ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
№ 16
В современном словоупотреблении герменевтика (термин греческого происхождения – разъясняю, истолковываю) употребляется в 3х основных значениях: 1) теория и практика истолкования текстов 2) течение в современной философии 3) как методология наук о духе главной задачей которых является понимание – постижение смысла. Феномен понимания и правильного истолкования не является специальной методологической проблемой гуманитарных наук (наук о духе), а относится ко всей совокупности человеческого опыта в целом.
Основные формы герменевтики: 1) теологическая герменевтика – возникла из необходимости самозащиты реформационного истолкования Библии от нападок католических теологов: может быть догматической или критической (критика Библии Спинозой) 2) филологическая герменевтика – например перевод с одного языка на другой 3) юридическая герменевтика – толкование правового смысла действующего закона применительно к конкретным условиям. 4) универсальная (философская) герменевтика где проблемой становится понимание как таковое, а сама герменевтика представляет собой универсальный метод философии.
Основы Герм. Как общей теории интерпретации заложены немецким философом Шлейермахером в конце 18 нач. 19 веков. У него Герм. Мыслится прежде всего как искусство понимания чужой индивидуальности. Дильтей развил Герм. Как методологическую основу гуманитарного знания, с его точки зрения Г. Есть искусство истолкования литературных памятников, понимания письменно зафиксированных проявлений жизни.
В 20в. Герменевтику развивали Хайдеггер, Гадамер, Рикёр.
Крупнейший вклад в развитие герменевтики внес немецкий философ Гадамер. Суть – фундаментальная истина герменевтики такова: истину не может познавать и сообщать кто-то один. Всемерно поддерживать диалог, давать сказать слово инакомыслящему, уметь усваивать произносимое им – вот в чем душа герменевтики.
Важнейшей особенностью гуманитарных наук является то, что их предметом является нечто такое к чему принадлежит с необходимостью и сам познающий, а это означает что эти науки не могут копировать методологию естествознания. Истина не есть характеристика познания, а характеристика самого бытия, она не может быть «схвачена» при помощи метода, а может лишь приоткрыть себя понимающему осмыслению. Истина свершается и способ ее свершения – искусство.
Важнейшая заслуга Гадамера – разработка ключевой для герменевтики категории понимания. Понимание для него – способ существования познающего, действующего и оценивающего человека. Понимание – это не только познание, а универсальный способ освоения мира (опыт). Оно неотделимо от самопонимания интерпретатора и есть процесс поиска смысла (сути дела). Понимание невозможно без предпонимания, оно предпосылка для связи с миром. Беспредпосылочное мышление – фикция, поэтому понять нечто можно лишь благодаря заранее имеющимся относительно него предположениям, а не когда оно предстает нам как нечто загадочное. Тем самым предметом понимания по Гадамеру является не смысл, вложенный в текст автором , а то предметное содержание с осмысление которого связан текст.
Для Гадамера характерно всемерное подчеркивание диалогического характера философской герменевтики как логики вопроса и ответа, как своеобразный философии понимания. Диалог – это основной способ постижения истины (идеи восходят к Платону, Сократу). Решение вопроса есть путь к знанию и результат зависит от правильной постановки вопроса. Понимание человека миром и взаимопонимание людей осуществляется в стихии языка(носитель традиции, понимания).
Одним из основных понятий философской герменевтики является понятие «ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ» — особенность процесса понимания, связанная с его циклическим характером. Различные модификации герменевтического круга связаны с осознанием взаимообусловленности объяснения и интерпретации, с одной стороны, и понимания — с другой; для того чтобы нечто понять, его необходимо объяснить, и наоборот. В отчетливой форме — как круг “целого и части”—представлен в герменевтике 18—19 вв. (Ф. Шлейермахер, А. Бёк): для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого. Чтобы понять некоторый текст, надо понять отдельные предложения, но для понимания каждого предложения надо уже располагать пониманием текста; чтобы понять предложение, надо понять отдельные слова, но для правильного понимания их смысла надо понимать предложение и т. д. Слово есть часть относительно предложения, предложение—часть относительно текста, текст — часть относительно творческого наследия данного автора, тексты данного автора — часть определенной жанровой совокупности и т. д. Шлейермахер, различавший “грамматическую” и “психологическую” интерпретации письменных документов, столкнулся со следующей модификацией герменевтического круга: текст есть фрагмент целостной душевной жизни некоторой личности, и понимание “части” и “целого” здесь также взаимно опосредовано. На другой аспект герменевтического круга обратил внимание В. Дильтей: понимание текста как “проявления жизни” творческого индивида возможно при условии понимания духовного мира соответствующей эпохи, что, в свою очередь, предполагает понимание оставленных этой эпохой “жизнепроявлений”. В философии М. Хайдеггера герменевтический круг связывается не с формальными условиями понимания как метода познания, а с онтологическими его условиями как основного определения человеческого существования. Поскольку герменевтический круг выражает взаимообусловленность истолкования бытия человеком и человеческого самоистолкования, постольку задача герменевтики состоит не в том, чтобы выйти из герменевтического круга, а в том, чтобы в него войти. Герменевтический круг имеет, таким образом, не методологический, а онтологический характер. В философской герменевтике Гадамера эта трактовка герменевтического круга развивается путем конкретизации хайдеггеровского учения о понимании. Языковая традиция, в которой укоренен познающий субъект, составляет одновременно и предмет понимания, и его основу: человек должен понять то, внутри чего он с самого начала находится.