ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
Чайковский_ Пятая симфония
1. общие слова
-e-moll
-соч. 64
-1888
-первая симфония-трагедия 2. драматургия
-трагическая антитеза - интродукция и Andante
-вст - основная сила конфликта а) противопоставляется остальным образам
б) имеет сквозное развитие на протяжении всего цикла
-II ч.: вторгается в сферу лирических образов
-Вальс: тема как напоминание о "роке"
-Финал: тема трансформируется в героически-триумфальный образ
3. Первая часть
-конфликт образов а) интродукция б) ГП
-вместе с тем - родство этих образов а) интонация б) тембр (кларнет)
в) гармония
3.1 ГП
- синтез черт а) повествовательность
б) маршевость - форма - сложная трехчастная с разработочной серединой и динамической репризой
- тональный план - e_G_e (ABA), G_h (C), e (A)
3.2 СП
-подготовка ладотональной сферы ПП
-колебание между h-D
-значение темы - кульминация разработки (трагическое звучание темы, es-moll)
3.3 ПП
-две темы
-2-я - эмоциональный центр ПП
-лирический образ
-характерное а) устойчивость
б) квадратность в) отсюда - хореографический оттенок
-особенность 2-й темы - нисходящая интонация "вздоха" идет по восходящей линии
3.4 ЗП
-основана на 1-й теме ПП
3.5 разработка
-материал разработки а) ГП
б) 1-я ПП (с нее начинается, 4 Cor)
в) СП - трагический центр разработки (эпизод es-moll)
-изложена канонически у Vn, Vl, Vc на фоне остинатной фигуры из ГП
-важная особенность - отсутствует лирическая тема
-нет драматического столкновения образов
3.6 реприза
-отсутствие динамизированной репризы
-начинается "в тишине"
3.7 кода
-остинато
-черты траурного марша
-у Tr-be мотив из вст
4. Вторая часть
-форма а) сложная трехчастная
б) первый раздел - соната без разработки в) вариационное развитие ГП и ПП
-имеет кульминационное значение
-средоточие светлого начала; лирические образы а) вст (h-moll)
б) ГП (D-dur)
в) ПП (Fis-dur)
-тематизм (жанры) а) хорал - вст б) песня - ГП в) романс - ПП
-драматургия а) конфликт не между ГП и ПП
б) конфликт между вст из 1-й ч. и ГП+ПП
-столкновение противоположных сил а) в среднем разделе (!)
б) средний раздел - отстраняющий (обычно)
в) fis-moll
г) Cl solo
д) появляется тема вст из 1-й ч.
е) потом эта тема вторгается в кульминацию ПП в репризе
5.Третья часть
- вальс а) не жанровый элемент
б) обобщение лирических образов 5.1 функция части
- связь между внутренней психологической сферой и образами внешнего мира 5.2 другие образы (помимо тем вальса)
- скерцозные
- fis-moll, тема среднего раздела 5.3 тема вст из 1-й ч.
- появляется в коде - звучит здесь не в миноре, а в гармоническом мажоре
- не пресекает развития светлой темы вальса, а растворяется в ней
6.Финал
-героический элемент
-"критическое равновесие" конфликтных сил
-марш финала E-dur "вырос" из траурной интродукции 1-й ч.
-народное начало в а) маршевых темах
б) песенно-танцевальных
-психологическая двойственность образов
а) злое начало б) героическое
в) итог - победа второго
6.1ГП
- e-moll
- многогранность образа а) грозная пляска
б) марш (второе проведение)
6.2СП
-содержит две темы
6.3 ПП
-D-dur
-дает начало новой фазе героической линии 6.4 разработка
-трансформация ГП а) не пляс, а марш
б) тема дана здесь крупным планом, без ритмических деталей
6.5 реприза
-в ГП утверждается героическое начало
-на фоне ГП звучит новая тема (гимн-марш) 6.6 кода
-перекликается с вст финала
-соотношение вст и коды а) вст - перспектива
б) кода - ее реализация (результат)