Файл: Чайковский_ Пятая симфония .pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чайковский_ Пятая симфония

1. общие слова

-e-moll

-соч. 64

-1888

-первая симфония-трагедия 2. драматургия

-трагическая антитеза - интродукция и Andante

-вст - основная сила конфликта а) противопоставляется остальным образам

б) имеет сквозное развитие на протяжении всего цикла

-II ч.: вторгается в сферу лирических образов

-Вальс: тема как напоминание о "роке"

-Финал: тема трансформируется в героически-триумфальный образ

3. Первая часть

-конфликт образов а) интродукция б) ГП

-вместе с тем - родство этих образов а) интонация б) тембр (кларнет)

в) гармония

3.1 ГП

- синтез черт а) повествовательность

б) маршевость - форма - сложная трехчастная с разработочной серединой и динамической репризой

- тональный план - e_G_e (ABA), G_h (C), e (A)

3.2 СП

-подготовка ладотональной сферы ПП

-колебание между h-D

-значение темы - кульминация разработки (трагическое звучание темы, es-moll)

3.3 ПП

-две темы

-2-я - эмоциональный центр ПП

-лирический образ

-характерное а) устойчивость

б) квадратность в) отсюда - хореографический оттенок

-особенность 2-й темы - нисходящая интонация "вздоха" идет по восходящей линии

3.4 ЗП

-основана на 1-й теме ПП

3.5 разработка

-материал разработки а) ГП

б) 1-я ПП (с нее начинается, 4 Cor)

в) СП - трагический центр разработки (эпизод es-moll)

-изложена канонически у Vn, Vl, Vc на фоне остинатной фигуры из ГП

-важная особенность - отсутствует лирическая тема

-нет драматического столкновения образов


3.6 реприза

-отсутствие динамизированной репризы

-начинается "в тишине"

3.7 кода

-остинато

-черты траурного марша

-у Tr-be мотив из вст

4. Вторая часть

-форма а) сложная трехчастная

б) первый раздел - соната без разработки в) вариационное развитие ГП и ПП

-имеет кульминационное значение

-средоточие светлого начала; лирические образы а) вст (h-moll)

б) ГП (D-dur)

в) ПП (Fis-dur)

-тематизм (жанры) а) хорал - вст б) песня - ГП в) романс - ПП

-драматургия а) конфликт не между ГП и ПП

б) конфликт между вст из 1-й ч. и ГП+ПП

-столкновение противоположных сил а) в среднем разделе (!)

б) средний раздел - отстраняющий (обычно)

в) fis-moll

г) Cl solo

д) появляется тема вст из 1-й ч.

е) потом эта тема вторгается в кульминацию ПП в репризе

5.Третья часть

- вальс а) не жанровый элемент

б) обобщение лирических образов 5.1 функция части

- связь между внутренней психологической сферой и образами внешнего мира 5.2 другие образы (помимо тем вальса)

- скерцозные

- fis-moll, тема среднего раздела 5.3 тема вст из 1-й ч.

- появляется в коде - звучит здесь не в миноре, а в гармоническом мажоре

- не пресекает развития светлой темы вальса, а растворяется в ней

6.Финал

-героический элемент

-"критическое равновесие" конфликтных сил

-марш финала E-dur "вырос" из траурной интродукции 1-й ч.

-народное начало в а) маршевых темах

б) песенно-танцевальных

-психологическая двойственность образов

а) злое начало б) героическое

в) итог - победа второго

6.1ГП

- e-moll

- многогранность образа а) грозная пляска

б) марш (второе проведение)

6.2СП

-содержит две темы

6.3 ПП

-D-dur

-дает начало новой фазе героической линии 6.4 разработка

-трансформация ГП а) не пляс, а марш

б) тема дана здесь крупным планом, без ритмических деталей

6.5 реприза

-в ГП утверждается героическое начало

-на фоне ГП звучит новая тема (гимн-марш) 6.6 кода

-перекликается с вст финала

-соотношение вст и коды а) вст - перспектива

б) кода - ее реализация (результат)