ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
Чайковский_ опера "Пиковая дама"
1. общие слова
-1890 - год написания
-3 действия, 7 картин
-либретто Модеста Чайковского
-по повести Пушкина
-премьера - 1890, Мариинский театр
2. опера-симфония
-синтез оперных и симфонических закономерностей 2.1 три основные темы
-характеристика главных героев а) тема-секвенция Графини
б) тема любви в) тема 1-го ариозо Германа (она же - тема трех карт)
2.2 аналогии с сонатной экспозицией
-вст - тема Графини
-ГП - тема трех карт
-ПП - тема любви
3.трансформации основных тем 3.1 тема Графини - одна образная сфера - рок, смерть
- развитие темы направлено на формирование целотонной темы призрака - особенности темы
а) три звука б) секвентный принцип развития
- особенности темы дают возможность разнообразно ее варьировать - отсюда - различные грани единой образной сферы
а) реальность / символичность б) зловеще-трагедийное / трагедийно-роковое
3.2 тема 1-го ариозо Германа - подвергается значительной трансформации
- ее развитие направлено на формирование темы трех карт - таким образом, процесс развития темы завершается в 4-й к. 3.3 тема любви - одна образная сфера - лирика
- активно влияет на все тематическое развитие оперы - "растворяется" в тематизме
- тема-маска, способная реагировать на процесс развития всей оперы
4.другие важные темы
-тема квинтета: из нее вырастает тема 4-й к.
-тема баллады Томского
5. сонатно-симфонический принцип построения сцен, пример
-2-я к., заключительная сцена
-экспозиция
а) ГП, F-dur, тема любви
б) ПП, fis-moll - C-dur, ариозо "Прости, небесное созданье"
-разработка: эпизод с Графиней (развитие темы-секвенции)
-сокращенная реприза а) тема любви
б) кульминационный эпизод ариозо, E-dur
6.сонатно-симфонические закономерности в строении картин - 1-я и 2-я к. - экспозиция главных образов
а) Герман - 1-я к. б) Лиза - 2-я к.
- 3-я - эпизод - разработочное развитие основных тем - 4-я и 5-я к. - два симф. центра - разработки с кульминационными волнами - 6-я к. - трагическая развязка судьбы Лизы - 7-я к. - гибель Германа - 6-я и 7-я к. - "зеркальная реприза"
7.тональная система
-три основных тональности а) h-moll
б) e-moll (S) в) fis-moll (D)
-1-я к. - ведущее положение S и D
а) фиксация e-moll - ариозо Германа, баллада Томского б) фиксация fis-moll - эпизод появления Графини, квинтет
8. бытовой фон и психологическое состояние
-два метода их взаимодействия а) противопоставление (пример, 1-я к. безмятежность фона контрастирует
возбужденному состоянию Германа)
б) слияние (пример, 1-я к. финальная сцена: бушующая природа созвучна состоянию Германа)
- наиболее удаленная от психологической драмы - 3-я к.