Файл: Чайковский_ опера Пиковая дама.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чайковский_ опера "Пиковая дама"

1. общие слова

-1890 - год написания

-3 действия, 7 картин

-либретто Модеста Чайковского

-по повести Пушкина

-премьера - 1890, Мариинский театр

2. опера-симфония

-синтез оперных и симфонических закономерностей 2.1 три основные темы

-характеристика главных героев а) тема-секвенция Графини

б) тема любви в) тема 1-го ариозо Германа (она же - тема трех карт)

2.2 аналогии с сонатной экспозицией

-вст - тема Графини

-ГП - тема трех карт

-ПП - тема любви

3.трансформации основных тем 3.1 тема Графини - одна образная сфера - рок, смерть

- развитие темы направлено на формирование целотонной темы призрака - особенности темы

а) три звука б) секвентный принцип развития

- особенности темы дают возможность разнообразно ее варьировать - отсюда - различные грани единой образной сферы

а) реальность / символичность б) зловеще-трагедийное / трагедийно-роковое

3.2 тема 1-го ариозо Германа - подвергается значительной трансформации

- ее развитие направлено на формирование темы трех карт - таким образом, процесс развития темы завершается в 4-й к. 3.3 тема любви - одна образная сфера - лирика

- активно влияет на все тематическое развитие оперы - "растворяется" в тематизме

- тема-маска, способная реагировать на процесс развития всей оперы

4.другие важные темы

-тема квинтета: из нее вырастает тема 4-й к.

-тема баллады Томского

5. сонатно-симфонический принцип построения сцен, пример

-2-я к., заключительная сцена

-экспозиция

а) ГП, F-dur, тема любви

б) ПП, fis-moll - C-dur, ариозо "Прости, небесное созданье"

-разработка: эпизод с Графиней (развитие темы-секвенции)


-сокращенная реприза а) тема любви

б) кульминационный эпизод ариозо, E-dur

6.сонатно-симфонические закономерности в строении картин - 1-я и 2-я к. - экспозиция главных образов

а) Герман - 1-я к. б) Лиза - 2-я к.

- 3-я - эпизод - разработочное развитие основных тем - 4-я и 5-я к. - два симф. центра - разработки с кульминационными волнами - 6-я к. - трагическая развязка судьбы Лизы - 7-я к. - гибель Германа - 6-я и 7-я к. - "зеркальная реприза"

7.тональная система

-три основных тональности а) h-moll

б) e-moll (S) в) fis-moll (D)

-1-я к. - ведущее положение S и D

а) фиксация e-moll - ариозо Германа, баллада Томского б) фиксация fis-moll - эпизод появления Графини, квинтет

8. бытовой фон и психологическое состояние

-два метода их взаимодействия а) противопоставление (пример, 1-я к. безмятежность фона контрастирует

возбужденному состоянию Германа)

б) слияние (пример, 1-я к. финальная сцена: бушующая природа созвучна состоянию Германа)

- наиболее удаленная от психологической драмы - 3-я к.