ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
№1. Понятие теории музыки. Структура музыкально-теоретического знания. Классификация и периодизация музыкознания.
1. Понятие теории музыки.
Теория музыки есть система знаний о сущности явлений и законов музыки.
Это область науки искусствознания, определение которого многомерно и на различных исторических этапах имевшее различные толкования. «Теория музыки», в современном понимании, есть позднейшее вычленение того, что можно считать теорией искусства, которая не существовала автономно и была вплетена в общую систему знаний.
В музыковедении наличествуют пары понятий теории:
«Теория – практика»: к теории относится все, что не есть исполнительство и сочинение музыки. «Теория музыки – история музыки»: нельзя отнести всю совокупность музыкально-исторических
дисциплин,
«Теория – творчество (сочинение)» «теория – исполнительство» сюда теория композиции, теория педагогики,
«Теория – эмпирия» к теории относится лишь научное истолкование вещей. Аналитическое описание музыки – эмпирия, изложение научной концепции – теория; музлитература – эмпирия, построение муз.-исторической концепции – теория.
Так, греками, в архаический период, не разделялась на искусство – творение и искусство – творчество мыслей, и воспринималась как синкретичность «искусства», и как художественная деятельность, и как мысли о ней. А искусство у греков (технэ) – это умение, ремесло, изобретение, выдумка, хитрость, рассуждения об искусстве, теоретическое положении и др. Но уже в период классики происходит разделение между «делать» и «думать». Отсюда же начинают разделяться смыслы «теории» и «истории», на «дела» (праксис) и «созерцание» (феорИя).
Многослойность понятия заключается в:
Теория музыки во взаимодействии с музыкой-искусством, восходящему к древнему толкованию,
Специфический предмет изучения теории – логические законы музыки,
Специфический метод музыкальной теории – исследование и изложение законов музыки,
Ценность и жизнеспособность теории музыки во взаимодействии с музыкальной практикой,
Связь с другими науками: философия, музыкальная физика, акустика, социология, психология.
2.Структура муз-теоретического музыкознания. В теории музыки происходит слияние различных компонентов-слоев, охватывающих Их логичекая последовательность:
1) проявление, отражение в теории музыки системы художественных ценностей своей эпохи (говоря языком Поспеловой, или Холопова, «онтологизация исторически конкретной системы худ. ценностей»)
2) формирование эмпирической основы теории путем сознательного выбора исследования (короче говоря, просто набор материала для исследования. Ну почему бы не сказать так, а?!). Теория может отобрать что-то и абсолютизирует отобранное, не считаясь с эпохой. Так, средневековая теория прошляпила народную музыку, где господствовал ионийский лад, который был замечен лишь в конце эпохи Возрождения.
3)Теория обладает понятийным аппаратом, стало быть терминология и номинология как область знания. Выработка термин. системы – внешнее выражение методологической системы.
4) классификация и систематика предметов теории.
5)сплочение всего комплекса эмпирического материала в единое логически непротиворечивое целое – муз.теор. систему. Вся масса материала подчиняется ведущей закономерности, например, индивидуальной теории «метротектонизма» Конюса, «ладового ритма» Яворского. «Сплочение огромной массы систематизированных данных в муз-теор.систему есть форма продуктивной деятельности муз-теор.науки.»
Получается (должна, по крайней мере) система классифицированных эмпирических заний, выявляющая законы музыки-искусства. В случае верного изложения возможны «предсказния»: напр, Танеев, будучи противником левых течений, предвосхитил 4 классические формы серии.
6) Осмысление и обоснование явлений музыки на базе более глубоких и более общих законов, например, философских закономерностей. Часто в системе ссылок обнаруживается социальная и психологическая позиция (кого цитирует больше, кого замалчивает, кого боится, любит и т.д.)
Процесс построения теории – не только отражение определенного порядка вещей, но также и творение его, создание «новой реальности».
1
Основной вопрос муз.теории – отношение к практике. 2 стороны: теория есть отражение реалий музыкиискусства. С др, теория как идеальная мыслительная модель есть нечто самостоятельное.(«автономный интеллигибельный феномен» - как вам?)
Итак, история музыкальной теории – отражение в области науки общих закономерностей музыкального искусства как одной их форм общественного сознания.
3. Классификация. В систематике музыкознания нет единой общепринятой схемы логического расположения отраслей науки, как нет и совпадения в их составе (и что ж это тогда за наука?..)
В муз. словаре Римана – схема Дрэгэра: I.История музыки (сюда входит история муз.теории); II.Систематическое музыкознание (акустика, психология, эстетика и философия музыки); III.Муз.фольклористика и этнография; IV.Муз.социология; V.Прикладное музыкознание (педагогика, критика, изготовление инструментов). Любопытно, что нет самост. места для теор.наук о муз.композиции –
гармонии, полифонии, форме… |
|
|
|
|
||
БСЭ под ред. Келдыша: |
I. Теоретическое музыкознание; II. Историчекое музыкознание; |
III. |
||||
Муз.этнография; IV. Муз.критика. |
|
|
|
|
||
MGG: I.Фундаментальные |
муз.науки; II.История |
музыки; III.Муз.фольклористика |
и этнография; |
|||
IV.Муз.страноведение и обществоведение. |
|
|
|
|
||
Своя |
у Вирановского: |
I.Систематическое |
музыкознание; |
II.Историческое |
музыкознание; |
III.Метатеоретическая область (историю муз.науки выносит в отдельную область). Это им, конечно, нравится больше всего («представляется нам наиболее точной»).
Короче, неоднозначно. Большинство сходятся на отнесении истории теор.музыкознания к истории музыки.
4. Периодизация. В истории муз.науки три огромных периода:
1)Древний мир и до Боэция (материально-чувственный космологизм) 2) от Августина до начала Нового времени, 16 век включит.(расщепление мира на чувственно-телесный и умопостигаемый духовный,
истинный; монотеизм; доминирование личности творца) 3) Новое – с 17 в. – и Новейшее время, с ХХ века.
(преобладание субъекта над объектом, абсолютизация чел.личности, атеизм…)
Пласты, конечно, наплывают друг на друга. Скорее не временные отрезки, а фазы, обозначающие развитие определенных качеств муз.мышления, и эти качества затем не отмирают, а поглощаются последующей формацией…
2
№2. Древнегреческая теория музыки. Общая характеристика. Творцы теории музыки. Понятие музыки (мусике), гармонии, теории числа.
1.Древнегреческая теория музыки составляет фундамент европейского музыкознания – многие термины современной муз. науки заимствованы из древнегреч. учения (гармония, канон, мелодия, ритм, метр, система, техника и тд), в определенной мере сохранена структура греч. теории. Греч. муз. теория – неотъемлемая часть всей греч. культуры, переживавшей расцвет. В середине I тысячелетия до н.э. Греция обладала развитой экономикой, богатыми возможностями роста культуры и впитывания достижений других стран. Три фактора:
1) греч. теория есть отражение бурного скачка в развитии мысли о музыке (переход на более высокую ступень мышления)
2)греч. теория есть научное осмысление практического искусства на высочайшей ступени развития в муз. культуре своего времени
3) греч. теория вобрала в себя достижения муз. науки близлежащих стран (Египта и Вавилона) 2. Основатель – Пифагор (VI в. до н.э.), родоначальник теоритич. музыкознания вообще. Пифагорейская школа (VI-IV в. до н.э.) – Гиппас, Филолай, Архит, Евдокс.
Платон (427-347 до н. э.) и Аристотель (384-322 до н.э.). Платон разделял пифагорейскую концепцию числа. Аристотель – ученик Платона.
Аристоксен из Тарента (IV в. до н.э.), ученик Аристотеля, автор бесчисленных трудов (более 400),
среди них «Элементы ритмики» и «Элементы гармоники». С его именем связывают второе направление античного музыкознания (после пифагорейской школы). Отличие в методах. В методе Аристоксена решающая роль отводилась слуховому восприятию, «чувственному созерцанию». Его последователей называли «гармониками». У пифагорейцев метод связан с математическими вычислениями и логическими умозаключениями на их основе (их стали называть «канониками» по инструменту канону, на котором они производили расчеты интервалов.)
Птолемей (90-160 Н. Э.) – математик, астроном, создал модель мира с центром в виде Земли. Трактат «Гармоника» - обобщает достижения пифагорейского и аритоксеновского направлений (не отказываясь от математич. исследования, привлекает критерии чисто слухового восприятия и доказывает, что одно не противоречит другому.)
Аристид Квинтилиан (II – III в.н.э.) – трактат «О мусическом искусстве». Обобщение существующих учений. Менее важные – трактаты Плутарха, Клеонида, Никомаха, Гауденция.
3. Понятие «музыка» не вполне совпадает с нашим. «Музыка» (греч. «мусикЭ» - от «Муса» - Муза) переводится как «мусическое» (подразумевается «тЕхне» - искусство, умение). Музы – дочери Зевса и богини памяти Мнемосины – богини всяких видов духовной деятельности (их 9: Клио – истории, Урания – астрономии, Талия – комедии, Мельпомена – трагедии, Эвтерпа – лирической поэзии, Эрато – любовной поэзии, Полигимния – гимнической поэзии, Каллиопа – эпической поэзии, Терпсихора - танцев). В широком смысле «мусическое» (искусство развитие духа) противопоставлялось гимнастике (искусство упражнения тела). В узком смысле «мусическое» - единство пения, стиха и танца (хорея – синтетический жанр греч. музыки). То, что мы называем музыкой, автономное искусство звуковых форм, отсутствует в античной Греции. Их привлекала пластическая ясность, скульптурно-телесная объективность мелодиимузыки, мелодии-танца.
4. Пифагорейцы не проводили принципиального различия между гармонией мироздания, гармонией души, тела и гармонией муз звуков. Понятие гармонии применяется не только музыке, но и в естественных науках, математике, физике. Как общая категория гармония подразумевает силы скрепления, объединения вещей («без гармони мир бы распался»- пифагорейская философия). Корень har – «сглаживание», объединение; отсюда ряд однокоренных слов в дрвнегреч. языке. Основной глагол «хармодзо» - скреплять, надевать оковы, сочинять стихи, настраивать лиры, сочетаться браком, руководить, быть впору и т.д. «Гармония» - связь, скрепа, соглашение, порядок, характер, муз. строй…
Богиня Гармония была мифологическим существом. Самый известный – беотийский (фиванский) миф: Гармония – дочь бога войны Ареса и богини любви и красоты Афродиты. Зародыш идеи диалектического единства двух начал. Греческий миф о гармонии примыкает к распространенному у разных народов представлению о соединении противоположностей как основе мира.
Слово «гармония» охватывает и ряд специальных муз. значений:
-лад в общем муз-эстетическом смысле (порядок в звуках) -октава-интервал
-Энармон – интервальный род
-лад в узком смысле (ладовый звукоряд)
3
5.Первая собственно научная теория гармонии выработана пифагорейской школой. Научное обоснование учения о гармонии связано с главной философской доктриной Пифагора – учением о числе. Пифагорейцы мыслили число как нечто материальное, телесно-геометрически-фигурное. Числа были представлением математически измеренных вещей (число – это «числовым образом размеренная вещь» - Лосев). Поэтому их можно воспринимать чувственно, видеть, осязать, слышать. Возникает идея, что музыка – это звучащее число.
Священная четверица – 1-2-3-4. Они, сложенные в четырехугольник, представляли декаду – десятку. Их соотношения дают гармонию, на которой держится вся музыка, а именно – консонансы: октава (2:1), квинта (3:2), кварта (4:3). Любой лад базировался на этих отношениях. Музыкально-числовые закономерности демонстрировались на каноне – монохорде.
4
№3. Греческая гармоника. Разделы гармоники.
Древнегреческая гармоника – типовой краткий учебник о ладовых (звуковысотных) основах музыки. Термин «хармонике» - гармоническое, слаженное – искусство гармонии, реализуемое у греков в виде слагания песен (мелоса). Т. к. греч. музыка была, в принципе, одноголосной, след, учение о гармонии – учение о монодических ладах.
В древнегреч теорию входили: гармоника, ритмика и метрика (стихосложение), органика (учение о муз инстр) и позднее учение о нотации.
Гармоника – теоретическая и практическая дисциплина о природе музыкального построения.
Греч гармоника состояла из 7 разделов, поэт называлась семичастной (символич свящ число 7). Логика последования разделов – движение от простого к сложному.
1.Звуки. «фтонг» - «попадание музыкального звучания на одну высоту». 2 типа движения: речевой и мелодический. С мелодическим движением связано числовое понимание звука – число выражает определенное напряжение голоса. Поэтому понятие мелоса у греков предполагает высотно расчлененное звуковое движение, близкое современному понятию лад. лад – критерий отличия музыки от речи. Речевые звуки без фиксации высот называются экмелическими – т.е. находящимися вне мелоса.
2.Интервалы. Интервал – диάстема = через-стояние. Т.е. это некое расстояние, отношение одного звука к другому. Унисон – гомофон, четвертитон – диеса, полутон – гемитон, тонтон, м.3 – тригемитон, б.3 – дитон, 4 – диатессάрон, тритон-тритон, 5 – диапента, м.6 – тетратон, б.6 – тетратон с гемитоном, м.7 – пентатон, б.7 – пентатон с гемитоном, 8 - диапасồн. самостоятельными считаются только интервалы в пределах 8. свыше – составные. 8 мыслилась состоящей из 4 и 5. древнегреч теория ориентировалась на малообъемные звукоряды, т.е. олиготонику (т. е. немногие тоны)
Интервалы, числовые соотношения которых не выходят за пределы первых 4х чисел называются симфонии, т.е. консонансы (8,5,4). Все остальные числовые соотношения образуют диафонии, т.е. диссонансы. Первым консонансом считалась 4, она была каркасом мелодических структур. Тетрахорд составлял основу древнегреч музыки. По 4 также настраивалась легендарная лира Орфея (е-h-a-e). Интервалы понимались мелодически.
3.Звукоряды. Система – букв. сстав, т.е. соединенное воедино множество звуков. Система объединяет более, чем 2 звука. Раздел о системах – учение о звукоряде.
Звукоряды различались по протяженности – в объеме 4, 5, 8,16.
Полный звукоряд – система телейон (совершенаая система) – букв. полный состав в натуральной позиции, сост. из нескольких дорийских тетрахордов и заключал в себе все виды октавы.
2полных звукоряда: больший – в объеме 2х октав, меньший – в объеме ундецимы. Названия связаны со строем кифары, с положением рук и пальцев исполнителя на струнах: нета – крайняя (струна), паранета
–«рядом с крайней», трита – «третья» (от неты), месса – «средняя» (центр звукорядной системы), парамеса – «рядом с мессой» (со средней), лихана – «указательный палец» (захватывающий определенную струну), гипата – главная, парипата – «рядом с гипатой» просламбанồмен – «добавочная» (дополнительная струна)
Совершенная система имеет относительно высотный характер, для нашего удобства от А до а1, структурирована по главному у греков дорийскому тетрахорду (сверху вниз: тон, тон, полутон). Внутри тетрахордов повторяются модальные функции (нета, паранета, трита), краевые тоны тетрахордов функционально подобны.
Полный меньший звукоряд (в объеме ундецимы от А до d1) состоял из 3х тетрахордов, сверху содержал си-бемоль, а снизу си.
В совокупности больший и меньший звукоряды дают миксодиатоническую систему (из-за 2х вариантов звука си). В такой смешанной диатонике 8 ступеней.
4.Роды – классификационная категория, продолжнение учения о звуковых системах в особом аспекте: в объеме тетрахорда. Тетрахорд – 1й классический образец звуковой системы, пронизанный тонкими ладоинтонационными связями. (особпя роль кварты).
Роды – определенные исторически сложившиеся типы сочетания интервалов в ладозвукорядной системе, то есть роды интервальных систем. Род – определенное расположение четырех звуков.
3рода: диάтон: полутон, полутон, тон (растянутый род – e1-d1-c1-h). Хрома: полутон, полутон, полтора тона (расцвеченный цветистый род – e1-des1-c-h). Энармон: четвертитон, четвертитон, 2 тона (особо изнеженный род, e1-c1-ces1-h).
Песни в этих 3х родах обладали определенным характером – этосом. Диатон – демократический, суровый. Хрома и энармон – изысканные, чувственные.
5
В рамках тетрахорда существовала своеобразная функциональность Краевые тоны – гестоты – твердые и неизменные. Средние звуки Господствующий тон – гегемон – верхний звук тетрахорда.
–модальные функции звуков.
–кинумены – подвижные.
5.Тоны – транспозиционные гаммы – транспозиция полного двухоктавного звукоряда по определенной схеме. Раздел о тонах – продолжение учения о системах (звукорядах). Трактуется как перестройка струн лиры для получения другого лада-строя.
6.Метаболы – широкое понятие, указывающее на перемены разного рода, не ограниченное только звуковысотностью. Метабола по метру, роду, тону, этосу.
7.Мелопея – обобщающий раздел гармоники, где излагается наука о создании целостной мелодии. Мелопея, согласно Платону – сочинение музыки. Мелопойос – сочинитель лирических песен. Параллель – ритмопея – искусство постоения муз-поэтических ритмов.
Проблема этоса. Этос – выразительный характер различных элементов музыки.. геки были уверенны
вогромном, почти магическом действии музыки.
6
№4. Боэций.
Боэций (конец 5 – нач 6 века) – ключевая фигура в истории западной музыкальной теории. Собиратель того, что было накоплено в античной науке.
Рим, завоеванный варварами. Боэций – государственный деятель, консул, первый министр, был оклеветан, заключен в заточение и казнен. В заточении написал самый знаменитый из своих трактатов – выдающееся философское сочинение «Утешение философией». В 1883 г был канонизирован.
Наследие - 3 тематические группы:
1.сочинения по философии. «Книга определений». Переводы и комментарии к трудам греческих философов.
2.богословские труды по христианской теологии. «Святоотеческие сочинения», трактат «О
святой троице»
3.учебные руководства в области квадривия, из которых сохранились 2: «Наставление в арифметике» и «Наставление в музыке» - адаптация разных греческих текстов о музыке.
4.особняком - художественно-философская сатура «Утешение философией» (прозаические части
чередуются с поэтическими). Послание-исповедь из темницы в форме диалога с Философией – аллегорической фигурой, выражающейся поэтически. Слова Боэция – проза.
Музыка в понимании Боэция – не искусство, а теоретическая наука о числе. Наука о природе мировой гармонии, ее проявлении в звуках.
Философия гармонии. Обобщенная Греко-римская философия, начиная с пифагорейцев, Платона. Понятия гармонии и музыка практически тождественны. Мусическое, по мысли древних, это все то, что
устроено гармонически.
Гармония как философская категория неотъемлема по Боэцию от субстанции Бога, как высшего первоначала. Категория гармонии раскрывается посредством понятия единства или единения: мировой порядок существует при одном условии – условии единства.
Бог – Гармония (Порядок) – Единство – Благо.
Учение о трех родах музыки и трех видах гармонии.
Мировая гармония отражается в устройстве человека и в музыке, которая есть ее звуковое проявление на земле.. доктрина о 3х музыках:
Музыка Mundana – мировая (Harmonia – красота божественных сущностей) – гармония мира,
Вселенной. Модель и прообораз для двух других видов музыки.7 небесных светил или сфер соответствуют 7 струнам кифары или лиры, образуя небесный гептахорд или гармонию сфер.
Музыка Humana – человеческая (Concordia – согласие в одушевленных вещах, красота одушевленного мира) – многообразная гармония в человеке. Рекомендация избегать крайностей, уход за телом, занятия физкультурой. Гармония в этом смысле – нечто среднее, уравновешанное.
Музыка Instrumentalis – инструментальная (Consonantia – гармония, вошедшая в звуки, музыкальная гармония в нашем смысле слова) – понимается как собственно звучащая, проихзводимая человеческим голосом или инструментом.
Музикус.
Каково человеческое познание этой триединой музыки? Оно возможно 2мя путями – практическим действием и разумом. Тот, кто познает разумом называется музикусом (спец глава в «Наставлениях о музыке» - кто такой музикус).
Музикус – это понятие = музософ.
Иерархия музыкальной деятельности: те, кто играют, те, кто сочиняют, и те, кто выносят суждение о песнях и инструм сочинениях. Исполнители по мнению Боэция далеки от понимания музыкальной науки. Сочинители сочиняют не по умозрению, а по природному инстинкту. Музикусы – имеют способность судить о ладах, ритмах, целых песенно-поэтических композициях.
Определение музикуса: это тот, кто точным разумом постигает науку пения не службой действия, но силой созерцания. Теоретик выше практика настолько, насколько разум выше тела. Разум имеет несомненное преимущество перед слухом, т.к. ощущения несовершенны и субъективны.
Музикус должен заниматься не только звучащей музыкой, но и мировой и чловеческой, поскольку музыка едина в своей троичности и троична в своем единстве.
Теория числа.
Основа гармонии – мера. Гармония чисел есть гармония (равновесие) элементов всякой вещи, предохраняющей ее от распада. Изучение математических наук необходимо для философа, ибо мир создан по образцу чисел и имеет числовую структуру. В основе всех чисел лежит единица – «мать всего». В
7