ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Понятие теории музыки. Структура музыкально-теоретического знания.

Классификация и периодизация музыкознания.

1. Понятие теории музыки.

Теория музыки есть система знаний о сущности явлений и законов музыки.

Это область науки искусствознания, определение которого многомерно и на различных исторических этапах имевшее различные толкования. «Теория музыки», в современном понимании, есть позднейшее вычленение того, что можно считать теорией искусства, которая не существовала автономно и была вплетена в общую систему знаний.

В музыковедении наличествуют пары понятий теории:

«Теория – практика»:к теории относится все, что не есть исполнительство и сочинение музыки.

«Теория музыки – история музыки»:нельзя отнести всю совокупность музыкально-исторических дисциплин,

«Теория – творчество(сочинение)» «теория – исполнительство»сюда теория композиции, теория педагогики,

«Теория – эмпирия»к теории относится лишь научное истолкование вещей. Аналитическое описание музыки – эмпирия, изложение научной концепции – теория; музлитература – эмпирия, построение муз.-исторической концепции – теория.

Так, греками, в архаический период, не разделялась на искусство – творение и искусство – творчество мыслей, и воспринималась как синкретичность «искусства», и как художественная деятельность, и как мысли о ней. А искусство у греков (технэ) – это умение, ремесло, изобретение, выдумка, хитрость, рассуждения об искусстве, теоретическое положении и др. Но уже в период классики происходит разделение между «делать» и «думать». Отсюда же начинают разделяться смыслы «теории» и «истории», на «дела» (праксис) и «созерцание» (феорИя).

Многослойность понятия заключается в:

  • Теория музыки во взаимодействии с музыкой-искусством, восходящему к древнему толкованию,

  • Специфический предмет изучения теории – логические законы музыки,

  • Специфический метод музыкальной теории – исследование и изложение законов музыки,

  • Ценность и жизнеспособность теории музыки во взаимодействии с музыкальной практикой,

  • Связь с другими науками: философия, музыкальная физика, акустика, социология, психология.

2. Структура муз-теоретического музыкознания.В теории музыки происходит слияние различных компонентов-слоев, охватывающих Их логичекая последовательность:


1) проявление, отражение в теории музыки системы художественных ценностей своей эпохи (говоря языком Поспеловой, или Холопова, «онтологизацияисторически конкретной системы худ. ценностей»)

2) формирование эмпирической основы теориипутем сознательного выбора исследования (короче говоря, просто набор материала для исследования. Ну почему бы не сказать так, а?!). Теория может отобрать что-то и абсолютизирует отобранное, не считаясь с эпохой. Так, средневековая теория прошляпила народную музыку, где господствовал ионийский лад, который был замечен лишь в конце эпохи Возрождения.

3)Теория обладает понятийным аппаратом, стало быть терминологияиноминологиякак область знания. Выработка термин. системы – внешнее выражение методологической системы.

4) классификацияисистематикапредметов теории.

5)сплочениевсего комплекса эмпирического материала в единое логически непротиворечивое целое – муз.теор. систему. Вся масса материала подчиняется ведущей закономерности, например, индивидуальной теории «метротектонизма» Конюса, «ладового ритма» Яворского. «Сплочение огромной массы систематизированных данных в муз-теор.систему есть форма продуктивной деятельности муз-теор.науки.» Получается (должна, по крайней мере)система классифицированных эмпирических заний, выявляющая законы музыки-искусства.В случае верного изложения возможны «предсказния»: напр, Танеев, будучи противником левых течений, предвосхитил 4 классические формы серии.

6) Осмысление и обоснованиеявлений музыки на базе более глубоких и более общих законов, например, философских закономерностей. Часто в системе ссылок обнаруживается социальная и психологическая позиция (кого цитирует больше, кого замалчивает, кого боится, любит и т.д.)

Процесс построения теории – не только отражение определенного порядка вещей, но также и творение его, создание «новой реальности».

Основной вопрос муз.теории – отношение к практике. 2 стороны: теория есть отражение реалий музыки-искусства. С др, теория как идеальная мыслительная модель есть нечто самостоятельное.(«автономный интеллигибельный феномен» - как вам?)

Итак, история музыкальной теории – отражение в области науки общих закономерностей музыкального искусства как одной их форм общественного сознания.

3. Классификация. Всистематике музыкознания нет единой общепринятой схемы логического расположения отраслей науки, как нет и совпадения в их составе (и что ж это тогда за наука?..)


В муз. словаре Римана – схема Дрэгэра:I.История музыки (сюда входит история муз.теории);II.Систематическое музыкознание (акустика, психология, эстетика и философия музыки);III.Муз.фольклористика и этнография;IV.Муз.социология;V.Прикладное музыкознание (педагогика, критика, изготовление инструментов). Любопытно, что нет самост. места для теор.наук о муз.композиции – гармонии, полифонии, форме…

БСЭ под ред. Келдыша:I. Теоретическое музыкознание;II. Историчекое музыкознание;III. Муз.этнография;IV. Муз.критика.

MGG:I.Фундаментальные муз.науки;II.История музыки;III.Муз.фольклористика и этнография;IV.Муз.страноведение и обществоведение.

Своя у Вирановского:I.Систематическое музыкознание;II.Историческое музыкознание;III.Метатеоретическая область (историю муз.науки выносит в отдельную область).

Это им, конечно, нравится больше всего («представляется нам наиболее точной»).

Короче, неоднозначно. Большинство сходятся на отнесении истории теор.музыкознания к истории музыки.

4. Периодизация. В истории муз.наукитри огромных периода:

1)Древний мир и до Боэция (материально-чувственный космологизм)2)от Августина до начала Нового времени, 16 век включит.(расщепление мира на чувственно-телесный и умопостигаемый духовный,истинный; монотеизм; доминирование личности творца)3)Новое – с 17 в. – и Новейшее время, с ХХ века. (преобладание субъекта над объектом, абсолютизация чел.личности, атеизм…)

Пласты, конечно, наплывают друг на друга. Скорее не временные отрезки, а фазы, обозначающие развитие определенных качеств муз.мышления, и эти качества затем не отмирают, а поглощаются последующей формацией…

2. Древнегреческая теория музыки. Общая характеристика. Творцы теории музыки. Понятие музыки (мусике), гармонии, теории числа.

1.Древнегреческая теория музыки составляет фундамент европейского музыкознания – многие термины современной муз. науки заимствованы из древнегреч. учения (гармония, канон, мелодия, ритм, метр, система, техника и тд), в определенной мере сохранена структура греч. теории. Греч. муз. теория – неотъемлемая часть всей греч. культуры, переживавшей расцвет. В серединеIтысячелетия до н.э. Греция обладала развитой экономикой, богатыми возможностями роста культуры и впитывания достижений других стран.Три фактора:

1)греч. теория есть отражение бурного скачка в развитии мысли о музыке (переход на более высокую ступень мышления)


2)греч. теория есть научное осмысление практического искусства на высочайшей ступени развития в муз. культуре своего времени

3)греч. теория вобрала в себя достижения муз. науки близлежащих стран (Египта и Вавилона)

2.Основатель –Пифагор(VIв. до н.э.), родоначальник теоритич. музыкознания вообще.

Пифагорейская школа (VI-IVв. до н.э.) – Гиппас, Филолай, Архит, Евдокс.

Платон (427-347 до н. э.) и Аристотель (384-322 до н.э.). Платон разделял пифагорейскую концепцию числа. Аристотель – ученик Платона.

Аристоксен из Тарента(IVв. до н.э.), ученик Аристотеля, автор бесчисленных трудов (более 400), среди них«Элементы ритмики» и«Элементы гармоники». С его именем связываютвторое направление античного музыкознания (после пифагорейской школы). Отличие в методах. В методе Аристоксена решающая роль отводилась слуховому восприятию, «чувственному созерцанию». Его последователей называли «гармониками». У пифагорейцев метод связан с математическими вычислениями и логическими умозаключениями на их основе (их стали называть «канониками» по инструменту канону, на котором они производили расчеты интервалов.)

Птолемей (90-160 Н. Э.) – математик, астроном, создал модель мира с центром в виде Земли.Трактат «Гармоника»- обобщает достижения пифагорейского и аритоксеновского направлений (не отказываясь от математич. исследования, привлекает критерии чисто слухового восприятия и доказывает, что одно не противоречит другому.)

Аристид Квинтилиан(II–IIIв.н.э.) –трактат «О мусическом искусстве».Обобщение существующих учений. Менее важные – трактаты Плутарха, Клеонида, Никомаха, Гауденция.

3.Понятие «музыка» не вполне совпадает с нашим. «Музыка» (греч. «мусикЭ» - от «Муса» - Муза) переводится как «мусическое» (подразумевается «тЕхне» - искусство, умение). Музы – дочери Зевса и богини памяти Мнемосины – богини всяких видов духовной деятельности (их 9: Клио – истории, Урания – астрономии, Талия – комедии, Мельпомена – трагедии, Эвтерпа – лирической поэзии, Эрато – любовной поэзии, Полигимния – гимнической поэзии, Каллиопа – эпической поэзии, Терпсихора - танцев). В широком смысле «мусическое» (искусство развитие духа) противопоставлялось гимнастике (искусство упражнения тела). В узком смысле«мусическое» - единство пения, стиха и танца (хорея– синтетический жанр греч. музыки). То, что мы называем музыкой, автономное искусство звуковых форм,отсутствуетв античной Греции. Их привлекала пластическая ясность, скульптурно-телесная объективность мелодии-музыки, мелодии-танца.


4.Пифагорейцы не проводили принципиального различия между гармонией мироздания, гармонией души, тела и гармонией муз звуков. Понятие гармонии применяется не только музыке, но и в естественных науках, математике, физике. Как общая категория гармония подразумевает силы скрепления, объединения вещей («без гармони мир бы распался»- пифагорейская философия). Кореньhar– «сглаживание», объединение; отсюда ряд однокоренных слов в дрвнегреч. языке. Основной глагол «хармодзо» - скреплять, надевать оковы, сочинять стихи, настраивать лиры, сочетаться браком, руководить, быть впору и т.д. «Гармония» - связь, скрепа, соглашение, порядок, характер, муз. строй…

Богиня Гармония была мифологическим существом. Самый известный – беотийский (фиванский) миф: Гармония – дочь бога войны Ареса и богини любви и красоты Афродиты. Зародыш идеи диалектического единства двух начал. Греческий миф о гармонии примыкает к распространенному у разных народов представлению о соединении противоположностей как основе мира.

Слово «гармония» охватывает и ряд специальных муз. значений:

- лад в общем муз-эстетическом смысле (порядок в звуках)

-октава-интервал

- Энармон – интервальный род

-лад в узком смысле (ладовый звукоряд)

5.Первая собственно научная теория гармонии выработана пифагорейской школой. Научное обоснование учения о гармонии связано с главной философской доктриной Пифагора –учением о числе. Пифагорейцы мыслили число как нечто материальное, телесно-геометрически-фигурное. Числа были представлением математически измеренных вещей (число – это «числовым образом размеренная вещь» - Лосев). Поэтому их можно воспринимать чувственно, видеть, осязать, слышать. Возникает идея, что музыка – это звучащее число.

Священная четверица – 1-2-3-4. Они, сложенные в четырехугольник, представляли декаду – десятку. Их соотношения дают гармонию, на которой держится вся музыка, а именно – консонансы: октава (2:1), квинта (3:2), кварта (4:3). Любой лад базировался на этих отношениях. Музыкально-числовые закономерности демонстрировались на каноне – монохорде.

3. Греческая гармоника. Разделы гармоники.

Древнегреческая гармоника – типовой краткий учебник о ладовых (звуковысотных) основах музыки. Термин «хармонике» - гармоническое, слаженное – искусство гармонии, реализуемое у греков в виде слагания песен (мелоса). Т. к. греч. музыка была, в принципе, одноголосной, след, учение о гармонии – учение о монодических ладах.