праге.
Его педагогическая деятельность также была исключительно успешной. Римский-Корсаков воспитал около 200 композиторов, дирижеров, музыковедов, среди которых — Прокофьев, Стравинский, Глазунов, Ипполитов-Иванов, Лядов, Мясковский.
Римский-Корсаков обобщил свой педагогический опыт в учебниках гармонии и оркестровки, его труды по теории музыки также в числе его несомненных заслуг.
Опера «Сказка о царе Салтане» написана в 4 действиях с прологом. Либретто В. Бельского по одноименной сказке А. Пушкина с сохранением многих стихов подлинника. Премьеры первых постановок: Москва, Товарищество русской частной оперы, 21 октября 1900 г., под управлением М. Ипполитова-Иванова, художник М. Врубель. Петербург – Большой зал консерватории 22 декабря 1902 г.
В опере использованы традиции народного театра, скоморошьей игры, приемы сказа. Основная её мысль заключается в том, что искусство и красота побеждают трудности жизни, преображают мир; она воплощена в высокопоэтической форме. Поэтическая стихия связана с образами Милитрисы, Гвидона, Царевны Лебеди, с запечатленными в несравненных по красоте симфонических интерлюдиях картинами природы — морской и небесной стихий — и чудесами Леденца.
Голоса чародеев и духов, бояр, боярынь, придворных, нянюшек, дьяков, стражников, войска, корабельщиков, звездочётов, скороходов, певчих, слуг и прислужниц, плясунов и плясунь, народа, тридцати трёх морских витязей с дядькой Черномором, белки, шмеля - исполняет хор.
Действие происходит частью в городе Тмутаракани, частью на острове Буяне.
Хор «С крепкий дуб тебе повырасти» из Первого действия оперы. Народ с поклонами обращается к Царевичу Гвидону, желает ему всяких благ. В литературном подлиннике «Сказки о Царе Салтане» слов, взятых для хора, нет. Можно предположить, что текст составлен автором либретто В. И. Бельским. По своему характеру текст близок русским былинным сказаниям. Текст написан тоническим стихом. Для тонического стиха характерно ударение на 3 слог от начала и от конца строки. В таком стихе может отсутствовать рифма. Кроме того, текст имеет циклическую форму, т. е. каждая последующая строфа начинается со слов предыдущей строфы.
«С крепкий дуб тебе повырасти,
Выше облак вознесись умом.
Дай-то Боже!
Выше облак вознесись умом,
Научиться всем премудростям,
Научиться всем премудростям,
Суд чинить, расправу царскую.
Дай-то Боже!
В пору время оженитися,
Взять из-за моря хозяюшку,
Дай-то Боже!
Взять из-за моря хозяюшку,
С ней нажить казну несметную!
Дай-то Боже!
С ней нажить казну несметную,
Народить двеннадцать сыновей.
Народить двеннадцать сыновей,
До ста лет тебе процарствовать,
Дай-то Боже!
До ста лет тебе процарствовать,
Увидать внучат и правнуков,
Дай-то Боже!
До ста лет тебе процарствовать.
И в уме и в твёрдой памяти
Безболезненно преставиться,
Боже, дай-то!»
В данном случае «Дай-то Боже!» выступает в качестве рефрена.