ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
Чайковский_ опера "Орлеанская дева"
1. общие слова
-4 действия
-1879 - год написания
-либретто автора
-по драме Шиллера (пер. Жуковского)
-премьера - Мариинский театр, Направник
2.трактовка Шиллера-Жуковского - исп. исторические источники - внес ряд изменений
а) отказ от героического апофеоза в финале (у Шиллера Иоанна спасается) б) проходящий у Шиллера мотив любви, Ч. сильно развил
3.акцент на театральности
-декоративная манера письма
-вокальные партии а) подчеркнута патетика
б) широкие интервалы в) напряженная тесситура
-эффектные массовые сцены,например а) 1-е д., народная сцена б) 3-е д., финал
4.исторический колорит - элементы стилизации
- пример - 2-е д., хор менестрелей
5.оркестрово-описательные картины - играют важную роль - 3-е д., изображение боя
- 3-е д., финал, гром и смятение толпы - 4-е д., перед 1-й к., сумрачный лесной пейзаж
6.образ Иоанны
-единственный образ, кот. дан в развитии
-экспонирование а) "место" - 1-е д., ария "Простите вы, поля, холмы родные"
б) характеристика - два плана
1)робость перед неизвестностью - 1-й раздел: упор на 4-ю повышенную ступень с последующим нисходящим хроматическим движением
2)решимость к подвигу - ср. раздел: восходящий мажорный гексахорд
-к этой характеристике примыкает финал действия: Иоанна и хор Ангелов (мелодический оборот в диапазоне м3 - л.-м. значение, "голос", напоминающий о долге)
-дальнейшее развитие а) "место" - 2-е д., королевский двор
б) характеристика - дева-победительница
в) реализация - рассказ "Святой отец, меня зовут Иоанна": декламационность, модальность; "мерцающий свет" - Fiati, Archi, Arpe
-эмоциональный слом а) "место" - 3-е, 4-е д. - сцены с Лионелем
б) характеристика - внутренняя борьба между голосом совести и любовной страстью в) реализация - слишком изысканная романсная мелодика в устах девы-воина